Анализ формальных и неформальных групп в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая характеристика формальных и неформальных групп и анализ управления на примере предприятия ООО "Строитель"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….6
1.1 Формальные группы …………………………………………………….…..6
1.2 Неформальные группы ……………………………………………………....8
1.3 Влияние формальных и неформальных групп на организацию …………10
2 2 РАЗВИТИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Строитель» ………………….16
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Строитель» …………………16
2.2 Механизм управления неформальными группами на предприятии ООО «Строитель» ……………………………………………………………………..20
2.3 Виды и характеристика основных неформальных групп на предприятии ООО «Строитель» ……………………………………………………………….24
3. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «Строитель». ……………………………...25
3.1 Методы управления неформальными группами на предприятии ООО «Строитель» ……………………………………………………………………..25
3.2 Анализ формальных и неформальных групп в организации ООО «Строитель»……………………………………………………………………...29
3.3 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курс.rtf

— 396.60 Кб (Скачать)

     Коммерческий директор. Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный человек, способен работать столько часов, сколько требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и продуктивность труда. Обладает исключительно практическим складом ума. Имеет склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и чужой работы. Умеет заставить людей работать. Не потерпит возле себя лентяев и халтурщиков. Его творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере межличностных отношений проявляет себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется в общении с вышестоящим руководством.

     Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.

     Чувствует уверенность в ситуациях, требующих ломки устоявшихся взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим свои обязанности.

     В случае возникновения конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий стремится искать компромиссное решение.

     Третьей неформальной группой в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

  1. дольше всех троих работает в организации,
  2. знает устои и правила организации,
  3. имеет большой стаж работы,
  4. опытный работник.

     Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.

     Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.

     В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

     Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.

     Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.

     Ведущие потребности в раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

     Группа организовалась по нескольким причинам:

  1. Единственный женский коллектив в организации,
  2. Попытки доказать, что женское мнение - правильное мнение,
  3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору,
  4. Все работницы находятся в одном кабинете,
  5. Обеденные перерывы проводят вместе,
  6. Общие интересы.

     Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:

     Первая группа - генеральный директор и исполнительный директор.

     Вторая группа - главный инженер и коммерческий директор.

     Третья группа - главный бухгалтер и два бухгалтера.

     По нашему мнению генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из-за чего деятельность компании пойдет на спад.

     Предложим другие способы борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:

  1. Одним из лучших методов, как нам кажется, можно предложить общение работников вне стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
  2. Главному директору мы бы посоветовали прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно смиряться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
  3. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
  4. Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
  5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
  6. Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
  7. Попытаться наладить отношения с подчиненными.

     Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена. 

     3.3 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп на предприятии. 

      Прежде всего, хочется сказать, что руководству предприятия надо больше задумываться о моральном состоянии работников, чем о материальном. Следует проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива, ведь иногда коллеги не знают, как друг - друга зовут. Также руководству следует принимать решения, касающиеся непосредственно сотрудников, посоветовавшись с неформальными лидерами, ведь это будет мягче воспринято другими членами организации. С лидерами неформальных групп лучше дружить, чем пытаться искоренить ее, так как это принесет больше выгоды предприятию и сотрудникам. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     Рассмотрев проблемы, цели и задачи исследования, мы пришли к следующим выводам:

  1. Изучили теоретические основы неформальных организаций.
  2. Выявили особенности неформальных организаций и их характеристики.
  3. Рассмотрели процесс функционирования неформальных организаций.
  4. Рассмотрели на практике функционирование неформальных организаций.

     В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы, рассмотрены особенности неформальных групп и неформальных организаций, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.

     Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.

     Нами было выявлено три неформальные группы в ООО «Строитель». Были предложены способы борьбы с неформальными группами. Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.

     Чтобы увеличить эффективность работы всей организации, справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

     Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Мы выяснили, что причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними.

   Руководством организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации ООО «Строитель» применяются следующие методы воздействия.

1. Консультации с группами.

2. Обучение и внушение.

3. Обеспечение лояльности руководящих работников.

4. Признание естественных лидеров.

5. Обмен информацией в организации.

     Гибкое использование развитой системы формальной и, что особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания, а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.

     Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.

     К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.

     Нами изучены механизм управления неформальными группами и методы, применяемые в управлении. В практической части работы мы разработали существующие неформальные группы в ООО «Строитель». По результатам проведенного исследования нами были предложены способы более эффективного управления неформальными группами. Основными из них являются: большее внимание руководства предприятия к лидерам групп, и к сотрудникам, управление лидерами неформальных групп.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Кодекс законов о труде РФ
  2. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 224 с.;
  3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 50-52.

Информация о работе Анализ формальных и неформальных групп в организации