Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в России и связанные с этим изменения в экономической деятельности многих предприятий, все больше ориентирующихся на экспорт своей продукции, а также появление торговых организаций, специализирующихся на импорте товаров из других стран, включение отечественных хозяйственных структур в международное разделение труда - все это требует знания современных методов оценки и выбора зарубежных рынков, эффективного использования этих методов для экспансии на международные рынки.
Маркетинг на международной арене является весьма сложным, поскольку охватывает не только сбыт, но и другие сферы деятельности предприятия, в том числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д. Кроме того, здесь требуется глубокое понимание социально-экономических и национально-культурных условий, сложившихся в этой стране, с которой будет связана деятельность предприятия. Могут иметь место различия в каналах распространения, методах транспортировки и хранения, законодательном и юридическом обеспечении, таможенных правилах. В каждой стране существуют национальные особенности в области средств рекламы, приемлемости тех или иных сюжетов с точки зрения культуры, религии, традиций и т.д., а также различия в системах определения затрат, свои квоты и валютный контроль. Важны также факторы научно-технического характера, к которым можно отнести уровень развития промышленной технологии, нововведения, модификацию товаров и услуг, квалификацию рабочей силы и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России и связанные с этим изменения в экономической деятельности многих предприятий, все больше ориентирующихся на экспорт своей продукции, а также появление торговых организаций, специализирующихся на импорте товаров из других стран, включение отечественных хозяйственных структур в международное разделение труда - все это требует знания современных методов оценки и выбора зарубежных рынков, эффективного использования этих методов для экспансии на международные рынки.
Маркетинг на международной арене является весьма сложным, поскольку охватывает не только сбыт, но и другие сферы деятельности предприятия, в том числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д. Кроме того, здесь требуется глубокое понимание социально-экономических и национально-культурных условий, сложившихся в этой стране, с которой будет связана деятельность предприятия. Могут иметь место различия в каналах распространения, методах транспортировки и хранения, законодательном и юридическом обеспечении, таможенных правилах. В каждой стране существуют национальные особенности в области средств рекламы, приемлемости тех или иных сюжетов с точки зрения культуры, религии, традиций и т.д., а также различия в системах определения затрат, свои квоты и валютный контроль. Важны также факторы научно-технического характера, к которым можно отнести уровень развития промышленной технологии, нововведения, модификацию товаров и услуг, квалификацию рабочей силы и т.п.
Все эти особенности значительно повышают общий коммерческий риск предпринимательской деятельности на международном рынке. Так, неустойчивость валютной системы может привести к неожиданным результатам, превращая буквально в течение нескольких дней исключительно выгодную сделку в убыточную.
Все
это обусловило актуальность темы курсовой
работы, предметом исследования которой
явились современные маркетинговые методы
оценки и выбора зарубежного рынка. Ведь
результаты такого исследования могут
быть использованы для выхода на зарубежные
рынки практически любым белорусским
предприятием, от крупнейшего производственного
объединения и до мелкой коммерческой
фирмы.
1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О
При выходе предприятия на зарубежный рынок перед его руководством и коллективом в целом встает целый ряд серьезных и трудных для разрешения проблем, первоочередной из которых является учет различий между странами во всех сферах жизни. Поэтому, только тщательно изучив эти различия, а также рынок той или иной страны, можно определить товарный ассортимент или структуру услуг, которые предприятие (фирма) может предположить ее населению. Решения, принимаемые в области экспортного маркетинга, сводятся к ответам на следующие вопросы:
Чтобы найти оптимальные ответы на эти вопросы, необходимо прежде всего провести маркетинговые исследования конкретного зарубежного рынка. Опыт показывает, что предприятие, намеревающееся поставлять свою продукцию на экспорт, должно, во-первых, постараться найти такой внешний рынок, требования к товару которого во многом совпадали бы с требованиями внутреннего рынка, во-вторых, уметь приспосабливаться к различным условиям внешних рынков, в-третьих, иметь соответствующие производственные мощности, а также специалистов, способных работать с учетом задач зарубежного рынка.
Понятие «изучение рынка» включает в себя систематический сбор, запись, анализ и интерпретацию данных по вопросам, касающимся продажи товара или услуг, а также организации маркетинга.
Учитывая сложность исследования зарубежных рынков предварительно разрабатывается проект такого исследования, который включает:
Содержание этих стадий во многом сходно при исследовании на внутреннем рынке или за рубежом. Однако сбор информации о внешнем рынке имеет свои особенности.
Информация приобретает особую важность в международных рыночных исследованиях. Ее можно разделить на несколько видов:
- информация о рынках и рыночной конъюнктуре;
- информация о методах и формах международной торговли;
- информация о собственном предприятии (цели и потенциал).
Само исследование целесообразно компоновать из двух частей: исследование рынка и изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся конкурентов.
Первая часть включает две группы вопросов:
В первую группу входят:
- изучение общих условий;
- анализ спроса;
- анализ предложения;
- анализ требований потребителей к товару;
- анализ перспектив развития рынка.
Вторая группа вопросов включает:
- анализ и оценку деятельности фирм-поставщиков;
- изучение и оценку фирм-конкурентов;
- изучение фирм покупателей интересующего товара;
- изучение коммерческой практики;
- изучение транспортных условий;
- изучение торгово-политических условий.
Исследование потенциальных возможностей собственного предприятия предусматривает:
- анализ результатов хозяйственной деятельности;
- анализ конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности предприятия;
- оценку конкурентных возможностей предприятия.
При изучении информации об общем состоянии и тенденциях развития рынка необходимо рассмотреть эти вопросы применительно к следующим экономическим субъектам:
- отрасли, к которой относится выпускаемая предприятием продукция;
- странам, являющимся потребителями и производителями этой продукции;
- отдельным фирмам-производителям, потребителям и продавцам продукции.
Изучение международных рынков проводится на основе следующих характеристик:
- продукции (отраслей, видов продукции, фирм производителей, методов и форм сбыта и обслуживания продукции);
- потребителей (отраслей, видов продукции, фирм производителей и покупателей, целей и способов потребления);
-
места нахождения рынка (
Комбинация этих характеристик рынка составляет продуктово-рыночную комбинацию. Формирование, оценка и отбор продуктово-рыночных комбинаций (сегментов) является задачей сегментирования или рыночно-сегментовой политики предприятия.
На первом этапе изучения рынка в международном маркетинге предприятие должно охватить исследованием как можно более широкий сегмент, т.е. мировой рынок данной продукции. Оно должно собрать информацию о том, какие фирмы, в каких странах производят, торгуют и потребляют данный вид продукции и услуг.
В
дальнейшем это информация должна быть
детализирована и уточнена, а каждая
продуктово-рыночная комбинация должна
быть все большим числом параметров.
Методика сбора и обработки рыночной информации
для проведения маркетинговых исследований
представлена на следующей схеме:
Рис. 1. Схема сбора и обработки рыночной информации для проведения маркетинговых исследований.
Методы исследования зарубежного рынка аналогичны тем, которые используются для внутреннего рынка: ведущее место среди них занимают кабинетные (лабораторные), полевые исследования или их сочетание. Кроме того, применяются метод пробных продаж, поддержание личных контактов с представителями зарубежных фирм, многообразные методы сбора и обработки как первичной, так и вторичной информации. Все эти методы отличаются по способам получения информации, характеру ее использования, технике проведения исследований, их конечным результатам.
Кабинетные исследования осуществляются на основе вторичной информации - официальных печатных источников, и дают общие представления о:
- состоянии таможенного законодательства;
- состоянии общехозяйственной конъюнктуры, тенденциях развития отдельных рынков;
- состояние и развитие мирового товарного рынка;
- развитие отдельных отраслей стран;
- доступность экономики отдельных стран;
- стоимость перевозки средствами транспорта;
- торгово-политический режим отдельных стран;
- статистические данные по изучаемому вопросу.
Такие исследования относительно недороги и дают возможность получить ответ на интересующие вопросы в максимально короткие сроки. В них применяются методы экономического анализа в сочетании с методами эконометрики и математической статистики. Часть необходимой информации уже существует в опубликованном виде - это так называемая вторичная информация, которая может быть получена в результате изучения справочников, специальных журналов, статистических сборников, правительственных отчетов, досье внешнеторговых организаций, компьютерных банков данных и т.п. Эти вторичные источники представляют весьма сырой, но очень важный материал для того, что называется кабинетным исследованием. Это та стадия работы, с которой обычно начинают маркетинговые исследования, прежде чем заниматься дорогостоящим сбором первичной информации с нуля путем проведения опросов и полевых исследований. Имеет большой смысл при исследовании международных рынков использовать, прежде всего, этот вид сбора информации, поскольку он менее трудоемок, позволяет получить дешевые или бесплатные сведения и экономит много времени.