Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
определить составляющие конкурентоспособности товара,
изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара:
исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» с использованием предложенных методов;
исследовать конкурентов ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»;
дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» на основе проведенных исследований;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Основные характеристики конкурентоспособности товара
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………..…5
1.2. Оценка конкурентоспособности товара……………..…………………..…8
1.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг…………..…15
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» (ОАО «БМК»)
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» (ОАО «БМК»)…………………………………………….....22
2.2. Анализ рынка молока и молочной продукции в Амурской области. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»……………………24
Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»……………………………………….……………..…30
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РA6OTA.doc

— 347.50 Кб (Скачать)
>ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

           Рыночная деятельность предприятия немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя под угрозой вытеснения с рынка совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, т.е. делать ее конкурентоспособной.

          Достижение конкурентоспособности  своей продукции и увеличение  объема ее реализации является  важной задачей для каждого предприятия. Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность ее потребительских и стоимостных характеристик, обеспечивающих лучшее удовлетворение конкретной потребности покупателя по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами на конкретном рынке в определенный момент времени.

        Конкурентоспособность продукции  является одним из важнейших  показателей эффективности деятельности  предприятия, от нее зависит  успешность функционирования, финансовое  положение, позиция предприятия  на рынке. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия.

        Основными факторами конкурентоспособности  продукции являются ее качество, цена потребления, маркетинговое  окружение товара и сервисное обслуживание. Конкурентоспособность продукции определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а все характеристики товара, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются покупателем как бесполезные, не увеличивающие потребительскую ценность продукции.

      В связи с вышеизложенным проблема  оценки и повышения уровня конкурентоспособности ассортимента продукции предприятия является актуальной, так как без наличия конкурентоспособного товара предприятие не будет отвечать экономическим требованиям своего развития и может быть вытеснена с рынка конкурентами.

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Багиев  Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для  ВУЗов / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич., Х. Анн; Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – М.: ОАО “Издательство “Экономика”,2005.
  2. Баранчеев В. Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий // Маркетинг, №5,2002.
  3. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2000.
  5. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: Бином, 2007
  6. Портер М. Международная конкуренция. – М.: МО,2000.
  7. Стати М. П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг, №1, 2004, Маркетинг, №2, 2003.
  8. Коммерческое товароведение и экспертиза: Уч. пособие для ВУЗов / Г. А. Васильев, Л. И. Ибрагимов, Н. Г. Нагапетьянц и др.; Под ред. Г. А. Васильева и Н. А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
  9. www.dairyunion.ru – Официальный сайт Молочного Союза России.
  10. Практический маркетинг №8 (114), 2006.
  11. Евдокимов О.Г. Развитие российского рынка йогуртов // Молочная промышленность. – 2005. - №1.
  12. Жехов А. Рынок молочных продуктов // Консультант директора. – 2005. - №18.
  13. Стати М. П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг, №1,2004.
  14. Годин А.М. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Прогресс, 2001.
  15. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ: Учебное пособие. - М.: Контакт, 2000.
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 
 

Таблица 1. Объемы производства цельномолочной продукции предприятиями Амурской области. 
 

Наименование  предприятия Производство  молока, т
2003 год 2004 год 2005 год
ОАО "Молочный комбинат Благовещенский" 14 581 16 002 19 711
ФГУСП " Поляное" 6 313 669 57 85
Агрофирма "Партизан" 2 085 1 763 963
ОАО "Хладокомбинат" - - 5 814
ЗАО "Агрофирма АНК" 351 378 350
Другие  хозяйства 3 500 3365 1 872
Итого 26 830 28 177 34 495
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Характеристика ассортимента продукции ОАО «БМК»

Широта  ассортимента Глубина ассортимента Насыщенность  ассортимента Обновляемость ассортимента Вид упаковки
Молоко Стерилизованное 5 видов 1 раз  в 10 месяцев Тетрабрик, Тетрарекс, полипак
Пастеризованное 2 вида
Сливки 1 вид
Коктейли 3 вида
Кисломолочная продукция Кефир 2 вида 1 раз  в 8 месяцев Тетрарекс, полипак
Ряженка 2 вида
Варенец 1 вид
"Бифилайф" 2 вида
"Снежок" 1 вид
Йогурт 4 вида
Иммунолакт 3 вида
Сметана Сметана 2 вида 1 раз в год Тетрарекс, весовая
Творожные изделия Творог 4 вида 1 раз  в 6 месяцев Весовой, пленка Криовак Пергамент, кешированная фольга, Полистироловая коробочка
Сырок творожный 2 вида
Масса творожная 2 вида
Сыры Твердые 1 вид 1 раз  в 8 месяцев Весовой, пленка Криовак
Мягкие 2 вида
Плавленые 5 видов
Масло Сливочные 3 вида 1 раз  в 10 месяцев Весовое, пленка Криовак, фольга
Растительно-сливочные 1 вид
Напитки На основе сыворотки 3 вида 1 раз  в 6 месяцев Тетрабрик
Сокосодержащие 3 вида
Прочая  продукция Сыворотка 2 вида 1 раз  в 2 года Полипак, фляжная
Обрат, пахта 1 вид
 
 

Таблица 3. Данные для построения модифицированной матрицы BCG.

Вид продукции Выручка в 2004 г., тыс. руб. Удельный вес  в объеме продаж за 2004 г., % Выручка в 2005 г., тыс. руб. Удельный вес  в объеме продаж за 2005 г., % Темп роста, %
1. Молоко 91 000 27,8 129 174 32,3 142
2. Сливки 6 448 1,97 6 740 1,7 105
3. Кисломолочная 70 243 21,5 77 545 19,4 110
4. Сметана 58 980 18 65 119 16,3 110
5. Творог жирный 6 379 1,9 13 788 3,4 216
6. Творожные иделия 13 861 4,2 13 747 3,4 99
7. Сыры 23 927 7,3 31 719 7,9 133
8. Масло животное 55 393 16,9 59 890 15 108
9. Напитки 1 241 0,4 2 601 0,6 210
Итого 327 472 100 400 323 100 122

График 2. Матрица БКГ для ассортимента продукции ОАО «БМК»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4. SWOT – анализ ОАО «БМК» за 2005 год

Внутренние  сильные стороны (S) Внутренние  слабые стороны (W)
• наличие грамотного дальновидного  руководства 
• высокое качество и широкий ассортимент выпускаемой продукции 
• периодическое совершенствование продукции 
• положительный имидж предприятия на рынке, высокая репутация у потребителей 
• надежная сеть распределения 
• наличие стабильного, сплоченного профессионального коллектива
• недостаточный  объем оборотных средств 
• нехватка квалифицированных рабочих (токарей, наладчиков) 
• устаревшее оборудование 
• неполная загруженность производственных мощностей
Внешние возможности (O) Внешние угрозы (T)
• способность обслуживать дополнительные группы потребителей или проникнуть на новые рынки или их сегменты 
• расширение ассортимента продукции для удовлетворения запросов потребителей 
• приобретение нового оборудования и новейших технологий 
• сотрудничество с надежным банком 
• постоянный спрос на молочную продукцию
• высокий уровень  конкуренции в отрасли 
• растущая степень влияния поставщиков и покупателей 
• низкая покупательная способность потребителей 
• рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы
 
 
 

Таблица 5. Матрица формирования конкурентной карты рынка молочной продукции г. Благовещенска

Темпы прироста рыночной доли Ti Классификационные группы по рыночной доле (Дi)
I II III IV
Лидеры  рынка с сильной конкурентной позцией со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры  рынка
(Дcp + σ2; Дmax) (Дcp;                     Дcp + σ2) (Дcp - σ1;                      Дcp) Дmin;                  Дcp - σ1)
I С быстро растущей конкурентной позицией (Tcp + σ2; Тmax) ОАО "БМК"   ОАО "Хладокомбинат"  
II С улучшающейся конкурентной позицией (Tcp;     Tcp + σ2)        
III С ухудшающейся конкурентной позицией (Tcp - σ1;  Tcp)     ФГУСП "Поляное"  
IV С быстро ухудшающейся конкурентной позицией (Tmin;   Tcp - σ1)       Агрофирмы "Партизан" и "АНК"

Информация о работе Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК»