Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Оценить уровень конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых данным предприятием.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, И. И. Лифица, Д. Пилдича, Н. И. Кабушкина и других.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опрос потребителей услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг. 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности товаров и услуг 5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
Факторы косвенного воздействия 27
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия торговли ООО «САЯНЫ» 29
3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления. 43
Заключение. 64
Список используемой литературы 66
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению.doc

— 758.50 Кб (Скачать)
 
 

     Ранжирование  по ключевым факторам непосредственного  окружения (табл. 3.4) фирмы по силам позволяет сделать следующие выводы.

     Ключевыми факторами силы покупателя являются: частота покупок покупателя; степень зависимости от покупателя; покупательские привычки. Частота покупок покупателя непосредственно влияет на финансовые показатели предприятия, увеличивая выручку от реализации.

     Зависимость от покупателя оказывает негативное влияние, так как, наоборот, не дает предприятию развиваться.

     Покупательские  привычки также оказывают большое влияние, так как позволяют формировать список потенциальных покупателей, прогнозировать продажи с учетом знания постоянных покупателей и их привычек.

     К основным ключевым факторам  силы других субъектов окружения эксперты отнесли:

     - привлечение сторонних специалистов по обучению персонала – позволяет компании развивать персонал с учетом развития техники и технологии, формировать высококлассных продавцов для осуществления продаж.

     Изготовление  рекламы в рекламных агентствах – позволяет привлекать специалистов на изготовление и продвижение рекламы фирмы. Тем самым дает возможность снижать издержки на содержание рекламной службы в штате компании и дает возможность строить рекламную компанию с наибольшей отдачей.

     Увеличение  посредников – дает больше возможностей для сбыта продукции не только в городе, но и по краю.

     Проведя полный анализ всех элементов системы  управления организацией построим конкурентный профиль (рис. 11).

     В целом уровень конкурентоспособности  ООО «Саяны» достаточно низкий.

     В частности имеются недостатки в  финансовой, торговой и управленческой деятельности.

     Анализ инструментария конкурентоспособности ООО «Саяны» Инструментарий конкурентоспособности в данной работе подразделен на две большие группы - внешние и внутренние инструменты. При этом следует заметить, что внешние инструменты конкурентоспособности создаются не организацией, а ее окружением. В то время как внутренние инструменты разрабатываются непосредственно торговой организацией и используются для приобретения ей определенных конкурентных преимуществ на рынке.

     3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления.

     Руководители  всех уровней ООО «Саяны» реализуют основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. В организации хорошо развиты практически все методы управления.

      Критерии и показатели конкурентоспособности      Оценка  по 5-ти бальной шкале
     1      2      3      4      5
     Конкурентоспособность деятельности      Торговая  деятельность      Реализация  продукции на 1 руб. затрат                                 
     Уровень рентабельности торговой  деятельности                                
     Издержки  на ед. продукции                                 
     Финансовая деятельность      Оборачиваемость оборотных средств                                 
     Рентабельность  всех операций                                  
     Уровень рентабельности собственного капитала                                
     Оборачиваемость всех активов                                 
     Уровень рентабельности общих активов                                  
     Организации сбыта  и  продвижения товара      Рентабельность  продаж                                 
     Коэффициент использования запасов                                 
     Организация управленческой деятельности      Результативность  управления реализацией продукции                                 
     Доля  управленцев в численности всего персонала                                 
     Доля  з/п управленцев в себестоимости  продукции                                 
     Инновационная деятельность      Инновационность менеджмента                                 
     Уровень НТП организации                                 
     Число инноваций                                 
     Инвестиционная деятельность            Объем инвестиций                                 
     Коэффициент инвестиционной привлекательности                                 
     Объем дебиторской задолженности                                 
     Возможность привлечения кредитов                                 
     Социальная деятельность      Уровень социального обеспечения работников                                  
     Условия труда                                 
     Мотивация деятельности                                 
     Стратегическое управление      Конкурентная  стратегия развития                                  
     Стратегические  цели                                  
     Соответствие  стратегии и тактики                                 
     Мероприятия по анализу среды предприятия                                  
     Антикризисное управление      Коэффициент текущей ликвидности                                 
     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами                                 
     Коэффициент восстановления платежеспособности                                 
     Коэффициент Альтмана                                 
     Конкурентоспособность менеджмента      Структура управления            Ответственность-власть                                
     Неформальная  власть                                 
     Содержание  информации                                 
     Способность к самообновлению                                 
     Культура управления      Ценностные  ориентиры                                 
     Верования                                 
     Расположения  и нормы                                 
     Правила и нормы                                 
     Технологии  управления            Системы и процедуры                                 
     Исследование  окружения и прогнозирование                                  
     Научный подход к управлению                                 
     Планирование                                
     Функции управления      Распределение функций                                  
     Трудоемкость                                 
     Полнота реализации                                 
     Своевременность                                  
     Цели  менеджмента      Достижимость и реалистичность                                 
     Понятность  целей для исполнителя                                 
     Совместимость                                 
     Проверяемость и корректировка                                 
     Принципы менеджмента      Интеграция  управления                                 
     Адекватность                                 
     Сочетание формального и неформального управления                                  
     Партнерство и участие                                 
         - 2005 год            - 2006 год

     Рисунок 11- Конкурентный профиль для ООО «Саяны»

     Но  при этом небольшие недостатки наблюдаются  при реализации социально-психологического метода, в частности нет адекватной системы компенсаций работникам предприятия. Решения по сложным вопросам в данной организации принимаются на основе рационального подхода. То есть  первоначально директором организации и его помощниками проводиться анализ сложившейся ситуации, сбор информации по проблеме, затем разрабатываются альтернативы и выбирается одна из предложенных, в завершении разработанное решение реализуется в жизнь под чутким контролем со стороны руководства. Однако существуют вопросы, по которым руководство принимает решения, основываясь на своей интуиции и личном опыте.

     В данной организации реализуется  в большей степени демократический стиль руководства, с элементами автократичного стиля. Характер отношения с подчиненными характеризуется как ровный, постоянный самоконтроль.

     Организационные инструменты конкурентоспособности. Было выявлено что организация имеет  линейно-функциоанальную структуру управления, с четкой иерархией разделения функций и полномочий, что способствует снижению числа конфликтов в организации, число управляющих адекватно числу подчиненных. Выбранная структура управления соответствует основным целям и масштабу деятельности организации, это обеспечивает протекание эффективных коммуникационных процессов, что позволяет организации результативно функционировать и динамично развиваться. Коммуникационные процессы хорошо развиты.

     В данной организации преобладает культура роли. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками. В ролевой культуре основным источником силы является сила положения.

     В организации приняты определенные нормы и правила поведения  работников, которые соблюдаются всеми служащими организации.

     Финансовые  инструменты конкурентоспособности.  Исходя из полученных в ходе предыдущего анализа данных можно сделать следующие выводы. Организация не имеет достаточно собственных средств для стратегического развития, но при этом руководство организации не использует возможности привлечения кредитов и займов.

     Маркетинговые инструменты конкурентоспособности. При анализе функциональных областей организации было выявлено, что маркетинговый  срез - самая слабая сторона организации. Руководство ООО «Саяны» не развивает имидж организации, хотя имидж организации может выступать как сильный инструмент стратегической конкурентоспособности организации. В организации слабо развиты маркетинговые исследования. Крайне неэффективно используется система ФОССТИС. Поэтому можно говорить, что инструменты данной области используются не в полном объеме.

     Инструменты конкурентоспособности сбыта.  Инструменты  конкурентоспособности данной группы используются так же не в полном объеме, об этом свидетельствуют снижение показателей рентабельности продаж и коэффициент эффективности использования материальных запасов. Но при этом у организации существует собственная сбытовая сеть, организация имеет высокую пропускную способность сбытовой структуры и реальные объемы продаж, о чем свидетельствуют возросший товарооборот, низкая затоваренность складов.

     Инструменты конкурентоспособности персонала  организации. Исходя из проведенных  исследований конкурентоспособности  персонала и анализа внутренней среды организации можно говорить, что инструменты данной группы используются эффективно.  Работники организации имеют высокую квалификацию, которую при необходимости организация повышает направляя работников на специальные курсы обучения и повышения квалификации. В организации существует хорошая система мотивации персонала, однако не достаточно развиты социально-психологические методы мотивации, в частности отсутствуют социальные гарантии по ряду направлений. Работники и управляющие ООО «Саяны» имеют отличные деловые качества и поддерживают сформировавшуюся культуру организации.

     Инструменты конкурентоспособности товара организации.  ООО «Саяны» занимается реализацией продуктов питания на рынке г. Красноярска, в связи с этим имеется большая номенклатура товаров. Цены на некоторые товары ниже,  чем у основных конкурентов, так как организация старается работать напрямую с производителями товара или непосредственными представителями фирм-производителей. Организация реализует товары известных производителей, отвечающих за качество своих товаров. В торговых залах ООО «Саяны» представлены продовольственные новинки, произведенные с использованием самых современных технологий.

     Проведенный анализ показывает, что руководство  организации имеет определенный инструментарий конкурентоспособности  предприятия. Но по некоторым функциональным областям, в частности маркетинг и финансы, инструменты конкурентоспособности используются не в полном объеме, что и приводит к снижению положения на рынке всей организации.

     Разработку  стратегии повышения конкурентоспособности  предприятия ООО «Саяны» целесообразно провести при помощи SWOT- анализа (англ, – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats)). Шкалы, по которым проводилась экспертная оценка  1 – 10, причем самое высокое значение – 10, самое низкое – 1.

     По  результатам данного опроса были выявлены наиболее сильные и слабые стороны ООО «Саяны», самые значительные возможности и реальные угрозы. Результаты опроса представлены в  матрице SWOT, в которой установлена взаимосвязь между этими 4 категориями и выработаны стратегические направления развития фирмы (табл. 3.5).

     После построения SWOT- матрицы необходимо построить матрицу определения оптимальной стратегии, с помощью конторой можно будет определить самую оптимальную стратегию, которую необходимо использовать фирме для достижения ее целей (табл. 3.6).

     Таблица 3.5. SWOT- матрица ООО «Саяны»

            Сильные стороны (S)      Слабые  стороны (W)
      
  1. Высокое качество реализуемой продукции
  2. Широкий ассортимент продукции
  3. Наличие современного торгового оборудования
    1. Высокая инфляция (ВИ)
    2. Рост крупных торговых организаций (РКТО)
    3. Рост цен на потребительские товары
     Возможности (О)      SO-стратегия      WO-стратегия
  1. Увеличение прибыли
  2. Возможность реализовывать более новые и современные потребительские товары, нежели у конкурента
  3. Минимизация издержек
     Стратегия развития рынка

     Стратегия усиления позиции на рынке

     Стратегия развития продукта

     Стратегия усиления позиции на рынке

     Стратегия сокращения расходов

     Стратегия  горизонтальной диверсификации

     Угрозы (Т)      ST-стратегия      WT-стратегия
  1. Наличие жесткой конкуренции
  2. Низкий спрос на продукцию
  3. Увеличение стоимости потребительских товаров
     Стратегия усиления позиции на рынке

     Стратегия горизонтальной диверсификации

     Стратегия сокращения расходов

     
     Стратегия сокращения расходов

     Стратегия сокращения

     Стратегия ликвидации

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина