Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Оценить уровень конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых данным предприятием.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, И. И. Лифица, Д. Пилдича, Н. И. Кабушкина и других.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опрос потребителей услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг. 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности товаров и услуг 5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
Факторы косвенного воздействия 27
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия торговли ООО «САЯНЫ» 29
3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления. 43
Заключение. 64
Список используемой литературы 66
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     Обеспечение стабильности качества требует системного подхода, в частности определенной системы контроля качества. Эпизодический  контроль в торговых предприятиях не дает эффекта.

     Нестабильность  во времени определяется надежностью, то есть способностью товара сохранять значения потребительских показателей качества при длительном использовании товара.

     Наиболее  эффективным способом упреждения нестабильности товара в условиях его эксплуатации является проверка надежности конструкции  нового товара экспериментальным методом. Он заключается в проверке функционирования товара в реальных условиях эксплуатации. Этот метод очень трудоемок, но позволяет дать точный прогноз надежности.

     Формирование  потребительской новизны товара начинается на этапе научного анализа задела – патентных документов, научных статей, то есть информации о завтрашних товарах.

     Главное условие эффективного обновления ассортимента – инвестиции в разрабатываемые  новинки. Но вложение средств – половина дела. Главное, чтобы в результате внедрения новшества был получен эффект – инновация.

     Информативность товара как критерий конкурентоспособности  характеризует качество информации о конкурентных преимуществах товара.

     Информация  для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара может быть представлена:

  • текстом и (или) маркировкой на потребительской таре;
  • эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации, этикеткой).

     Общими  требованиями к товарной информации являются достоверность, доступность, достаточность, обозначаемые как «три Д».

     Знаком  уважительного отношения к потребителю  следует считать указание изготовителем  на некоторые ограничения в пользовании  товаром на основе сложившегося мнения специалистов, не дожидаясь заключения и рекомендаций официальных органов. Примером такой информации могли бы быть такие рекомендации в тексте на упаковке жевательной резинки - «употреблять желательно после еды в течение 5-10 мин». Такой неформальный подход к составлению текста маркировки вносит элемент доверительности. Поэтому можно дополнить правило «трех Д» четвертым «Д» - доверительность.

     К факторам конкурентоспособности товаров  и услуг относятся:

  • производственные;
  • рыночные;
  • сбытовые;
  • сервисные.

     Производственные  факторы.

     Во  многих странах мира, в том числе  и в России, используется система показателей оценки организации любой сферы деятельности, именуемая «критерии премии по качеству». Эта модель позволяет оценить деятельность организации по повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

     В основу модели премии заложены принципы всеобщего управления качеством: ориентация на потребителя; осознание и выполнение руководством роли лидеров в работе по качеству; установление партнерских взаимоотношений с поставщиками и потребителями; нацеленность на постоянное совершенствование; системное управление процессами; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.

     Модель  премии включает две группы критериев:

  • первая группа характеризует, как организация добивается результатов в области качества и конкурентоспособности, что делается для этого («возможности»);
  • вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

     Рыночные  факторы.

     Оценка  по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок примет конкретный товар?

     Острота конкуренции возрастает при отсутствии на рынке лидеров и аутсайдеров  и при наличии конкурентов, владеющих  примерно равными долями.

     Ускоренный  рост емкости рынка при равномощности  конкурентов может отодвигать на задний план многие проблемы, в том числе и конкуренции. При противоположном процессе конфликты между компаниями возникают по малозначительным поводам.

     Существенным  фактором является рыночная новизна. В  отличии от потребительской новизны, определяемой относительно потребностей человека, рыночная новизна определяется относительно потребностей региона, на рынок которого продвигается товар.

     Сбытовые  и сервисные факторы.

     Сбытовые  факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услуги и  опосредованно, через сервисные  факторы, – на конкурентоспособность товаров. Если специалисты фирмы-изготовителя сумели создать удачную конструкцию и технологию нового товара, но менеджеры фирмы не смогли обеспечить его эффективный сбыт или найти квалифицированных торговцев, то фирму ждет неудача.

     Создание разветвленной дилерской сети – весомый фактор конкурентоспособности. Предприниматели стремятся обезопасить свой бизнес созданием разветвленной сети реализации продукции. Этот фактор будет способствовать повышению конкурентоспособности в том случае, если сбыт обеспечивается существующей сетью и имеющимся штатом специалистов по сбыту.

     Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства нового товара предполагают хорошие возможности  для проведения эффективной рекламы. В случае равенства нового товара по качеству с конкурирующими товарами оценка фактора будет низкой, если постановка рекламной работы в компании находится на более низком уровне, чем у основных конкурентов.

     Транспортабельность товара определяется широким набором  показателей. Это объясняется разнообразием продукции, способов и средств её транспортирования. В основу транспортабельности может быть положена сохраняемость товара, и в этом смысле она влияет на конкурентоспособность через качество.

     Сервисные факторы действуют на стадии обращения и учитываются в деятельности как предприятия-изготовителя, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг.

     Сбытовые  и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между  собой, так как преследуют одни и  те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность товара для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам.

 

     Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

     Общество  с ограниченной ответственностью «САЯНЫ»  преобразовано из товарищества с ограниченной ответственностью «САЯНЫ» в соответствии с гражданским кодексом РФ. Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью номер 14 - ФЗ от 08.02.98 г, основано на договоре обществом, созданным его участниками путем объединения их усилий, финансовых и материальных средств для совместного ведения предпринимательской деятельности. ООО «САЯНЫ» зарегистрировано главой администрации Октябрьского района г. Красноярска № 1146 от 18.12.1991г. Полное фирменное наименование общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью ООО «САЯНЫ». Данное предприятие действует в соответствии с первой частью Гражданского Кодекса РФ, а также Уставом и другими нормативными актами.

     Общество  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, в учреждениях банков, а также печать, действует на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления.

     Имущество предприятия “ САЯНЫ ” состоит  из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость  которых  отражена на самостоятельном  балансе предприятия.

     Общество  с ограниченной ответственностью  “САЯНЫ” имеет юридический  адрес: 660118,  Россия, г. Красноярск, пр. Дубровинского 10.

     Далее данные о предприятии будут изложены в таблице 2.1

     Таблица 2.1

         Наименование  объекта:      Магазин «САЯНЫ»
         Адрес места расположения объекта:      Г. Дивногорск, п. Усть-Мана, ул. Шоссейная, 1а,1б.
         Виды  деятельности:      52.11.2. – розничная торговля в неспециализированных  магазина незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями.
         Занимаемая площадь:      1) здание по адресу п. Усть-Мана, ул. Шоссейная, 1а – 100 м. кв.,. в т.ч. торговая – 51,9 м. кв.
         2) здание по адресу п. Усть-Мана, ул. Шоссейная, 1б – 548,9 м. кв., в  т.ч. торговая – 548,9 м. кв.
         Принадлежность  площади:      Собственная
         Число персонала:       32 человек
         Режим работы:      Круглосуточно
         Контактный  телефон (факс)      242-37-64
 
 

     Целями  создания общества являются:

  • удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции (работах, услугах), реализуемой Обществом;
  • получение прибыли.

     Для достижения поставленных целей общество с ограниченной ответственностью “САЯНЫ” осуществляет следующие виды деятельности:

  • розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами;
  • мелкооптовая торговля;
  • благотворительная и спонсорская деятельность;
  • иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.

     Для обеспечения деятельности Общества за счет вкладов учредителей образуется уставный капитал. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью “САЯНЫ” не может быть увеличен до полного внесения вклада всеми участниками. Доли учредителей определены  учредительным договором.  Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.

     Общество  с ограниченной ответственностью “САЯНЫ”  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Участники общества несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

     Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность  по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

     Высшим  органом общества является собрание учредителей. К исключительной компетенции  общего собрания учредителей относится  принятие следующих решений:

  • изменение Устава общества и его уставного капитала;
  • внесение изменений в учредительный договор;
  • образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов общества и распределение прибылей, а также порядок покрытия убытков и т.д.

     Прибыль, остающаяся по итогам финансового года, после уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды распределяется общим собранием учредителей пропорционально долям участников общества в уставном капитале. Решение о распределении чистой прибыли принимается один раз в год. Размер распределяемой между участниками прибыли не может превышать 50% от чистой прибыли обще собрание участников может принять решение о нераспределенной прибыли за данный финансовый год и направить прибыль на иные цели в порядке, установленном учредительным договором.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина