Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа
Цель данной работы определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Оценить уровень конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых данным предприятием.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, И. И. Лифица, Д. Пилдича, Н. И. Кабушкина и других.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опрос потребителей услуг.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг. 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности товаров и услуг 5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
Факторы косвенного воздействия 27
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия торговли ООО «САЯНЫ» 29
3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления. 43
Заключение. 64
Список используемой литературы 66
Приложения 68
Стоит учесть, что в таблице 3.6 рассматривается не только, как стратегия влияет на цель (1 – 5 баллов), но и как цель влияет на стратегию (0 – 1).
Причем оптимальная стратегия будет определяться самой большей суммой баллов, которую она наберет.
Стратегии | Цели | Сумма баллов | |||
Max прибыль | Снижение издержек | Совершенствование системы сбыта | Повышение имиджа | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стратегия развития рынка | 5*0,1 | 3*0,04 | 4*0,08 | 3*0,05 | 1,09 |
Стратегия усиления позиции на рынке | 4*0,07 | 4*0,08 | 5*0,1 | 5*0,7 | 4,6 |
Стратегия развития предприятия | 5*0,52 | 3*0,06 | 4*0,1 | 3*0,07 | 3,39 |
Стратегия горизонтальной диверсификации | 4*0,08 | 3*0,05 | 4*0,06 | 4*0,05 | 0,91 |
Стратегия сокращения расходов | 2*0,08 | 5*0,62 | 3*0,06 | 2*0,05 | 3,54 |
Стратегия сокращения | 2*0,06 | 4*0,08 | 2*0,04 | 2*0,03 | 0,58 |
Стратегия ликвидации | 1*0,02 | 3*0,02 | 1*0,02 | 1*0,01 | 0,11 |
Проведенный в таблице 3.6 расчет показал, что наиболее оптимальной конкурентной стратегией для предприятия ООО «Саяны» является стратегия усиления позиции предприятия на рынке, которая предполагает решение задачи за счет открытия новых магазинов на территории Красноярского края, расширения ассортимента, расширения торговых площадей в магазинах для реализации дополнительных товаров
Далее рассмотрим управление организационными изменениями на предприятии ООО «Саяны».
В
современных условиях для большинства
предприятий целесообразно
Целевая
комплексная программа
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных.
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без программного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности.
В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей (рис.3.1).
При анализе деятельности ООО «Саяны» была определена оптимальная стратегия дальнейшего развития работы предприятия. Она заключается в повышении эффективности системы управления для сохранения конкурентных позиций на рынке.
Главной целью для предприятия при достижении данной стратегии является – увеличение объема продаж и, как следствие, оборота розничной торговли предприятия.
Далее рассмотрим влияние различных СТЭП факторов на реализацию выбранной стратегии с целью выявления ее целесообразности.
Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы выявить влияние на деятельность предприятия определенных социальных явлений. В общем, социальные процессы меняются очень медленно, однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении предприятия.
Технические факторы. Анализ технологического макроокружения позволяет своевременно увидеть те возможности, которые открывает развитие науки для усовершенствования организации процесса реализации товаров: совершенствование торгового оборудования, позволяющее повысить количество обслуживаемых потребителей.
Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для предприятия, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояния входа в организацию.
Движущие и сдерживающие силы для выбранной стратегии представлены с помощью поля сил Левина на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Поле сил К. Левина
Для
того чтобы снизить влияние
Снижения сопротивления со стороны сотрудников организации можно добиться за два этапа.
На начальном этапе необходимо использовать стратегию переговоров, то есть объяснить сотрудникам суть изменений, и как данное изменение значительно может повысить их материальное благосостояние.
На
втором этапе целесообразно
Суть
её заключается в издании
Введение системы зависимости оплаты труда от размеров товарооборота это основное изменение, которое произойдет в организации.
С
помощью этого предприятие
Для достижения выявленной стратегии развития организации был определен оптимальный срок реализации данного изменения, который составляет 5 месяцев (22 недели).
Кроме того, необходимо контролировать все мероприятия по достижению стратегии. Уже после 2,5 месяцев (11 недель) работы, организации удастся увеличить объемы продаж, что напрямую приведет к росту прибыли предприятия. И повышению эффективности системы управления предприятием.
Кроме
указанных выше экономических мер
для повышения
В результате внедрения в жизнь предложенных организационных изменений повысится оценка системы управления торговым предприятием ООО «Саяны» (табл.3.7).
Таблица 3.7 - Расчет показателей эффективности управления на ООО «Саяны»
Система
направлений оценки эффективности |
Основные
критерии оценки
эффективности |
Оценка в баллах (0-1) |
А | Б | 1 |
Достижение цели | 1.степень
достижения рынка
2.расширение доли рынка 3.сохранение организации в целостности |
0,8
0,9 0,6 |
Качество
функционирования |
1.соотношение
централизации и 2.рост гибкости организационной формы 3.эффективность
текущей обработанной 4.скорость
и точность выделения 5надежность и безопасность информации 6.своевременность информации 7.наличие необходимой информации 8.экономичность от масштаба сбора, обработки, передачи информации |
0,8
0,8 0,8 0,6 0,8 0,7 0,8 0,7 |
Экономичность | 1.удельный
вес издержек управления в
общих издержках
2.затраты на подготовку управленцев 3.затраты
на управленческое 4.эффективность управленческих решений 5.
точность управленческих 6.надежность решений 7.быстрота
подготовки управленческих 8.гибкость и последовательность принятия решений |
0,5
0,9 0,3 0,9 0,9 0,8 0,7 0,7 |
Изменения
в качестве
рабочей силы |
1.гибкость
в системе продвижения по 2.полномочия
работников и их 3.степень
удовлетворения выполняемой 4.повышение квалификации |
0,6
0,8 0,8 0,8 |
Внешние социально-экономические условия | 1.спосбность
СТЭП-факторного анализа
2.наличие обоснованных целей 3.степень интеграционной поддержки |
0,8
0,9 0,8 |
Итого | 19,5 |
Для отображения связей и отношений между элементами организационной структуры управления, с целью развития менеджмента целесообразно составить организационно-информационную модель, которая имеет вид органиграммы распределения ролей в процессе принятия решения с учетом движения документов их фиксирующих (рис.3.3).
Директор | Администратор торгового зала | Главный бухгалтер | |||
1. Определение проблемы | |||||
2. Сбор исходной информации по проблеме (реализация стратегии) | |||||
3. Обработка | |||||
4. Разработка вариантов решения | |||||
5. Выбор оптимального варианта решения реализации стратегии | |||||
6. Доведение до исполнителя | |||||
7. Контроль и оценка | |||||
1 – линейное руководство; | 7 – достоверные результаты; | ||||
2 – принятие решения; | 8 – утверждение; | ||||
3 – одобрение альтернативы; | 9 – обработка информации; | ||||
4 – согласование | 10 – доведение до исполнителя; | ||||
5 – отчетность | 11 – разработка вариантов решения; | ||||
6 - координация | 12 – контроль за исполнением управленческих решений |
Рисунок 3.3 - Органиграмма принятия управленческих решений с использованием управленческого персонала