Анализ рынка молочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена необходимостью более активного использования достижений науки и передовой практики для экономической стабильности, как всего сельского хозяйства, так и молочного подкомплекса в регионе. Постоянно изменяющаяся инфраструктура рынка обуславливает необходимость поиска новых направлений и мето-дов повышения эффективности формирования рынка молочной продукции, требует со-вершенствования механизма его регулирования. Недостаточный уровень изучения выше-перечисленных вопросов и является основанием для выбора темы курсовой работы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа рынка молочной продукции
1.1.Сущность и особенности формирования и функционирования продовольственных рынков в работах исследователей
1.2. Структура и система продовольственного рынка
2. Рынок молочных продуктов города Владивостока
2.1. Производители молочной продукции
2.2 Анализ тенденций в употреблении молочных продуктов
Список используемых источников
Приложение А
Анкета

Работа содержит 1 файл

молоко курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Не  останавливаясь подробно на идеях известных русских экономистов, хотелось бы отметить точку зрения М.И. Туган-Барановского (1865-1919 г.г.), который разрабатывал теорию рынков и кризисов, внес огромный вклад в основы кооперации. Ученый отмечал все многообразие человеческих потребностей, заявлял, что ничего не может быть неосновательнее опасения, что человечество не будет в состоянии потребить произведенные продукты. Он рассматривает в своих работах цель производства, отмечая, что это отнюдь не потребление: цель всякого производства есть доход.

     В научных трудах экономиста, член-корреспондента Петербургской академии наук А.И. Чупрова (1842-1908) рассматриваются проблемы свойственные новейшим учениям о рынке. Так, он писал: «Одним из вредных последствий  господствующей у нас последнюю четверть века системы недоверия к общественным силам является невозможность своевременного удовлетворения назревших народных потребностей. При этой системе насущнейшие нужды остаются неудовлетворенными не только по годам, но и по десятилетиям. Ревнивая к власти и подозрительная бюрократия тормозит попытки органов самоуправления и частных лиц, а сама между тем не хочет или не умеет сделать то, что нужно». Главная мысль научных работ А. И. Чупрова состоит в том, что удовлетворение потребностей есть следствие великого процесса разделения труда, а обмен товаров составляет неизбежную принадлежность современного ему общества. Он рассматривал и проблему качества товара, при этом утверждал, что это не единственное требование потребителей: ему еще нужна невысокая цена товаров, которая устанавливается на рынке через свободное соперничество продавцов и покупателей.

1.2. Структура  и система продовольственного  рынка

 

     Важными чертами для восприятия рынка  являются такие обобщенные определения, как структура рынка и система рынков.

     Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок размещения его отдельных  элементов, их удельный вес в общем  объеме рынка, как результат коммуникаций субъектов.

     Система рынков - это совокупность всех рынков, как-то расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев. При этом можно выделить следующие группы критериев:

     1) по объектам; товарный рынок - продуктов и услуг (потребительский  рынок); рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок ценных бумаг, валюты; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок средств обращения; рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви); рынок покупателей, продавцов.

     2) по географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

     3) по уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.

     4) по степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.

     5) по степени ограниченности конкуренции: свободный рынок;

     монополистический рынок; олигополистический рынок; смешанный  рынок.

     6) по соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок.

     7) по отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок и так далее.

     8) по характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.

     9) с учетом ассортимента товаров: замкнутый рынок, где товары только первого производителя; насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, где имеют место разнообразные товары, не связанные между собой.

     На современном этапе развития рыночных отношений, наиболее актуальна классификация А.И. Добрынин и Л.С. Тарасевич. В них отводится место региональным и межрегиональным рынкам, а также государственным закупкам государства сельскохозяйственной продукции. Рынки подразделяются следующим образом:

     - по экономическому назначению  объектов рыночных отношений  (рынки: благ и услуг; средств  производства; научно-технических разработок; ценных бумаг);

     - по товарным группам (рынки  товаров: производственного назначения; народного потребления; рынки сырья и материалов и т.д.);

     - по пространственному признаку (внутрирегиональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские, международные (мировые) рынки);

     - по степени ограничения конкуренции  (монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки);

     - по видам субъектов рыночных  отношений (рынки: оптовой, розничной  торговли; государственные закупки  сельскохозяйственной продукции);

     - по признаку соблюдения законности (рынки: легальные, официальные,  нелегальные и т.д.).

     Представленную  классификацию рынков авторы сводят к следующей системе рынков:

     - рынки товаров и услуг; 

     - рынки факторов производства;

     - финансовые рынки; 

     - рынки интеллектуального продукта;

     - рынки рабочей силы;

     - региональные рынки. 

     В экономической литературе существуют другие виды классификации рынков. Не останавливаясь подробно на их характеристике, исследуем экономическую сущность продовольственного рынка.

     Продовольственный рынок представляет собой сетевую  систему экономических отношений: с одной стороны, между продавцами и покупателями, производителями и потребителями конкретных продовольственных товаров, а с другой стороны - внутри групп производителей и потребителей в пространстве и времени. Основной формой реализации отношений первого типа является купля - продажа, второго - конкуренция.

     В экономической литературе продовольственный  рынок рассматривается:

     - как «сложная рыночная система,  состоящая из совокупности рынков  различных сельскохозяйственных  продуктов, их производителей, переработчиков, посредником и объектов инфраструктуры »;

     - как специфический механизм взаимосвязи  экономики самостоятельных субъектов  хозяйствования, основанный на использовании  товарно-денежных отношений и  конкуренции;

     - как экономическая система, формирующаяся  и функционирующая в соответствии  с потребностями в продуктах питания, доходами населения, возможностями и особенностями аграрной сферы воздействием внешних связей.

     Последнее определение наиболее актуально и справедливо в настоящее время, т.к. оно рассматривает соотношение доходов населения и потребностей (платежеспособный спрос), а так же особенности аграрной сферы.

     Из  вышеизложенного, следует сказать, продовольственный рынок - это система, в основе функционирования которой учитывается взаимодействие таких параметров, как платежеспособный спрос, предложение продовольственных товаров и цены на них. Причем, спрос, прежде всего, определяется соотношением денежных доходов населения и ценой на товары, показатели которых, в свою очередь, зависят от множества факторов, как внутри страны, так и за ее пределами.

     Сегодняшняя ситуация показывает, что рыночный механизм саморегулирования, на который  сделана основная ставка реформ, не срабатывает. Следует согласится с высказываниями ученых Шутькова А.А., Боева В.Р. о том, что данная ситуация сложилась в результате упрощенного понимания рынка и рыночных отношений как элементарной, простой системы, регулирующей куплю-продажу, а также социально экономические отношения. В связи с этим был сделан неправильный вывод о несовместимости рынка с государственным регулированием. Сегодня необходима разработка и внедрение механизма государственного регулирования продовольственного рынка на основе различных форм и методов, а самое главное, это отмечают практически все ученые и экономисты, занимающиеся данной проблемой, сегодня важно найти гармонию взаимодействия механизмов саморегулирования рынка и его государственного регулирования и поддержки. В последние годы доля продуктов питания в розничном товарообороте увеличивается (это при уменьшении общего объема продовольствия), следовательно, продукты питания получают все большее социальное и политическое значение.

    2. Рынок  молочных продуктов города Владивостока

    2.1. Производители  молочной продукции

 

     Российский  рынок молочной продукции зависит  от таких факторов, как: численность поголовья молочного скота, уровень его продуктивности и кормления, климатические условия, спрос на молочную продукцию (норма потребления, предпочтения), время года, ситуация на мировом рынке и политика государства в отношении животноводческой отрасли и экспорта/импорта молочной продукции. Но, несмотря на уменьшение численности поголовья молочного скота (в 1,6 раза с 2008 по 2009 год), снижение норм его продуктивности и кормления, и снижение потребления молочных продуктов населением. В 2009 году по некоторым направлениям отмечается рост производства и оживление на рынке молочной продукции (рис. 1).

     Рисунок 1 - Динамика производства молочной продукции  январь – октябрь 

     2008 – 2009 гг.

     В I квартале 2009 года производство молока составило 5160 тыс. тонн, что на 1% превышает данные аналогичного периода прошлого года (материалы Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ).

     А, по данным департамента пищевой и  перерабатывающей промышленности и  детского питания Минсельхоза РФ, производство молочной продукции с января по октябрь 2009 года увеличилось на 7,2% по сравнению с этим же периодом 2008 года. Тогда как импорт молочной продукции в Россию из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья снизился на 62%. Более того, по прогнозам, экспорт молочной продукции в 2010 году вырастет в 5-10 раз.

     Объем производства сухого молока увеличился на 10,1 тыс. тон по сравнению с 2008 годом (рис.1.). Разрыв спроса и предложения и тенденция роста цен характерны и для мирового рынка сухого молока. Низкий уровень предложения этого продукта на российском рынке объясняется тем, что заводы-производители ограничили продажи этой товарной позиции с целью увеличения запасов для зимних месяцев и начала весны - периода ограниченных поставок сырья.

     Падение производства и предложения на мировом рынке заставило иностранных инвесторов взглянуть на Россию как перспективную сырьевую базу. Новозеландский молочный совет (31% мирового рынка) рассматривает возможность поставок молочной продукции из России. Многие иностранные компании вкладывают и планируют вкладывать средства в развитие собственных производств и молочных ферм на территории России. Преимущества таких производств для иностранных инвесторов очевидны: снижение себестоимости продукции (с учетом роста мировых цен), в том числе за счет уменьшения транспортных и таможенных издержек, сокращение срока реализации продукции, а также рост продаж молочных продуктов на территории России. Например, французская компания «Danon» открыла новый завод по производству молочных продуктов в г. Чехове; немецкая компания «Ehrmann» открыла свой первый завод в подмосковном Раменском и к 2008 году планирует увеличить свой оборот на территории России до 50 млн. долл.; компания «Compina» летом открыла свой завод в подмосковном Ступине.

     Но  руководство крупнейшей российской производственной группы «Wimm-Bill-Dann» оптимистично оценивает угрозу со стороны иностранных инвесторов. И это небезосновательно. Во-первых, компания прочно удерживает свою позицию на российском рынке (по данным самой компании, она занимает 30% рынка цельного молока). Холдинг контролирует 8 молочных заводов: подмосковные заводы Царицынский, Лианозовский, Раменский, Комбинат детских молочных продуктов в Москве, Сибирское молоко, а также молочные заводы во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Руководство компании предполагает приобретение 5-6 предприятий в России и за рубежом, и строительство завода в Ленинградской области. Во-вторых, конкуренция не станет значительной угрозой для отечественных компаний, пока рынок растет и есть возможность роста: рекомендуемая норма потребления молочных продуктов 392 кг, а в 2008 году норма потребления составила около 232 кг.

     Как обычно, последние месяцы осени характеризуются  снижением надоев, уменьшением производства молочной продукции и увеличением цен. Эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка свидетельствуют, что рост цен на молочные продукты в октябре месяце составил 7,6%, в ноябре – 10%, а в декабре рост продолжится. Особый рост цен отмечается на сухое молоко в октябре месяце 12%, в ноябре – 15%.

Информация о работе Анализ рынка молочной продукции