Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
Мерчендайзингом называется комплекс мероприятий производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Главная цель мерчендайзинга - вызвать желание, побудить потенциального покупателя выбрать и приобрести продвигаемый товар. И, как правило, результатом является то, что покупатели оставляют на 13% больше денег в тех магазинах, где мерчендайзинг продукции безупречен.
Введение
Розничная
торговля конца XX – начала XXI века –
это сложный многоуровневый бизнес,
претерпевший за последнее десятилетие
серьезные структурные
Целью написания данной работы является изучение методов воздействия на конечного потребителя в точках продаж.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
-
изучение теоретических
- анализ методов мерчендайзинга на примере сети магазинов «МагНаТ»;
-
разработка мероприятий по повышению
эффективности мерчендайзинга.
1
Мерчендайзинг как маркетинговая
технология
Последнее десятилетние стало революционным для розничной торговли в России. На смену эпохе распределении пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важнейшую роль в экономике страны. В настоящее время в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных продавцов до сетей супермаркетов [13]. Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей. В связи с этим маркетинг постоянно развивается, изменяется, маркетинговые подходы все чаще применяются в коммерческих компаниях России. А что же такое маркетинг, понятие, которое относительно недавно, но очень активно вошло в нашу жизнь? Существует две основные группы определений маркетинга: классическая и современная. В классическом понимании главное в маркетинге – физическое перемещение товаров и услуг [10]. Но наиболее адекватное определение маркетинга (современная группа) не ограничивается исключительно товарами и услугами, так как его объектами являются организации и люди [15]. Главным в маркетинге является ориентация на потребителя. Компании достигают своих целей, только удовлетворяя потребителей. Определение, признанное АМА (Американская ассоциация маркетинга), звучит так: «Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена» [5]. Маркетинг торгового предприятия ориентируется в большей мере на интересы потребителя, делает упор на анализ и удовлетворение потребностей потребителей. Согласно этому, продажа – это средство общения и изучения потребителей, и если они не удовлетворены, то необходимо менять общую политику, а не менять в какую-либо сторону процесс продаж. Традиционная концепция маркетинга розничного магазина выделяет четыре составляющих комплекса – товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price) и политика продвижения (promotion) – концепция «4Р». Такая классификация была предложена в 1960 году Маккарти [4]. Эти инструменты были выделены из многих других, прежде всего потому, что их использование оказывало непосредственное влияние на спрос, могло стимулировать потребителей к совершению покупки. Другим полезным свойством элементов, входящих в комплекс маркетинга, является их управляемость – маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос. Успех «4Р» объясняется в частности и тем, что он объединил четыре вида маркетинговых стратегий. Рассмотрим «4Р» более подробно:
- product. Эта группа связана с формированием товарного предложения потребителю, начиная от идеи товара и заканчивая подробной разработкой товарного ассортимента, дизайна, торговой марки и товарного знака;
- place. Эта группа определяет способы доставки товара непосредственно потребителю;
- price. Эта группа включает инструменты расчета цен, которая может быть установлена для оплаты предложенного товара;
-
promotion. Эта группа включает в себя такие
мероприятия, как:
реклама; стимулирование сбыта; связи
с общественностью; личные продажи.
Если рассмотреть более подробно каждый из «4Р», то можно заметить, что везде конфигурирует слово – потребитель. Это говорит о том, что современный маркетинг розничного магазина направлен на удовлетворение человеческих потребностей. В интересах руководства розничной сети удовлетворять потребности покупателей. Одной из целей в розничной торговле является формирования «оптимального» ассортиментного ряда товаров, который давал бы максимальную прибыльность (зачастую для оценки прибыльности ассортимента применяют показатель прибыли товарной категории на кв. метр в определенный период времени) и максимально удовлетворял потребности покупателей. Каждую неделю производители предлагают сотни новых товаров, из которых более половины отклоняются магазинами. Приобретая одно новое наименование, розничный торговец должен отказаться от продажи какого-то другого (например, товар с плохой динамикой продаж или большим количеством поступивших на него рекламаций), поскольку торговые площади магазина не безграничны, и каждый дополнительный метр обходится слишком дорого. Наиважнейшими критериями выбора марок производителей для розничного торговца являются доказательства потенциальной прибыльности товара, дальнейших планов рекламной поддержки и стимулирования сбыта, а также того, что товар примет потребитель.
В
целом можно сказать, что розничные
торговцы постоянно совершенствуют
свои ассортиментные или закупочные
навыки. Они используют различные
способы прогнозирования
Новые технологии в системе
организации торговли
Американскими исследователями было замечено,
если акцентировать внимание покупателя
на определенных марках или видах товара,
можно существенно увеличить их продажу.
Этот эффект и был положен в основу относительно
нового направления торгового маркетинга,
получившего название мерчендайзинг от
английского merchandising - искусство торговать.
Мерчендайзингом
называется комплекс мероприятий производимых
в торговом зале и направленных на продвижение
того или иного товара, марки, вида или
упаковки [11]. Главная цель мерчендайзинга
- вызвать желание, побудить потенциального
покупателя выбрать и приобрести продвигаемый
товар. И, как правило, результатом является
то, что покупатели оставляют на 13% больше
денег в тех магазинах, где мерчендайзинг
продукции безупречен [6].
«Магазин — это место встречи покупателя,
товара и денег, — говорил Уильям Уэллс.
— Суметь обеспечить интересы магазина,
покупателя и товара — это и есть основа
грамотного мерчендайзинга» [11].
Современная розничная торговля невозможна без знания психологии покупателя. Поэтому все более востребованным становиться труд специалистов по мерчендайзингу – профессионалов, которые создают импульсы покупок, то есть обеспечивают нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, состоянии и по нужной цене. Не так давно психологи установили, что чаще всего покупки совершаются не по заранее составленному перечню, а импульсивно – по принципу «пришел, увидел, купил». Исследования компании «Point of Purchase Advertising Inctitute» (POPAI) показывают, что твердо запланированных покупок всего 30%, 8-10% - альтернативные покупки и 60% - импульсивные покупки [17]. Под импульсивными покупками понимают покупки, которые покупатель совершает непосредственно в торговом зале, спонтанно, без сопоставления конкурирующих марок данного изделия [1]. Запланированная покупка – это покупка, когда потребитель уже определил для себя внешний вид и торговую марку товара, которую он собирается приобрести [16]. И, наконец, альтернативная покупка – это покупка товара, аналогичного выбранному. И даже если покупка предварительно запланирована, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе того или иного производителя непосредственно в торговом зале.
Таким образом, особенно сильно эффект импульсивности выражен в больших магазинах самообслуживания – обилие товаров оказывает гипнотизирующее воздействие на покупателей. Большую роль при этом играет внешний вид товара, его запах и цвет: маринады, фруктовые компоты в стеклянных банках, конфеты, пирожные, закуски составляют, в общем, более 70% таких покупок. Психолог Джеймс Викари взялся исследовать это влияние и в качестве физиологического показателя выбрал количество миганий глаз при помощи скрытой камеры [2]. У нормального человека глаза мигают в среднем 32 раза в минуту, при сильном напряжении или волнении – до 50-60 раз, при расслабленном состоянии – до 20 и менее. Викари установил, что во время отбора товаров число миганий у женщин падает до 14 в минуту, что можно сравнивать с состоянием транса. Женщины буквально загипнотизированы окружающим их и как бы доступным изобилием. Они не замечают своих знакомых, не здороваются с ними, ударяются о полки, спотыкаются о ящики, не видят камеры, щелкающей на близком расстоянии от них. Когда женщины наполняют свои тележки, направляются к кассе, картина меняется: число миганий у них до 25 в минуту, а при звуке аппарата, выбивающего чек, и при голосе кассира, называющего сумму, - до 45 в минуту. Во многих случаях оказывалось, что у покупательниц не хватало денег, чтобы расплатиться за «импульсивные покупки». Иллюзия доступности изобилия сильнее всего действует на бывших советских граждан, выросших в условиях тотального дефицита и еще не вполне привыкших к большому товарному ассортименту. Это объясняет растущую популярность супермаркетов на постсоветских просторах. Так, в Украине перепланировка «советских» гастрономов с прилавочной торговлей под магазины самообслуживания приводит к росту розничных продаж на 15-20%, а при жесткой конкуренции в городе - до 60%.
В
теории мерчендайзинга существует три
основных составляющих. Во-первых, обеспечение
запаса, гарантированное присутствие
товара на полках, учет его популярности.
В основном это работа товароведов или
современных логистиков. Во-вторых, организация
места торговли. Над местом «колдуют»
архитекторы, дизайнеры, технологи торгового
оборудования, специалисты розничной
торговли. В-третьих, непосредственно
организация выкладки, или расположение
продукции, то есть представление конкретного
товара. Концепцию расположения решают
чаще всего в отделе маркетинга владельца
торговой марки с участием дизайнеров
и специалистов по продвижению товаров
(sales promotion). Постоянный контроль над запасом,
расположением и представлением товара
обеспечивают мерчендайзеры разной степени
квалификации. На уровне администратора
или продавца не нужны особые знания, требуется
лишь аккуратность и добросовестное соблюдение
концепции расположения товара. А вот
чтобы непосредственно вести переговоры
с владельцами магазина или поставщиками,
требуются определенный профессионализм
и соответствующие полномочия. Здесь мерчендайзером
можно назвать торгового представителя
фирмы-поставщика или самого директора
магазина. Стандартные обязанности мерчендайзера
- выкладка товара на полки в соответствии
с правилами поставщика, проверка наличия
сопутствующей документации, ценников,
работа с покупателями по презентации
товара и инициации первой покупки, сбор
данных о вкусовых предпочтениях и реакции
на продукцию, помощь торговому представителю.
Необходимо учитывать один момент. Администрация
магазина заинтересована в максимальной
эксплуатации своих торговых площадей,
то есть в получении прибыли с каждого
метра / сантиметра торгового зала, при
одновременном наращивании клиентской
базы, то есть более полном удовлетворении
требований клиентов и приобретении все
большего количества постоянных покупателей.
Для этого необходимо иметь широкий ассортимент
качественных товаров, представление
которых на полках равнозначно. Поставщик
же заботится исключительно о реализации
собственной марки. Он стремится выделить
ее на фоне конкурентов, привлечь к ней
внимание дополнительными средствами
по оформлению мест продаж — POS-материалами
(POS — Place of Sale). Поэтому стратегические
цели мерчендайзинга товарной марки и
торговой точки (магазина) разные, отсюда
различаются и методы реализации этой
технологии.
Таким образом, обобщенно мерчандайзинг
— это:
- организация и управление торгово-технологическими процессами посредством оптимальной планировки торгового зала, размещения оборудования и расположения товаров на основе психологических особенностей покупателей (использования факторов регулирования внимания и интереса), при котором снижается роль и влияние продавцов;
Информация о работе Мерчандайзинг как маркетинговая технология