Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
определить составляющие конкурентоспособности товара,
изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара:
исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» с использованием предложенных методов;
исследовать конкурентов ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»;
дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» на основе проведенных исследований;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Основные характеристики конкурентоспособности товара
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………..…5
1.2. Оценка конкурентоспособности товара……………..…………………..…8
1.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг…………..…15
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» (ОАО «БМК»)
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» (ОАО «БМК»)…………………………………………….....22
2.2. Анализ рынка молока и молочной продукции в Амурской области. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»……………………24
Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»……………………………………….……………..…30
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РA6OTA.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

        По оценкам Молочного союза  России, перспективы развития молочного рынка сегодня достаточно предсказуемы. Будет расширяться ассортимент продукции; появятся новые продукты функционального, профилактического значения; активизируется реклама о пользе молочной продукции; будет проводиться работа по совершенствованию технологий и рецептур.

       При дальнейшем сохранении тенденции  увеличения реальных доходов  населения при прочих равных  условиях спрос на молоко и  молочные продукты будет расти,  что является объективной предпосылкой  для дальнейшего развития молокоперерабатывающей промышленности.

         Потребление населением Амурской области молока и молочных продуктов остается пока невысоком уровне – 1478 кг в год при физиоло-гической норме 392 кг. Одна из основных причин такого положения – все

Еще медленный  рост уровня платежеспособного спроса населения.

       Проведенный SWOT-анализ деятельности молочного комбината, представленный в таблице 4, подтверждает вывод о том, что главной возможностью предприятия является расширение ассортимента продукции.

       Основной угрозой для деятельности ОАО «БМК» является усиление уровня конкуренции отрасли.

        Проведем анализ влияния пяти сил конкуренции М.Портера на деятельность ОАО «БМК».

      1) Конкуренция между существующими  фирмами.

       Амурский рынок молока и молочной продукции представлен несколькими производителями, среди которых ОАО «БМК» занимает лидирующее место. Основными конкурентами являются:

  • крупные национальные компании, представляющие продукцию длительного хранения: Царицынский молочный комбинат, Новосибирский молочный комбинат, компании «Вимм-Билль-Данн», «Милко», «Кампина», «Данон» и др.

       Сильные стороны: развитая дилерская  сеть, «бренд», яркая красочная  упаковка. Слабые стороны: высокая  цена в среднем на 10-20%, удаленность  от рынка сбыта.

  • местные предприятия: ОАО «Хладокомбинат», агрофирма «АНК», агрофирма «Партизан».

      Сильные стороны: цена ниже в среднем на 5-10%, хорошее качество, у некоторых собственная сырьевая база, хорошие финансовые возможности, развитая маркетинговая и сбытовая политика. Слабые стороны: «АНК» - малые мощности производства, небольшой ассортимент, не охвачен нижний ценовой сегмент, «Партизан» - небольшой ассортимент, ограниченные производственные мощности.

       Остальные участники рынка занимают  сравнительно небольшие доли рынка и потенциальной угрозы не представляют. Это фермеры и частные лица, торгующие продукцией на розлив и разновес.

       Сильные стороны: цена ниже в среднем на 30-40%, более жирная продукция. Слабые стороны: небольшой ассортимент, не всегда соблюдаются санитарные нормы.

       Конкурентным преимуществом ОАО  «Молочный комбинат Благовещенский»  является известная марка, которая  ассоциируется у потребителей  со знаком качества производимой  продукции, что неоднократно подтверждалось победами на выставках и конкурсах качества.

       Таким образом, конкуренты ОАО  «БМК» достаточно сильны, и комбинату  необходимо использовать свои  сильные стороны для сохранения лидирующего положения, улучшать слабые стороны, расширять ассортимент для более полного удовлетворения запросов потребителей.

       2) Возможность появления новых  конкурентов в отрасли.

       Барьерами входа в молочную  отрасль являются:

  • приверженность к торговым маркам и предпочтения покупателей;
  • контроль над каналами распределения;
  • низкие издержки за счет эффекта масштаба производства;
  • объем необходимых капиталовложений.

       У нового производителя есть  шанс найти свою нишу лишь при наличии профессиональных кадров, солидных рекламных бюджетов и качественной сырьевой базы.

       3) Угроза появления товаров-заменителей.

         Основным товаром-заменителем для продукции ОАО «БМК» является сухое молоко и соевое молоко. Относительно невысокая цена первого привлекательна для малообеспеченных слоев населения, но в сравнении с настоящим молоком по его качественным и вкусовым характеристикам сухое молоко, несомненно, проигрывает.

         Соевое молоко имеет характерные  вкусовые черты, и многим потребителям  приходятся не по вкусу.

        4) Поставщики.

         Основными поставщиками сырья  являются хозяйства Благовещенского,  Тамбовского и Ивановского районов. Самыми крупными из них являются:

  • организация научного обслуживания «Опытно-производственное хозяйство государственного научного учреждения ВНИИ сои» - доля в общих поставках молока 6,6%;
  • ЗАО Агрофирма «Партизан» - доля в общих поставках молока 6,2%;
  • ОАО «Пограничное» - доля в общих поставках молока 6,0%

       Основным недостатком в работе  с поставщиками является высокая  степень зависимости от поставляемого  сырья. В зимний период поступает  и перерабатывается 30% сырья, а  в летний период – 70%. В связи с тем, что в летний период спрос на молочную продукцию снижается, на складе скапливаются большие остатки масла животного (до 200 тонн). Поэтому из-за отсутствия оборотных средств комбинат вынужден брать кредиты, чтобы своевременно осуществить расчеты с сельхозпроизводителями.

        Так как в 2005 году на рынок  вышел новый производитель молочной  продукции ОАО «Хладокомбинат»,  сократились объемы закупок сырья  от населения на 15%.

        5) Покупатели.

         Основными потребителями продукции ОАО «БМК» являются: жители Амурской области; государственные и муниципальные учреждения (школы, больницы, воинские части); мелкие и средние предприятия (столовые, кафе, рестораны, магазины); крупные фирмы-посредники.

         Таким образом, в 2005 году на рынок г.Благовещенска вышел новый производитель молока и молочной продукции ОАО «Хладокомбинат» (ООО «ДТК», торговая марка «Ровена»). Данным предприятием в 2055 году было произведено почти 6 тыс. тонн цельномолочной продукции, что составляет 29,5% от объема производства ОАО «БМК». Это характеризует ОАО «Хладокомбинат» как сильного конкурента, поэтому молочному комбинату необходимо принять меры по укреплению и сохранению своих конкурентных позиций.

        Анализ конкурентных преимуществ  производителей молочной продукции, представленной на рынке города Благовещенска показал, что основными преимуществами ОАО «БМК» являются большие объемы производства и использование в производстве молочной продукции только натурального сырья.

         Преимуществом агрофирмы «АНК» является собственная сырьевая база. Преимуществами компании «Вимм-Билль-Данн» - одного из крупных предприятий молочной отрасли страны, являются использование в производстве самых современных технологий, собственные сырьевые базы и постоянная обновляемость ассортимента.

       Согласно построенной на основе  рыночных долей конкурентной  карте рынка молочной продукции  города Благовещенска, представленной  в таблице 5, лидирующее положение  на рынке занимает ОАО «Молочный  комбинат Благовещенска» а положение аутсайдера – агрофирмы «Партизан» и «АНК».

        Не смотря на то что ОАО «Хладокомбинат» работает на рынке молока и молочной продукции около года, предприятие быстро наращивает темпы производства и уже находится в квадрате с быстро растущей конкурентной позицией.

        Оценка конкурентоспособности молочной  продукции по основным потребительским  характеристикам, представленным  в таблице 6, показала, что продукция  ОАО «БМК»  превосходит местных  производителей, но уступает продукции  компании «Вимм-Билль-Данн» по вкусу и консистенции.

        Оценка маркетинговых характеристик  молочной продукции, представлена  в таблице 7, показала, что преимуществами  ОАО «БМК» являются упаковка  и расфасовка. Слабой стороной является недостаточная рекламная деятельность.

        Оценка ассортимента молочной  продукции, представленная в таблице  8, показала, что на рынке г. Благовещенска у ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» самый широкий ассортимент. В то же время сравнение ассортимента ОАО «БМК» с ассортиментом продукции «Вимм-Билль-Данн», представленным в других регионах страны, показывает, что у молочного комбината есть потенциал для расширения своего ассортимента.

          Расчет интегрального показателя  конкурентоспособности ассортимента  продукции, представленный в таблице 9, показал, что ОАО «БМК» занимает первое место в рейтинге производителей молочной продукции, представленной на рынке г. Благовещенска.

        Сохранение и укрепление конкурентных позиций ОАО «БМК» на рынке возможно с помощью предложенных направлений, представленных в таблице 10.

Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК» 

            Альтернативными вариантами повышения  конкурентоспособности продукции  являются: повышение качества, выход  на новые рынки, расширение ассортимента продукции, внедрение нового оборудования, поиск нового поставщика сырья и создание собственной сырьевой базы. В результате оценки альтернативных вариантов повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК» был выбран вариант расширения ассортимента.

           С целью повышения конкурентоспособности  ассортимента продукции ОАО «Молочный  комбинат Благовещенский» предложено  несколько вариантов его расширения, которые представлены в таблице  11.

           К рассмотрению приняты: производство глазированных творожных сырков, сыра «Сулугуни», обогащенных биойогуртов, аэрированных творожных десертов, кисломолочного напитка «Тан», творожного крема, зернистого творога. В результате многокритериальной оценки выбран третий вариант – производство обогащенных биойогуртов.

          Обогащенный биойогурт – это  натуральный продукт, не потверженный  термической обработке, и обогащенный полезными бифидобактериями, лактобактериями и витаминами. Он является продуктом функционального питания и здорового образа жизни.15 В проекте предусматривается производство биойогуртов в новой упаковке Lean Pack, популярной во всем мире и инновационной для Амурской области.

          Для реализации проекта необходимо приобретение упаковочного оборудования – автомата EL1 для фасовки в пакеты Lean Pack фирмы Ecolean, общей стоимостью 970 тыс. руб

           Согласно прогнозу продаж размер  выручки ОАО «БМК» за три  года реализации проекта может  составить 45 млн. руб. Согласно  финансовому профилю предлагаемого  проекта период окупаемости составляет два года и пять месяцев.

          Таким образом, реализация предложенного  проекта по производству биойогуртов  в упаковке Lean Pack позволит ОАО «БМК» выпускать новую продукцию высокого качества, тем самым удовлетворить возрастающие потребности покупателей, расширить ассортимент, что дает возможность укрепить конкурентные позиции молочного комбината на рынке города Благовещенска, и снизить шансы конкурентов завоевать лидирующее положение на рынке.

          Каждому производителю необходимо стремиться к повышению конкурентоспособности своей продукции, отвечающей требованиям, ожиданиям и запросам потребителей по всем параметрам и критериям. Это обеспечит устойчивое финансовое положение предприятия, завоевание прочных позиций на рынке, приобретение конкурентных преимуществ, стабильный рост объемов продаж и прибыли предприятия.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»