Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Оценить уровень конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых данным предприятием.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, И. И. Лифица, Д. Пилдича, Н. И. Кабушкина и других.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опрос потребителей услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг. 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности товаров и услуг 5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
Факторы косвенного воздействия 27
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия торговли ООО «САЯНЫ» 29
3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления. 43
Заключение. 64
Список используемой литературы 66
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     Данные  таблицы 3.1 позволяют сделать следующий вывод: наибольшее положительное влияние на деятельность ООО «Саяны»  в социальной среде оказывает количество потенциальных потребителей.

     Также можно говорить о существенном влиянии  на фирму квалификационных характеристик рабочей силы, а также  традиций, культурного уровня и уровня образования, а также отношения к иностранцам.

     Изучение  экономической среды позволяет понять, каким образом формируются и распределяются ресурсы общества. Совершенно очевидно, что эти знания являются жизненно необходимыми для компании, поскольку она (компания) как раз и строит свою деятельность на использовании ресурсов.

     В настоящий момент складывается в  общем позитивная макроэкономическая ситуация в экономике России.  В стране наблюдается стабильное развитие экономики. Растёт выпуск и потребление различной продукции, в том числе продовольственных товаров.

     Как видно из приведенной таблицы 3.1, факторы экономической среды оказывают отрицательное и положительное влияние на деятельность ООО «Саяны». При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:  размеры и темпы изменения размеров рынка; размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании; инвестиционные процессы.

     А наибольшее отрицательное влияние  оказывают факторы: общий уровень экономического развития; система налогообложения и качество экономического законодательства; уровень развития конкурентных отношений.

     Влияние технологических факторов проявляется в общемировых тенденциях развития технологии, что оказывает положительное влияние на индустрию производства продовольственных товаров с новыми технологиями. Однако в связи с экономическим отставанием России от мировых стран данный фактор начнет оказывать заметное влияние не ранее через 5-7 лет.

     Технологическая сфера оказывает положительное  влияние на деятельность компании, что объясняется высоким уровнем технологий в изготовлении продовольственных товаров. Среди факторов, оказывающих наибольшее положительное влияние на ООО «Саяны», следует отметить: появление «технологических прорывов»; требования к квалификации кадров.

     Политическая  сфера оказывает наиболее существенное влияние на деятельность компании особенно в переходных экономиках, каковой является экономика России. Изучение этих факторов должно сосредотачиваться на выяснении того, как правительство и законодательные органы относятся к развитию той или иной отрасли национальной экономики, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законодательных актов.

     Анализ  показывает, что политическая среда  имеет общее отрицательное воздействие  на деятельность ООО «Саяны». Среди положительных факторов следует отметить некоторую либерализацию таможенной политики в комплексе с ее практической реализацией.

     Анализ  факторов непосредственного (оперативного окружения) связан с изучением тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии (табл.3.2).

     Таблица 3.2. Оценка влияния базовых факторов непосредственного окружения на деятельность ООО «Саяны»

     Базовый фактор      Важность  для отрасли      Сила  воздействия на фирму      Направленность воздействия на фирму      Степень важности
     А      1      2      3      4
     Факторы силы покупателя
     Чувствительность  покупателя к стоимости продуктов питания.      2      3      -1      -6
                                  
     Степень зависимости компании от числа покупателя      3      3      -1      -9
     Покупательские  привычки      2      2      +1      +4
     Отношение покупателя к отечественному производителю      2      2      +1      +4
     Различия  во вкусах и предпочтениях покупателей      2      1      +1      +2
     Частота покупок  покупателя      3      3      +1      +9
     Факторы  силы поставщиков
     Уровень специализированности поставщиков продуктов питания      1      1      -1      -1
     Отношение поставщиков  к качеству      3      3      +1      +9
     Важность  для поставщика объема продаж      2      2      +1      +4
     Индивидуальность  работы  поставщика с конкретным клиентом      3      3      +1      +9
     Переключение  величины стоимости для поставщика на других клиентов      2      1      -1      -2
     Количество  затрат времени на поставку      2      3      +1      6
     Факторы  силы конкурентов
     Коэффициент эластичности отрасли      2      2      +1      +4
     Темп  роста отрасли      2      1      +1      +2
     Высокие барьеры для отрасли       3      2      -1      -6
     Степень зависимости политики фирмы от деятельности конкурентов      3      3      -1      -9
     Степень дифференциации услуг       2      1      -1      -2
     Увеличение концентрации конкурентов, продающих те же товары      3      3      -1      -9
     Факторы  силы других субъектов окружения
     Изготовление рекламы  в рекламных агентствах      2      2      +1      +4
     Увеличение  посредников при сбыте       2      1      +1      +2
     Привлечение сторонних  специалистов по обучению персонала      2      3      +1      +6
     Привлечение сторонних  специалистов по имиджу      1      1      -1      -1
 

     Из  таблицы 3.2 видно, что наибольшим образом на деятельность ООО «Саяны» влияют такие факторы, как частота покупок покупателя, отношение поставщиков к качеству производимой продукции, увеличение концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами.

     Отрицательное влияние оказывают, главным образом,  зависимость от деятельности конкурентов, увеличение концентрации конкурентов, производящих товары-заменители, степень зависимости продавца от покупателя.

     Процедурно  выбор ключевых факторов выглядит как  ранжирование по важности для фирмы  базовых факторов. Формально выбор  ключевых факторов приведем в таблице 3.3.

     Таблица 3.3. Выбор ключевых факторов в сферах макросреды ООО «Саяны»

     Базовые факторы      Оценка  важности      Ключевые  факторы
     А      1      2
     Социальная сфера
     Количество  потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах и их доходах)      9      1. Количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в группах и их доходах)

     2. Отношение к отечественному производителю

     3. Квалификационные характеристики рабочей силы

     4. Традиции и культурные ценности, уровень образования

     Наличие и потенциальное количество рабочей силы      4
     Квалификационные  характеристики рабочей силы      6
     Традиции  и культурные ценности, уровень образования      6
     Отношения к отечественному производителю      9
     Экономическая  сфера
     Общий уровень экономического развития      -9      1. Размеры и темпы изменения размеров рынка

     2. Инвестиционные процессы

     3. Общий уровень экономического развития

     4. Система налогообложения и качество законодательства

     Система налогообложения и качество экономического законодательства      -9
     Уровень развития конкурентных отношений      -6
     Масштабы правительственной  поддержки отрасли      4
     Размеры и темпы изменения размеров рынка      9       
     Размеры и темпы роста сегментов рынка  в соответствии с интересами компании      6
     Эффективность правовой системы      -6       
     Политическая сфера
     Политическая стабильность в государстве      -9      1. Политическая стабильность в государстве

     2. Характер отношения государства к отрасли

     3. Политика государства в подготовке  кадров для отрасли

     Характер отношения  государства к отрасли      -9
     Уровень регулирования и контроля со стороны государства      -9
     Политика  государства в подготовке кадров для отрасли      9
     Законы  и нормативные акты      -9
     Технологическая сфера
     Появление «технологических прорывов»      9      1. Появление «технологических прорывов» в отрасли

     2. Квалификация кадров

     
     Сокращение или продление жизненного цикла технологий      4
     Удельный вес наукоемких технологий в производстве      4
 
 
     А      1      2
     Требования к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность      6      3. Высокий научно-технологический  уровень производства, обеспечивающий конкурентоспособность
     Требования к квалификации кадров      9
     Требования к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции      4
 
 

     Из  таблицы 3.3 можно сделать следующие выводы. Наибольшее значение в социальной сфере на предприятие оказывает количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах и их доходах). Любое изменение в социальном уровне ведет непосредственно к увеличению доли потенциальных клиентов.

     На  второе место эксперты поставили  отношение к отечественному производителю.

       Квалификационные характеристики  рабочей силы эксперты поставили  на третье место. От того, насколько  грамотен и квалифицирован персонал  организация, зависит качество ее услуг, и, следовательно, увеличение клиентов и доли рынка.

     На  четвертом месте - традиции и культурные ценности. В сфере продаж продуктов  питания данный фактор имеет большое  значение, так как традиции и культура оказывают большое влияние на предпочтения в еде покупателей, и, как, следствие, на выбор определенных товаров.

     В экономической  сфере на первое место  эксперты поставили размеры и  темпы изменения рынка, так как  предприятие в конкурентной среде  равняется именно на них. От того, как  развивается рынок продовольственных  товаров, зависит положение компании. Инвестиционные процессы по степени значимости на втором месте. Каждая компания должна развиваться, вкладывать инвестиции, привлекать инвестиции. От этого зависит ее будущее.

     Общий уровень экономического развития и  система налогообложения в стране также оказывает большое влияние на деятельность компании. 

     В политической сфере на деятельность ООО «Саяны» оказывают большое влияние:

     - политическая стабильность в  государстве – позволяет предприятию  работать и развиваться в привычных для него условиях и предугадывать ситуацию;

      - характер отношения государства  к отрасли - позволяет предприятию  развиваться в той отрасли,  в которой оно находится. Если  отношение положительное, не предвидится никаких изменений, то можно спокойно работать и делать долгосрочные прогнозы развития;

     - политика государства в подготовке  кадров для отрасли позволяет  предприятию привлекать квалифицированных обученных кадров для управления и работы в компании.

     Технологическая сфера расставляет следующие  приоритеты для компании:

     - появление «технологических прорывов» в отрасли – развитие новых технологий позволяет предприятию продавать новые, более усовершенствованные товары;

     - квалификация кадров увеличивает  общий потенциал компании, позволяет выпускать качественную и наукоемкую продукцию;

     - высокий научно-технологический  уровень производства, конкурентоспособность – наличие и закупки современной техники позволяет предприятию повышать конкурентоспособность.

     Таблица 3.4. Выбор ключевых факторов  непосредственного окружения фирмы по силам ООО «Саяны»

     Базовые факторы      Оценка  важности      Ключевые  факторы
     А      Б      В
     Факторы силы покупателя
     Чувствительность  покупателя к стоимости      -2      1. Объем закупок покупателя 2. Степень зависимости продавца от покупателя

     3. Покупательские привычки

     
     Степень зависимости компании от числа покупателя      -9
     Покупательские  привычки      +4
     Отношение покупателя к отечественному производителю      +4
                  В

     Различия  во вкусах и предпочтениях покупателей

     +2
     Частота покупок  покупателя      +9
     Факторы  силы поставщиков
     Уровень специализированности поставщиков      -1      1. Отношение поставщиков  к качеству

     2. Концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами

     3. Количество затрат времени на поставку

     Отношение поставщиков  к качеству      +9
     Важность  для поставщика объема продаж      +4
     Индивидуальность  работы  поставщика с конкретным клиентом      +9
     Переключение  величины стоимости для поставщика на других клиентов      -2
     Количество  затрат времени на поставку      6
     Факторы  силы конкурентов
     Коэффициент эластичности отрасли      +4      1. Увеличение концентрации конкурентов, производящих товары-заменители
     Темп  роста отрасли      +2
     Высокие барьеры для отрасли      -6
     Степень зависимости политики фирмы от деятельности конкурентов      -9      2. Степень зависимости политики фирмы от деятельности конкурентов

     3. Высокие барьеры для отрасли

     Степень дифференциации услуг       -2
     Увеличение  концентрации конкурентов, продающих  те же товары  и товары-заменители      -9
     Факторы  силы других субъектов окружения
     Изготовление  рекламы в рекламных агентствах      +4      1. Привлечение сторонних специалистов по обучению персонала

     2. Изготовление рекламы в рекламных агентствах

     3. Увеличение посредников

     Увеличение  посредников       +2
     Привлечение сторонних специалистов по обучению персонала      +6
     Привлечение сторонних специалистов по имиджу      -1

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина