Анализ рынка молочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена необходимостью более активного использования достижений науки и передовой практики для экономической стабильности, как всего сельского хозяйства, так и молочного подкомплекса в регионе. Постоянно изменяющаяся инфраструктура рынка обуславливает необходимость поиска новых направлений и мето-дов повышения эффективности формирования рынка молочной продукции, требует со-вершенствования механизма его регулирования. Недостаточный уровень изучения выше-перечисленных вопросов и является основанием для выбора темы курсовой работы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа рынка молочной продукции
1.1.Сущность и особенности формирования и функционирования продовольственных рынков в работах исследователей
1.2. Структура и система продовольственного рынка
2. Рынок молочных продуктов города Владивостока
2.1. Производители молочной продукции
2.2 Анализ тенденций в употреблении молочных продуктов
Список используемых источников
Приложение А
Анкета

Работа содержит 1 файл

молоко курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

     Успешное  развитие экономики государства  во многом зависит от уровня развития агропромышленного комплекса. Эффективное  развитие сельского хозяйства в современных условиях требует внедрения новых технологий, совершенствования экономических отношений между производителями сельскохозяйственной продукции и  перерабатывающих предприятий, формирование политики развития АПК, ориентированной на применения маркетинга.

     В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса Приморского края  произошли значительные социально-экономические преобразования, созданы крестьянские (фермерские) хозяйства, увеличилась площадь сельскохозяйственных угодий в личном пользовании граждан. Приватизировано более 90% предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

     За  годы реформы аграрный края оказался в кризисном состоянии. Большинство  сельскохозяйственных предприятий оказались убыточными, остались без оборотных средств, имеют огромные задолженности по кредитам, и бюджетам всех уровней. Такое же положение сложилось на ряде предприятий перерабатывающей промышленности. Приспосабливаясь к рыночным отношениям, сельскохозяйственные производители ограничились сменой организационно-правовой формы и названия предприятия, не изменяя

при этом сложившейся  производственной структуры аппарата управления, которая абсолютно не эффективна в современных условиях.

     Негативным  фактом реформирования явилось также то, что большинство экономических связей было нарушено, а новые не приносили ожидаемых результатов.

     Государственная политика, направленная на самостоятельное  экономическое развитие региона, ставит перед ним ряд задач, которые можно решить с помощью функционирования регионального продовольственного рынка.

     В данной работе предпринята попытка  анализа рынка молочной продукции  города Владивостока, а также особенностей формирования рынка молочной продукции и механизмы его функционирования в крае.

     Актуальность  темы обусловлена необходимостью более  активного использования достижений науки и передовой практики для  экономической стабильности, как  всего сельского хозяйства, так  и молочного подкомплекса в регионе. Постоянно изменяющаяся инфраструктура рынка обуславливает необходимость поиска новых направлений и методов повышения эффективности формирования рынка молочной продукции, требует совершенствования механизма его регулирования. Недостаточный уровень изучения вышеперечисленных вопросов и является основанием для выбора темы курсовой работы.

     Состояние изученности проблемы. Проблемы продовольственных  рынков и важнейшие аспекты их регулирования нашли отражения и развитие в работах отечественных экономистов: Боева В.Р., Брянских Е.А., Буробкина И.Н., Гатаулина А.И., Грядова СИ., Добрынина В.А. и других.

                 Хотя в трудах данных ученых  обоснованы принципиальные  направления  развития экономических методов  регулирования продовольственных  рынков в условиях агропромышленной  интеграции и реформирования экономики, мы считаем, что полно не освещены вопросы насыщения и регулирования рынка молочной продукции.

     Цель  и задачи исследования. Целью исследования является изучение путей формирования развитого рынка молочной продукции с помощью создания маркетинговой службы, финансово-промышленных групп, сбытовых кооперативов, и, безусловно, государственной поддержки с/х предприятий.

     Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

   - проанализировать  тенденции развития молочного  хозяйства в стране и крае

   -  определить  особенности развития   рынка  молочной продукции в г. Владивостоке;

   - исследовать  структура рынка молочной продукции  города;

   - предложить  механизм регулирования рынка молочной продукции.

     Объектом  исследования в работе выступает рынок молочной продукции города Владивостока. 

     Предметом исследования являются механизмы формирования и функционирования и регулирования  рынка молочной продукции города Владивостока. 

     Практическая  значимость работы. Всесторонний анализ региональных особенностей развития рынка молочной продукции города позволил обосновать приоритетные направления развития рынка. Полученные результаты исследования могут служить основой для формирования и реализации комплексной системы регулирования рынком молочной продукции.

1. Теоретические  основы анализа рынка молочной  продукции

1.1.Сущность  и особенности формирования и  функционирования продовольственных рынков в работах исследователей

 
 

     В экономике России начала 90-х годов  произошли коренные изменения. В  это время экономика отходит от старых административно-командных форм хозяйствования и переходит к новым рыночным формам. Изменение форм собственности, перестройка системы управления, ликвидация директивной системы управления превратили отечественных производителей в непосредственных товаропроизводителей.

     Меняется  характер отношений между производителями  и потребителями: на смену жестокой фиксации (качества продукции, сроков и адреса поставок) пришли рыночные отношения, ориентация на прибыль и  общую выгоду. В данных условия успех предприятия в большей степени стал зависеть от умения управлять рыночными процессами.

     В толковых словарях Даля и Ожегова  приводится следующее значение:

     слова «рынок»: как место розничной торговли и сферы товарного обмена. В настоящее время существует множество других понятий. Это связано с развитием рынка, которое началось еще во времена рабовладельческого строя и продолжается по сегодняшний день. Причем, поскольку развитие рынка не окончено, он будет развиваться, вместе с нашей цивилизацией. А значит, будет меняться и значение и понятие.

     В этой связи учеными были созданы  разнообразные концепции рынка. В первую очередь А. Смитом, П. Самуэльсоном, Дж. Кейнсом, У.Дживоном и рядом других ученых. Особую роль здесь играет монетаризм М. Фридмана. Данная теория была популярна в нашем правительстве в середине 90 годов прошлого века. У. Дживон рассматривал рынок как группу людей, вступающих между собой в деловые отношения и заключающих сделки по поводу товара. С дальнейшим развитием общества и товарно-денежных отношений возникла возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, поэтому характеристика рынка только как места торговли перестало отражать реальность. Происходило формирование новой структуры общественного производства — сферы обращения. Она характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе.

     Таким образом, рынок - это система экономических  отношений, возникающих на основе устойчивого  взаимодействия товарного и денежного  обращения.

     Ф.Котлер в своих работах рассматривает рынок со стороны субъектов рыночных отношений как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. По нашему мнению, ученый охватывает всего лишь одну сторону рынка, при этом совокупность субъектов рыночных отношений (производители, потребители и посредники) остались в тени. Не включены так же отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

     Основу  формирования рынка составляет общественное разделение труда. Углубление этого процесса, образование все большего числа узкоспециализированных отраслей неизбежно приводит к расширению и усилению обмена между ними. По мнению В.А. Добрынина, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

     Рынок, как показывает анализ доступной  нам литературы, имеет воспроизводственный аспект. Вследствие этого понятие "рынок" расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В этой связи, по нашему мнению, рынок необходимо рассматривать как совокупность экономических отношений, с помощью которых происходит механизм реализации определенной части общественного продукта. При этом механизм реализации следует рассматривать как экономические отношения между производителями и потребителями (производство-рынок-потребитель, либо потребитель-рынок-производство).

     При этом рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т. д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т. д.). Это дает основание рассматривать рынок как объективный фактор в функционировании экономической системы государства, определяющий социально-экономическое положение страны в мире. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения в определенной экономической системе. Так как рынок функционирует самостоятельной подсистемой, то это не может не обуславливать специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры государственного регулирования рынка и т.д.). Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях:

      1) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

     2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы;

     3) экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

     4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка;

      5) обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

     Роль  рынка в общественном производстве сводится к следующему:

     1) выдавать сигнал производству, с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

     2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

     3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

     4) «санитарная» роль рынка сводится к перекачиванию денежных средств из неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

     Рынок, в современном понимании российских ученых, представляет собой сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях извлечения и развития предпринимательства. О ведущей роли рынка в России говорилось в ряде работ А.Н. Радищева. В частности он писал, о стимулирующей роли торговли для промышленного развития страны, анализировал договоры, сопутствующие различным торговым сделкам, рассматривал продажи, услуги, займы и т.д.

Информация о работе Анализ рынка молочной продукции