Анализ формальных и неформальных групп в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая характеристика формальных и неформальных групп и анализ управления на примере предприятия ООО "Строитель"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….6
1.1 Формальные группы …………………………………………………….…..6
1.2 Неформальные группы ……………………………………………………....8
1.3 Влияние формальных и неформальных групп на организацию …………10
2 2 РАЗВИТИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Строитель» ………………….16
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Строитель» …………………16
2.2 Механизм управления неформальными группами на предприятии ООО «Строитель» ……………………………………………………………………..20
2.3 Виды и характеристика основных неформальных групп на предприятии ООО «Строитель» ……………………………………………………………….24
3. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «Строитель». ……………………………...25
3.1 Методы управления неформальными группами на предприятии ООО «Строитель» ……………………………………………………………………..25
3.2 Анализ формальных и неформальных групп в организации ООО «Строитель»……………………………………………………………………...29
3.3 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курс.rtf

— 396.60 Кб (Скачать)

     Сотрудники в основном заняты общением с коллегами из своего отдела, что и влечет создание неформальных групп «по отделам».

     Я же приведу лишь 2 примера неформальных групп в отделе продаж, так как этот отдел наиболее мне знаком.

     Отдел продаж состоит из 9 менеджеров по продажам, и из-за неимения отдельных кабинетов маркетолога и логиста. Неформальная группа №1 (назовем ее так) состоит из 4 девушек в возрасте от 20 до 25 лет, с одинаковыми интересами и примерно одинаковыми чертами характера. Настроены позитивно. Лидером группы является девушка с хорошим чувством юмора, добродушная, отзывчивая, веселая и в целом, интересная натура, которая постоянно что-то придумывает.

     Группа № 2 состоит из 3 человек, двое из которых юноши, третья-девушка, имеющая в своем владении автомобиль. Чертами ее характера являются наглость, упрямство, иногда даже хамство по отношению к другим сотрудникам отдела; она является неформальным лидером данной группы. Остальные члены группы буквально тянуться за ней, потакая всем ее прихотям.

     Из-за сильных отличий лидеров двух групп, в отделе часто возникают конфликтные ситуации, которые мешают работать и портят атмосферу в коллективе. 

3. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ  ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «Строитель». 

3.1   Методы управления неформальными группами на предприятии ООО «Строитель». 

     Руководством организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации ООО «Строитель» применяются следующие методы воздействия.

1. Консультации с группами.

     Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Консультации с группой вместо попытки навязать ей произвол, говорят об уважении к достоинству группы и отдельного человека, а также ослабляют сопротивление переменам со стороны неформальной организации.

     Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях. Во-первых, они дают возможность группе и ее членам взять на себя часть заслуг в принятии решения - это неосязаемая ценность, которая порой имеет очень важное значение. Во-вторых, они удовлетворяют желание группы и ее лидеров получить определенный статус. В-третьих, консультации зачастую улучшают взаимопонимание между группой и высшим руководящим составом организации. Когда решение спускаются сверху, работники могут приписывать указаниям самые разные мотивы и скрытые намерения и весьма неправильно их толковать. С помощью консультаций руководители и рабочие группы имеют возможность убедить друг друга в обоюдных добрых намерениях и это может способствовать разрушению представления о неизбежном между ними конфликте интересов. Конечно, когда реальный конфликт интересов существует - по вопросу о заработной плате, например, - то, может быть, консультация и не поможет его устранить. Но даже в этом случае, получив возможность поставить себя на место руководителя и понять, как данная проблема выглядит с точки зрения его обязанностей, группа может с большей готовностью согласиться с неприятным решением.

     2. Обучение и внушение.

     Организация сформировала у своих служащих лояльность посредством обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо “рекламироваться” перед всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний, либо другими способами. Организация старается убедить своих сотрудников в том, что все содействующее целям организации, наилучшим образом содействует и целям отдельного человека, даже если в конкретных случаях это и не очевидно. Устраивая вечеринки, клубы и спортивные соревнования, организация пытается создать у своих служащих ощущение принадлежности к “одной большой семье”. Некоторые учреждения стараются информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том, что за ними стоит. Обычно этот прием создает у человека ощущение, что он - часть организации и что ее удачи это и его удачи. На низовом уровне этот прием сводиться к объяснению людям причин, по которым осуществляется то или иное назначение на должность, или того, как их скромная работа соотносится с важными целями организации. Использование этого метода бесспорно влияет на позицию многих людей и поэтому служит важным механизмом управления.  

3. Обеспечение лояльности руководящих работников.

     Высшее руководство старается завоевать преданность руководящего состава - начальников подразделений, филиалов, отделов и бюро,- или, другими словами, добиться их самоотождествления с организацией. Руководство делает это, поощряя их приверженность организации путем создания клубов руководящих работников, отведенных специально для руководителей столовых в учреждениях, а также посредством официальных обедов и конференций. Усилия тут направлены на создание базовой группы руководителей, с тем чтобы отвоевать лояльность отдельного начальника у коллектива, которым он руководит. 

     После того как администрация добилась лояльности своих руководящих, они становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами. Довольно редко бывает легко завоевать лояльность руководящих работников и тем самым добиться их самоотождествления с организацией. На каждом администраторе всегда висит бремя, тянущее его вниз. Он не может быть совершенно невосприимчивым к позициям и требованиям нижестоящих работников. Противовесом его человеческим склонности находить удовлетворение в самоотождествлении со своими подчиненными может служить лишь перспектива большего удовлетворения в качестве компенсации за отождествление с теми, кто занимает более высокое положение.

4. Признание естественных лидеров.

     Решающий административный механизм контроля за групповым поведением - это выявление естественных лидеров и управление ими. Один из современных теоретиков Девис, развивая эту мысль, пишет: “Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации”.

     Если естественный лидер находится вне формальной организационной схемы, он зачастую рассматривается как “возмутитель спокойствия”. Он может стать центром коллективного сопротивления влиянию организации, и если в нем сильно развита склонность к доминированию, т.е. если он активно проявляет властолюбие, то он, возможно, начнет сознательно или неосознано совершать поступки, которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то, чтобы стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе. Такие личности часто становятся организаторами группировок, которые они вовлекают в заговор с целью добиться официального лидерства в организации, на их взгляд, принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем “поглощения” естественных лидеров и предоставления им официального признания. Часто после того, как лидеры “захвачены”, начавшаяся революция терпит поражение.

     Поскольку количество руководящих постов в организационной иерархии ограничено, проблему естественного лидера не всегда можно решить повышением. Порой альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека, виновного в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в целом), можно перевести на такую должность, где он способен принести меньше вреда, или же его можно переводить достаточно часто, чтобы у него не было времени нанести вред.(3)  

5. Обмен информацией в организации.

     Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: формальная и неформальная передача информации.

     В данной организации существует некая официальная структура, с помощью которой сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача дополняется большим количеством информации, передача которой происходит от желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда, когда это официально не разрешено или даже запрещено.

     Система неформальной передачи информации является одновременно необходимой, неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность организации быстрее, чем по формальной процедуре, получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям, она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально переданная информация бывает искаженной и неверной, поскольку она не подлежит официальному контролю.

     Гибкое использование развитой системы формальной и, что особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания, а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы. 

     3.2 Анализ формальных и неформальных групп в организации ООО «Строитель». 

     Одной из главных проблем организации является наличие у ООО «Строитель», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.

     Сильные стороны -

    1. большой штат сотрудников
    2. у каждого сотрудника есть своя цель
    3. цели работников совпадают с целями организации
    4. чётко сформулированная стратегия
    5. высококвалифицированные работники

     Слабые стороны -

  1. разделение всего персонала на группы
  2. непонимания между руководителем и подчиненным
  3. общение работников только в пределах организации
  4. нежелание руководителя бороться с неформальными группами
  5. попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением руководителя
  6. персонал не воспринимает директора как лидера коллектива
  7. конфликты между руководителями и подчиненными
  8. конфликты между неформальными лидерами групп
  9. нежелание коллектива объединеняться

     Как видно, слабых сторон значительно больше в организации, чем сильных.

     Опишем существующие неформальные группы в ООО «Строитель».

     Формальным лидером в организации является ее генеральный директор.

     Генеральный директор

     Преимущества: Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень работоспособен, иногда работает «на износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Имеет большой лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.

     Недостатки: От него нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации. Когда его охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что он был не прав. Иногда не хватает, выдержи и хладнокровия в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор - доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».

     В организации его правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.

     Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:

  1. Оба работника находятся в одном офисе
  2. И главный инженер, и коммерческий директор в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, из - за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.
  3. Цель у обоих работников: эффективно и выгодно выполнить задание более дешевым и правильным способом.
  4. Главный инженер и коммерческий директор являются родственниками.

Информация о работе Анализ формальных и неформальных групп в организации