Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Маркетинговая среда фирмы: сущность и теоретические аспекты 5
1.1. Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты 5
1.2. Сущность микро- и макросреды организации 7
1.3. Методы маркетингового исследования и анализа внутренней и внешней среды организации 14
2. Анализ маркетинговой среды и разработка рекомендаций по её оценке ООО «Ваш Дом» 19
2.1. Общая характеристика организации и основные показатели её деятельности 19
2.2. Анализ внешней среды и конкурентной позиции организации 28
2.3. Анализ внутренней среды 33
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой среды организации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список литературы 44
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
Приложение 4 48
Приложение 5 49
Приложение 6 50
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Кафедра
маркетинга и логистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Анализ
маркетинговой среды организации и разработка
рекомендаций по ее совершенствованию
ООО «Ваш Дом»
Выполнил:
Студент группы РЕ-311
Латышев Н.Н.
Руководитель:
Доц.
проф. Стаханов Д.В.
г. Ростов-на-Дону
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1. | Маркетинговая среда фирмы: сущность и теоретические аспекты | 5 |
1.1. | Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты | 5 |
1.2. | Сущность микро- и макросреды организации | 7 |
1.3. | Методы маркетингового исследования и анализа внутренней и внешней среды организации | 14 |
2. | Анализ маркетинговой среды и разработка рекомендаций по её оценке ООО «Ваш Дом» | 19 |
2.1. | Общая характеристика организации и основные показатели её деятельности | 19 |
2.2. | Анализ внешней среды и конкурентной позиции организации | 28 |
2.3. | Анализ внутренней среды | 33 |
3. | Разработка
рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой среды |
38 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 41 | |
Список литературы | 44 | |
Приложение 1 | 45 | |
Приложение 2 | 46 | |
Приложение 3 | 47 | |
Приложение 4 | 48 | |
Приложение 5 | 49 | |
Приложение 6 | 50 |
- Провести анализ маркетинговой среды ООО «Ваш Дом»;
-
Разработать рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой среды организации.
1. Маркетинговая
среда фирмы: сущность и
1.1. Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты
Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды (рис.1.)
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду такими, как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.
Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков.
Успех
зависит также и от действия посредников,
конкурентов и различных
1.2 Сущность микро- и макросреды организации .
Фирма. Разрабатывая маркетинговые планы, руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, финансовая служба, службы НИОКР и материально-технического снабжения, производственная служба, бухгалтерия. Все эти группы входят в состав микросреды фирмы.
Служба
маркетинга должна работать в тесном
сотрудничестве с подразделениями
фирмы. Финансовая служба решает проблемы
наличия и использования
Поставщики. Поставщики — это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию, ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы. Управляющие по маркетингу должны следить за ценами на закупаемые материалы, поскольку рост цен на них ведет к повышению цен и на продукцию фирмы. Недостаток тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. Как следствие в краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, в долгосрочном — подорвана репутация фирмы.
Маркетинговые посредники. Существуют фирмы, которые помогают компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы-организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения [3].
Клиентура. Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Основными типами клиентурных рынков являются (рис.2.):
Она может выступать на клиентурных рынках пяти типов:
1) потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
2) рынок предприятий — организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;
3) рынок промежуточных продавцов — организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью;
4) рынок государственных учреждений — государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;
5) международный рынок— покупатели за пределами страны, в том числе зарубежные потребители, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения.
Каждому типу рынка присущи свои специфические черты, которые продавцу необходимо изучать [5].
Рис. 2. Основные типы клиентурных рынков
Конкуренты. Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Потребитель обычно обдумывает несколько вариантов действий, например покупку транспортного средства, покупку видеосистемы или поездку в Европу. Это желания-конкуренты, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить. Предположим, он решит, что больше всего нуждается в улучшении транспортных возможностей. Он может купить автомашину, мотоцикл или велосипед. Это товарно-родовые конкуренты — основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания. Если наиболее привлекательным окажется приобретение велосипеда, то нужно думать, какой тип велосипеда купить. Появляется целый ряд товарно-видовых конкурентов — разновидностей того же товара, способных удовлетворить конкретное желание покупателя. В данном случае разновидностями товара будут трех-, пяти- и десятискоростные велосипеды. Можно остановиться на десятискоростном велосипеде, после чего надо ознакомиться с несколькими марками-конкурентами. Это разные марки одного и того же товара.
Понимание того, как именно потребители принимают решения, может облегчить руководителю службы маркетинга выявление всех конкурентов, мешающих фирме продавать больше своих товаров.
Контактные аудитории. В состав маркетинговой среды входят и различные контактные аудитории фирмы. Контактная аудитория — это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Благотворная аудитория — группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер (например, жертвователи). Искомая аудитория — та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория — группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, преступные группировки).