Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и освоение методических основ анализа в маркетинговой деятельности на предприятии.
Объектом анализа маркетинговой деятельности является предприятия ООО «Камея».
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. На базе широкого круга научно-практической и учебной литературы:
- описать основные составляющие маркетинговой деятельности,
- сформулировать основные подходы к выработке маркетинговой стратегии предприятия,
- провести анализ подходов к управлению маркетинговой деятельностью предприятия.
Введение
Одной из основных задач отдела маркетинга является, несомненно, маркетинговый анализ.
Под маркетинговым анализом мы понимаем сбор информации о деятельности предприятия, изучение ее по нескольким основным направлениям (товар, цена, покупатели, продвижение) и использование полученных результатов для выбора направлений развития бизнеса в целом и его отдельных составляющих.
Необходимо
отметить, что такой анализ совершенно
необязательно должен быть сверхсложным,
задействующим большое
Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Результаты маркетингового анализа могут использоваться компанией в следующих основных целях:
Некоторого пояснения заслуживает третий пункт. К сожалению, именно он зачастую является единственной целью проводимого маркетингового анализа. Снять товар с производства или оставить; выводить новый или подождать; повысить цену или не стоит - вот вопросы, ответов на которые ждут от анализа. Получить эти ответы можно, но, к сожалению, они мало что смогут дать бизнесу.
Целью курсовой работы
Объектом
анализа маркетинговой
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- описать основные составляющие маркетинговой деятельности,
-
сформулировать основные
-
провести анализ подходов к
управлению маркетинговой
1. Методика
планирования анализа
1.1 Сущность маркетингового анализа
Маркетинговый анализ невозможно провести, не обладая исходной информацией о работе компании. С одной стороны, этап сбора данных - чисто техническая и несложная процедура, с другой стороны, именно на этой ступени часто совершаются ошибки, которые впоследствии приводят к некорректному анализу. Основных ошибок две:
Итак, какие данные следует получить, чтобы провести базовый маркетинговый анализ предприятия? Обычно мы просим предоставить следующую информацию:
Для того чтобы информация была полезной и не требовала больших усилий на ее периодическое получение, она должна соответствовать следующим требованиям:
В результате львиная доля времени уходит на приведение данных к общему виду.
После того как собрана вся необходимая информация, соответствующая перечисленным критериям, можно считать, что половина дела сделана - грамотный специалист без труда сможет провести маркетинговый анализ по основным направлениям.
Стратегическая лестница
Возможности маркетингового анализа я предлагаем рассмотреть на примере разработки маркетинговой стратегии. Это самая глобальная задача, для которой требуются результаты маркетингового анализа, так как в ее рамках происходит и формирование маркетингового плана, и оценка руководителем текущего состояния дел, и принятие решения относительно товаров, цен, клиентов и пр. Предположим, что на предприятии маркетинговая стратегия отсутствовала и сейчас создается впервые. С чего начать?
Первый этап работы с маркетингом как таковым связан мало. Начинать следует с определения целей всего предприятия и разработки общефирменной стратегии развития.
Здесь
нам потребуются такие
Тенденции
Продолжается поляризация населения, формируются устойчивые страты
Возможности
Дифференцировать подход к разным группам потребителей
Опасности
Одна торговая марка не способна удовлетворить потребности разных социальных слоев населения
Действия
Провести
сегментацию и четко
Данные можно получить с помощью сбора информации из открытых источников, опроса сотрудников, проведения экспертной оценки.
Особое значение имеет формализация целей владельцев бизнеса. Если этот этап опустить, любая локальная стратегия будет подвергаться опасности изменения на 180° только потому, что владельцу внезапно захочется "запустить в производство еще десяточек ассортиментных позиций, которые обязательно понравятся покупателю".
Формализация может привести к неожиданным результатам: иногда владелец понимает, что его основная цель - получение стабильных дивидендов при минимуме "головной боли" и участия в делах. В таком случае следует вести разговор о постепенном уходе владельца от дел и введении позиции управляющего.
Такая
замена может оказаться очень
полезной: как правило, владельцы, которые
за много лет напряженной работы
устали от бизнеса и подрастеряли
первоначальный энтузиазм, уже не хотят
глубоко вдаваться в дела, однако
по старой привычке постоянно вмешиваются
в решение всех задач. Постепенно такой
стиль работы начинает мешать бизнесу,
так что лучше назначить управляющего,
а участие принимать только в стратегических
решениях.
На втором этапе отдел маркетинга, исходя из определенных в предыдущем пункте целей, формирует маркетинговую стратегию фирмы. Основной фундамент этой стратегии - результаты предварительного анализа маркетинговых данных и просчитанные прогнозы дальнейших возможностей. Предварительный анализ даст нам данные о том, какова ситуация с продажами наших товаров; какие прибыли они нам приносят; кто наши клиенты; как лучше удовлетворять потребности наших покупателей. Полученные результаты используются в следующих целях:
Руководитель видит реальную картину состояния предприятия, которую необходимо учитывать при выработке общей стратегии. Увеличение рентабельности до 20% - вполне посильная цель, если текущая рентабельность составляет 15%. Та же цель становится практически недостижимой, если текущая рентабельность - 3%.
Отдел маркетинга получает ориентиры для разработки маркетинговой стратегии. Воспользуемся тем же примером: если поставлена цель по увеличению рентабельности до 20%, маркетолог будет ставить задачи подразделениям, исходя из того, что на один товар можно поднять цены (растет спрос), другой товар нужно выводить на региональный рынок (местный рынок уже насыщен), третий товар следует усовершенствовать, так как покупатели выдвигают претензии по его качеству, и т.д.
Стратегию - в жизнь!
Затем начинается рутинная работа по претворению в жизнь разработанной стратегии, т.е. повседневная жизнь предприятия, подчиненная некоторым целям. На этом этапе маркетинговый анализ присутствует в виде постоянного мониторинга деятельности компании. Руководитель может видеть текущие данные и постоянно иметь представление о состоянии дел. Информацию можно получать с периодичностью в неделю или месяц, а можно - ежедневно и даже ежечасно (последний вариант потребует хотя бы минимального программного обеспечения управленческого учета). Отдел маркетинга также составляет отчеты о выполнении маркетинговой стратегии (они могут иметь разную периодичность - от месяца до года).
Итак,
какие же показатели должен постоянно
анализировать отдел маркетинга
для того, чтобы иметь представление
о состоянии дел на предприятии?
Все показатели можно разделить на четыре
группы: относящиеся к товару, цене, покупателям
и продвижению.
1.3 Товар и цена
Этот блок показателей обычно бывает самым объемным, в нем стоит рассмотреть следующие основные показатели: