Формирование ассортиментной политики торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики торгового центра и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
 изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
 изучение содержания торгово-технологических процессов в торговом центре и выкладки товаров в торговом зале;
 совершенствование управления товарным ассортиментом;
 анализ ассортиментной политики на примере ТЦ «Минимарт».

Содержание

Введение
Глава I. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.2 Задачи ассортиментной политики
1.3 Структура ассортимента
Глава II. Анализ формирования торгового ассортимента на примере ООО «Проксима»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ ассортиментной политики ООО «Проксима»
2.3 Изучение покупательского спроса
2.4 Конкурентоспособность торгового ассортимента ООО «Проксима»
Глава III. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии ООО «Проксима»
3.1 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия
3.2 Разработка предложений о повышении эффективности групп товаров ООО «Проксима»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава I. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия

1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

1.2 Задачи ассортиментной  политики

1.3 Структура ассортимента

Глава II. Анализ формирования торгового ассортимента на примере ООО «Проксима»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

2.2 Анализ ассортиментной  политики ООО «Проксима»

2.3 Изучение покупательского  спроса

2.4 Конкурентоспособность  торгового ассортимента ООО «Проксима»

Глава III. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии ООО «Проксима»

3.1 Совершенствование  формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия

3.2 Разработка предложений  о повышении эффективности групп  товаров ООО «Проксима»

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Моя курсовая работа посвящена  планированию товарного ассортимента торгового предприятия.

Я считаю, что эта проблема на данный момент актуальна и интересна.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

В курсовой работе освящены вопросы формирования торгового  ассортимента и основные направления  развития торговой сети в настоящее  время. Особое внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии.

Понятие ассортимент  товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров  характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также  отметить конкуренцию цен, по которым  товары предлагаются на рынке. Чтобы  лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности  не будут упущены.

Тема курсовой работы: «Формирование товарного ассортимента в торговой организации».

Объектом исследования курсовой работы является ТЦ «Минимарт».

Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики торгового центра и теоретических аспектов выбранной темы.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
  • изучение содержания торгово-технологических процессов в торговом центре и выкладки товаров в торговом зале;
  • совершенствование управления товарным ассортиментом;
  • анализ ассортиментной политики на примере ТЦ «Минимарт».

Глава I. Формирование ассортиментной политики торгового

предприятия

 

1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий

розничной торговли

 

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей1.

Формирование  ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию2.

Номенклатура, или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации3.

Ассортимент продукции  буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, марки и т.п.

Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство.

Планирование номенклатуры и ассортимент продукции может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления деятельности, получившей название маркетинга.

Используется множество  определений, посвященных маркетингу в разное время и разными авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению – изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу и новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара4.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности5.

В процессе подбора для  магазина необходимого ассортимента товаров  следует руководствоваться рядом общих принципов.

Важнейшим принципом  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами  покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной  его широты и глубины. Под широтой  ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов  правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы6.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень основных групп  и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

Результаты проведенного специального исследования по этому  вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов:

  • товары для детей;
  • товары для женщин;
  • товары для мужчин;
  • товары для дома;
  • культура в быту и организация досуга;

Наряду с постоянными  в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или  весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса  может быть предусмотрена специальная  площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

Информация о работе Формирование ассортиментной политики торгового предприятия