Анализ рынка сухарнобараночной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Многие крупные предприятия при переходе к рыночной экономике столкнулись с проблемой поиска путей переориентирования и совершенствования своей деятельности в новых условиях.
Как правило, у них возникает много трудностей, вызванных различными причинами. Прежде всего, это связано с тем, что предприятиям пришлось перейти от работы по плановым государственным заказам к самостоятельной работе с покупателем, что сказалось на деятельности новых компаний. Не стало исключением и ОАО «Сыктывкархлеб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………….........……………3
ГЛАВА I. Цепочка создания ценностей в хлебопекарной отрасли………………………..6
Концепция создания цепочки ценности……………………………..6
Понятие ценностной цепочки ………………………….……..6
1.1.2. Форма организации цепочки создания ценностей …………..10
1.1.3. Стратегия управления цепочкой создания ценностей …..…..13
Общая ситуация в хлебопекарной отрасли…… …………………...16
ГЛАВА II. Анализ рынка сухарно-бараночных изделий г. Сыктывкара …….…………..22
Общая характеристика ОАО «Сыктывкархлеб»………….………...22
Формирование комплекса маркетинга на предприятии ….………..25
2.3. Анализ внешней среды..…………………………………....………….30
Поставщики…………………………….. ………….…………30
Конкуренты…………………….………………………………31
Покупатели..…………………………………………………...32
ГЛАВА III. Анализ цепочки создания ценностей сухарно-бараночной продукции .……34
3.1. Определение ценности продукции ОАО «Сыктывкархлеб» для покупателей……………………………………………….………………………34
3.2. Взаимодействие с торговлей………………………………………………..44
3.3. Рекомендации………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………………..50
Список используемой литературы………………………………………..…………………52

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу рынка сухарнобараночной продукции ОАО СыктХлеб.doc

— 296.50 Кб (Скачать)
 

       При условии того, что в целом потребление  сухарно-бараночных изделий не изменилось, тенденция идет к снижению потребления  населением данной продукции. Следует  отметить, что тенденция не связана  с ухудшением качества изделий, так как подавляющее большинство респондентов отвечали, что качество сушек, баранок, бубликов, сухарей и соломки не изменилось или даже улучшилось за последние 2-3 года. Количество ответов «затрудняюсь ответить» не принимается во внимание, так как в это число входят также ответы респондентов, не потребляющих тот или иной вид сухарно – бараночной продукции СХК. (Таблица 3.16)

         На сегодняшний день на рынке  присутствует огромное число  товаров-заменителей с различными  вкусовыми добавками, что и  обуславливает предпочтение потребителей к данным товарам. (Таблица 3.17) Причем, респонденты, покупающие чаще сухарно -бараночную продукцию, очень редко покупают одновременно с ней шоколадные изделия, торты, пирожные и конфеты, другими словами «сладости». Респонденты, покупающие чаще товары-заменители, как правило отдают предпочтение печенью, т.е. можно сделать вывод, что основным конкурентом сухарно - бараночной продукции является печенье. (Таблица 3.18)

        И на самом деле, наибольшую долю покупок к чаю составляет представленное широчайшим ассортиментом печенье, которое приобретает 64,11% респондентов (259 человек), покупающих сухарно – бараночную продукцию и 62,5% респондентов (60 человек), не потребляющих сухахарно – бараночные изделия.

       Таблица 3.19

     Предпочтения  респондентов, потребляющих сухарно – бараночную продукцию, относительно товаров-заменителей

Товары-заменители сухарно - бараночной продукции
Печенье Вафли Шоколад Пряники Торты Конфеты
Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) %
259 64,11 174 43,07 129 31,93 199 49,26 151 37,38 203 50,25
 

     Таблица 3.20

     Предпочтения  респондентов, не потребляющих сухарно – бараночную продукцию, относительно товаров-заменителей

Товары-заменители сухарно - бараночной продукции
Печенье Вафли Шоколад Пряники Торты Конфеты
Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) %
60 62,5 18 18,75 11 11,46 25 26,04 15 16,62 22 22,92
 

       Также можно сделать вывод о том, что все товары к чаю, которые  покупаются респондентами, не потребляющими сухарно – бараночную продукцию, можно условно разделить на пользующихся меньшим спросом (шоколадные изделия, торты, пирожные) и пользующихся большим спросом (печенье). (Таблица 3.21)

          Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день печенье является самым распространенным товаром, покупаемым населением г. Сыктывкара к чаю. (Рисунок 3.3) 

       Выводы:

       Потребление сухарно – бараночных изделий  не зависит от пола и возраста респондентов, однако на сегодняшний день существует тенденция к снижению потребления данного вида продукции. Данная тенденция не связана с ухудшением качества выпускаемых сухарно – бараночных изделий. Основной причиной является появление широчайшего ассортименты товаров – заменителей и главным образом печенья.

       Среди респондентов, потребляющих сухарно  – бараночные изделия подавляющее  большинство отдают предпочтение продукции  местного хлебокомбината, так как  в общем она устраивает их по ассортименту, свежести, вкусу, внешнему виду, расфасовке и цене. Ближайшим соперником СХК являются сухарно – бараночные изделия, привозимые из г. Кирова (в основном это сушки, сухари и соломка).

       При выборе сухарно – бараночных изделий  респонденты в первую очередь  обращают внимание на вкус  и свежесть, т.е. то, что они обычно понимают под качеством данной продукции. Меньше задумываются при покупке сухарно – бараночных изделий об упаковке, расфасовке, производителе, а также расположении торговой точки, где данная продукция продаются. Цена имеет среднее значение для людей любого социально – экономического статуса. 
 
 
 

 
 
 
 

       3.2. Взаимодействие с  торговлей.

       Для анализа взаимодействия ОАО «Сыктывкархлеб»  с торговыми организациями были проведены интервью с заведующими  пяти магазинов г. Сыктывкара с целью  выявления причин снижения закупок со стороны торговых организаций (Приложение 5). Список магазинов был предоставлен нам директором отдела сбыта Сыктывкарского хлебокомбината. Среди них продуктовые магазины: «Слобода», «Товары для дома», СТАО 34, «Воркута»; оптовый склад «Грошик».

     Задачи  интервью:

  • определение основных поставщиков сухарно – бараночных изделий;
  • выяснение мнения заведующих относительно того, что они понимают под качеством сухарно-бараночных изделий;
  • выявление факторов, от которых отталкиваются заведующие магазинов при формировании ассортимента сухарно – бараночных продукции;
  • анализ «плюсов» и «минусов» работы с Сыктывкарским хлебокомбинатом;
  • пожелания заведующих относительно дальнейшего сотрудничества с хлебозаводом.

       На  основе интервью можно сделать следующие  выводы:

    - Сыктывкарский хлебокомбинат имеет следующих конкурентов: ЧП Кабзаева, ЧП Панюков, “Сладкий мир”, ООО “Вкусный дом”, но СКХ всегда присутствует в числе поставщиков сухарно - бараночной продукции, в большинстве случаев он же и является основным.

    - Среди критериев выбора поставщика были названы самые различные. Мы сделали предположение, что выбор основного поставщика напрямую зависит от экономической политики магазина. Для магазинов, которые в большей степени ориентируются на покупателей, самым значимым критерием является свежесть поставляемой продукции: «Самое главное – чтобы они поставляли нам свежую продукцию», а также отношение потребителей к производителю: «Люди в основном любят продукцию нашего хлебозавода». Некоторые магазины очень важным фактором называют цены на сухарно - бараночную продукцию: «Цена – вот что является самым главным». В числе важных для всех магазинов критериев выбора поставщика неизменно присутствует работа на взаимовыгодных условиях, то есть удобный для всех график поставок, условия оплаты, предоставление скидок магазину в качестве постоянного клиента: «Самое главное для нас – это работать на взаимовыгодных условиях. Чтобы и график поставок, и цены на продукцию нас устраивали полностью».

    - Что касается удовлетворённости  работой СХК, то заведующих в большей или меньшей степени устраивает работа СХК. В числе основных достоинств были названы такие, как всегда высокое качество продукции, свежесть: «Зато всегда продукция свежая и качественная, вкусная!», «А качество продукции там всегда хорошее».

      Среди недостатков были перечислены  условия оплаты: «Вот условия  оплаты нас не очень устраивают  – могут не отпустить товар,  если не хватает 10 рублей»,  «Нас не совсем устраивают  условия оплаты», и не совсем  удобный график поставок: «График  поставок у них довольно-таки неудобный», «Графики поставок тоже устраивают, но иногда возникают проблемы – например, задержка сушек на неделю». Что же касается возврата некачественной продукции, то тут мнения заведующих расходятся. Некоторые магазины вполне удовлетворены условиями возврата: «Если лом обнаружится – принимают обратно без вопросов», а некоторые нет: «Они не берут возврат продукции в случае лома, боя».  Заметим также, что если для некоторых магазинов цены на сухарно - бараночную продукцию СХК являются приемлемыми, то для остальных они слишком высоки.

      Таким образом  СХК следует  обратить внимание на условия  возврата некачественной продукции,  условия оплаты сделать более  приемлемыми и реагировать на  заказы магазинов оперативно.

    - Для заведующих магазинами  качество сухарно - бараночных изделий - это цельность, свежесть и  вкус.

  • В большинстве магазинов ассортимент сухарно - бараночной продукции главным образом формируется исходя из покупательского спроса: «В ассортименте  у нас присутствую только те товары, которые пользуются наибольшим спросом». И только в одном магазине выбор ассортимента объясняется ценой сухарно - бараночных изделий: «Ассортимент в нашем магазине напрямую зависит от цены изделий – что дешевле, того и больше покупаем». Хотя во всех магазинах знают полный ассортимент сухарно – бараночной продукции СХК (в магазинах имеются прайс-листы, благодаря которым они формируют свой заказ), далеко не все виды сухарно – бараночной продукции присутствуют на прилавках (Приложение 4).

       Наблюдения  показали, что в большинстве магазинов СХК является основным поставщиком, то есть  в каждом магазине наряду с другими производителями представлена продукция СХК, причем зачастую ассортимент данной продукции гораздо шире. (Приложение 4)

  • В основном взаимодействие между СХК и торговыми организациями происходят путем телефонных переговоров. (Приложение 3).
 

       Выводы:

  • основными достоинствами продукции СХК являются всегда высокое качество и свежесть;
  • в числе важных для всех магазинов критериев выбора поставщика неизменно присутствует работа на взаимовыгодных условиях, то есть удобный для всех график поставок, условия оплаты, предоставление скидок магазину в качестве постоянного клиента;
  • СХК следует пересмотреть ассортимент сухарно – бараночной продукции. Сделать акцент на тех видах, которые чаще заказывают торговые посредники, так как в основном их выбор основан на предпочтениях потребителей;
  • несмотря на то, что менеджеры СХК считают отношения со своими клиентами партнерскими, на практике это не подтверждается, так как происходят задержки поставок и не всегда выполняются условия возврата некачественной (ломаной) продукции, также со стороны СХК нет доверия к основным клиентам. Все это может послужить причиной их перехода  на работу с другими поставщиками. Тем более что СХК уже потерял 10 покупателей в связи с переходом на предоплату и повышением цен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.3. Рекомендации.

       На  основе анализа поученных данных мы можем дать следующие рекомендации:

       1. Установить партнерские отношения с основными клиентами, подразумевающие совпадение желаний и потребностей клиентов с возможностями организации:

    • соблюдать график поставок, не допускать задержек;
    • принимать назад некачественную (ломаную) продукцию от всех клиентов;
    • согласовывать условия оплаты исходя из возможностей клиента.

       Налаженные партнерские отношения означают эффективное сотрудничество, при котором выигрывают и конечный потребитель, и торговые посредники, и сам хлебокомбинат.

       2. Партнерские отношения позволят сотрудникам отдела сбыта СХК договариваться с заведующими магазинов о более удачной выкладке продукции, то есть:

  • разместить ее на полках высотой от 120 до 160 см, что сделает ее более доступной для потребителей;
  • выделить для сухарно-бараночной продукции СХК отдельную полку (в крупных магазинах, магазинах самообслуживания), либо отделить ее от продукции других производителей;
  • поместить на полке с продукцией СХК фирменный знак и указать название предприятия,

Информация о работе Анализ рынка сухарнобараночной продукции