Основные принципы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целями изучения темы данной работы являются:
1. Изучение основных этапов становления и развития маркетинга;
2. Изучение исходных понятий, сущности и содержания маркетинга;
3. Исследование основных принципов маркетинга;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА, ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ……………………...…………………………………….6
1.1 Основные этапы становления и развития маркетинга ……………...6
1.2 Исходные понятия, сущность и содержание маркетинга................................................................................................9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА…….……………………………………………………….…24
2.1 Основные принципы маркетинга ……………………………………24
2.2 Основные функции и методы маркетинга …………………………..26
ГЛАВА 3. СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТЮМЕНСКИЕ ТЕЛЕФОННЫЕ СЕТИ»……...…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Непросто сразу сформулировать современную концепцию маркетинга, прошедшего ряд этапов под воздействием крупных изменений

в условиях торговли, роли рынка, правовой среды и межгосударственных отношений. К сожалению, в русском  языке нет эквивалента слову «маркетинг».

Многообразный характер понятия «маркетинг» создает немало трудностей при попытке дать ему однозначное определение. Тем не менее, в наиболее широком смысле маркетинг понимается как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, или как социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации. Наряду с этим существуют и другие определения (см. табл. 1) [7].

Таблица 1

Определения маркетинга

Автор

Содержание

Американская

ассоциация

маркетинга

Маркетинг — это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидуумов и организаций

Абрамишвили Г.

Маркетинг — это своеобразная философия ведения деловых операций

Котлер Ф.

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена

Ковалев А.И.

Маркетинг — это система взглядов на современное общество и общественное развитие производства, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом

Друкер П.

Маркетинг —...это весь бизнес, взятый с точки зрения его  количественного результата, т.е. с  точки зрения покупателя

Крылова Г.Д.,

Соколова МИ.

Маркетинг — система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой —смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения

Кулаков С.Н.

Суть современного маркетинга — это предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия

Цахаев Р.К.

Маркетинг есть активная предпринимательская деятельность, ориентированная на получение прибыли  путем максимального удовлетворения нужд потребителей


 

Как экономическая категория  маркетинг — это совокупность производственных отношений между производителями и потребителями

товаров и услуг по поводу обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке с целью максимизации прибыли производителя и наиболее полного удовлетворения потребности общества.

Маркетинг можно рассматривать  и как экономический процесс, и как функцию управления, и как концепцию производственно-хозяйственной деятельности. Маркетинг — это не только цельная философия, но и стратегия и тактика организации и управления производственной и коммерческой деятельностью предприятия.

Маркетинг представляет собой цельную систему, предназначенную

для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между сегментами рынка и стимулирования их сбыта. Маркетинг — это комплекс деятельности, с помощью которой предприниматели или организации осуществляют обмен ценностями между собой и своими потребителями.

Маркетинговый подход к  формированию целей производственной

деятельности ставит перед производителем еще до начала этой деятельности извечные вопросы: для кого производить продукцию; когда нужна эта продукция потребителю; сколько нужно произвести данной продукции? При таком подходе производитель, до того как он начнет проектно-конструкторские работы, выбор технологий, организацию производства и сбыта продукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы, достоверную информацию и необходимые знания.

А сделать это он сможет только на основе комплексного исследования

рынка, анализа потребностей потребителя, сегментации рынка, изучения конкуренции, цен и ценовой политики конкурентов, проведения товарных исследований, анализа условий торговли, требований к рекламе, сбыту и сервису с учетом внешней и внутренней среды, в которой действует предприятие. По результатам проведенного анализа рынка руководство стремится получить ответы на вопросы: в каких регионах наиболее выгодно сбывать продукцию; каковы границы региональных рынков; в каких объемах нужно выпускать продукцию, чтобы удовлетворить имеющийся спрос. Исходя из этого определяется своя «ниша» на рынке, величина сегмента, выбираются те регионы или виды изделий, где у данной фирмы имеются сравнительные преимущества по отношению к конкурентам.

В рамках мероприятий  по исследованию продукта определяются

потребности целостного рынка (или сегментов) в новых товарах или в модернизации уже существующих. Исследование продукта имеет целью продемонстрировать руководству предприятия, какие параметры товара (дизайн, стайлинг, надежность, ремонтопригодность и т.п.) потребитель более всего ценит. С другой стороны, следует решить, каким образом преподнести потребителю новые товары и услуги, чтобы обеспечить их растущий сбыт, на каких параметрах товара сконцентрировать рекламу и т.п. Зная реакцию потребителя, т.е. имея «обратную связь», руководство предприятия может и должно произвести необходимые изменения, как в производстве товаров, так и в методах их продвижения. В случае необходимости следует последовать примеру конкурентов и придать товару дополнительные, качественные параметры, которые понравились

потребителю. Во всех случаях  продукты должны направляться

туда, где потребитель  их более всего ждет.

В рамках анализа систем и методов реализации продукта проводится

изучение используемых подходов для скорейшего продвижениям попадания продукта на рынок. Подобный анализ включает изучение особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Таким образом, выявляется наиболее приемлемый торговый посредник.

Анализ объема товарооборота  предприятия проводится для того, чтобы понять динамику продаж, издержек и прибыли за ряд лет. Выбирают наиболее эффективные варианты реализации продукции, экономичные пути и способы наращивания товарооборота.

При изучении конкурентов, определении форм и уровня конкуренции прежде всего предстоит установить главных конкурентов

предприятия на рынке, обнаружить их сильные и слабые стороны. Чтобы точнее выявить силу конкурентов, нужно не только анализировать продукцию конкурентов, но и знать их финансовое положение, цели на данном рынке, особенности производственной деятельности, управления, рекламы, ценовую политику.

Только то предприятие вправе рассчитывать на успех, которое удовлетворяет главную потребность своих клиентов лучше, чем его конкуренты. Следовательно, маркетинг есть целенаправленный поиск проблем потребителя. Когда проблема уже определена, все силы должны быть сконцентрированы на ее реализации на качественно лучшем уровне, чем у конкурентов. Сосредоточившись на чем-то одном, человек может достичь невероятных успехов (именно так ставятся спортивные рекорды).

В рамках изучения потребителя  определяются вкусы и привычки людей, их реакции на те или иные товары и услуги. Руководству следует знать, кто те люди, которые могут и намерены приобрести изделия данного предприятия, что они собираются приобрести сегодня, где и как они осуществляют покупки, в каком количестве они покупают товары, как используют купленные товары, в какие часы совершают покупки.

Маркетинг — это процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей; процесс достижения согласия между производителями продуктов, оптовиками, розничными торговцами и потребителями.

В современных условиях рынок все более подпадает  под регулирующее воздействие определенных сил, в которых особая роль отводится потребителю. Потребитель, выдвигая требования к различным характеристикам товаров, их количеству, срокам поставки, создает предпосылки для раздела рынка между производителями.

Маркетинговой концепцией можно руководствоваться при  ценообразовании, складировании, перемещении, создании торговой марки и упаковки, выборе мест для рассредоточения магазинов, оптовых и розничных предприятий, при размещении рекламы, формировании отношений с общественностью, планировании товаров, представлении гарантий и т.п. Тем не менее широчайшие возможности маркетинга остаются не использованными отечественными предприятиями. Главной

целью большинства наших предприятий является не удовлетворение потребностей человека, а получение максимальной выгоды, порою даже в ущерб интересам потребителей. Руководители предприятий действуют так до тех пор, пока им сопутствует успех. На этом этапе перехода к рынку они пытаются выжать из потребителя все, что возможно.

В философии руководства  деятельностью предприятий различают два подхода: маркетинговый и сбытовой.

Маркетинговый подход предпочтительнее, ибо его преимущества очевидны. В первом случае упор переносится на удовлетворение всевозможных интересов потребителей: ресурсы предприятия направляются на изготовление товаров и услуг, которые нужны потребителям. Первый подход более адаптивен к изменениям в характеристиках, потребностях людей, а продажа есть средство общения и изучения потребителей. Маркетолог ищет реальные различия во вкусах, интересах, требованиях потребителей, разрабатывает предложения, направленные на их удовлетворение, подбирает средства для их реализации. Такой маркетинг ориентирован на долгосрочную перспективу.

Сбытовой подход формируется  в условиях превышения спроса над предложением и монополизации рынка. Это приводит к тому, что руководитель решает проблемы своего производства, не обращая внимания на потребителя.

Сбытовой подход



 

 

Маркетинговый подход



 

 

Рис. 1. Сущность маркетингового и сбытового подходов

 

На каждом этапе развития рыночных отношений формировалась

особая концепция, направляющая маркетинговые усилия. В связи с этим можно выделить следующие виды маркетинговых подходов: производственная концепция, продуктовая концепция, концепция продажи, концепция маркетинга, концепция социально-этического (социально-ответственного) маркетинга.

Концепция производства сводится к сосредоточению основных усилий на увеличении объемов продукции и снижении ее себестоимости.

При этом низкие цены, базирующиеся на меньшей себестоимости и высоких прибылях, являются средством привлечения и удержания потребителей. Применяя эту концепцию, Генри Форд в свое время смог значительно снизить себестоимость автомобиля «Модель Т» и продавать его по доступной цене. Эта концепция применяется в тех случаях, когда возможно снижение себестоимости продукции.

В случае применения продуктовой концепции основные усилия концентрируются на производстве высококачественных товаров и услуг в попытке завоевать покупателей путем предложения самых лучших товаров в своей товарной группе. Потребители более благосклонны к товарам высокого качества и лучших эксплуатационных свойств.

Концепция продажи характеризуется сосредоточением усилий на сбыте продукции, а не на удовлетворении запросов потребителей. Эта концепция применима в случае, когда более ориентированные на потребителя методы сбыта не принесли успеха. Для достижения желаемого объема сбыта в качестве стимула используется цена. Указанная концепция непригодна в том случае, когда устанавливаются долгосрочные отношения с покупателями и осуществляются повторные продажи, или в том случае, когда имеется возможность применения подхода, ориентированного на покупателя. Здесь на первый план выходят усилия по активизации продвижения и продажи.

Концепция маркетинга характеризуется:

— концентрацией усилий на определении потребностей и желаний  покупателей с целью их обеспечения  теми продуктами и услугами,  которые  необходимы и вероятность покупки которых  довольно высока;

— сосредоточением усилий на нескольких сегментах, которые являются

наиболее предпочтительными;

— координацией основных производственных функций и функций сбыта таким  образом, чтобы потребители и  их потребности стали основным ориентиром бизнеса;

— реализацией функций сбыта  путем производства товаров, имеющих  высокую вероятность покупки  на целевом рынке.

Целесообразность применения этой концепции становится очевидной  при снижении объема продаж, замедлении роста и/или  в случае неконтролируемых методов сбыта продукции. При этом получение прибылей не рассматривается в качестве конечной цели, вместо этого внимание концентрируется на лучшем удовлетворении запросов покупателей. Вследствие удовлетворения потребностей предприятие вправе рассчитывать на максимальные прибыли. В целом концепция маркетинга предполагает, что ключом к достижению целей организации является определение потребностей и желаний целевых рынков и более эффективное и результативное, чем у конкурентов, удовлетворение этих потребностей.

Концепция социально-этического маркетинга направлена на максимальное удовлетворение нужд и интересов потребителей при одновременном учете вопросов охраны окружающей среды, природных ресурсов и благополучия общества в целом. Социальный (социально-этический) маркетинг следует рассматривать как концепцию согласования и увязывания интересов организации, потребителей и всего общества. Иными словами, социальный (социально-этический) маркетинг представляет собой механизм согласования потребностей и интересов потребителей, потребностей и интересов предприятия, потребностей и интересов общества [6].

Информация о работе Основные принципы маркетинга