Основные проблемы и подходы к изучению конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных проблем и подходов к изучению конкурентов.
Задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентов и существующие подходы,
изучить опыт изучения конкурентов ОАО «АК Мобилтелеком»,
выявить основные проблемы и сформулировать рекомендации по изучению конкурентов в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ
Конкуренция и конкуренты: понятие, сущность и виды………….……5
Концепции выделения приоритетных конкурентов……………….……6
Анализ конкурентных стратегий на рынке……………..………………11
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ ОАО «АК Мобилтелеком».
Краткая характеристика и технико-экономические показатели ОАО «АК Мобилтелеком»……………………………………………………..15
Анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «АК Мобилтелеком» ………………………………………………………….18
Изучение конкурентов на ОАО «АК Мобилтелеком»………………...23
ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ
Основные проблемы и варианты их решения………………………….26
Рекомендации по изучению конкурентов в Бурятии……………..……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Восточно - Сибирский государственный  университет технологии и управления

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

МАРКЕТИНГ

на тему:

Основные проблемы и подходы  к изучению конкурентов

 

 

 

 

 Выполнила: Дугарова  Сэсэгма,

студентка гр. Б540

Руководитель: Цыдыпова И.Б

 

 

 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

  1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ
    1. Конкуренция и конкуренты: понятие, сущность и виды………….……5
    2. Концепции выделения приоритетных конкурентов……………….……6
    3. Анализ конкурентных стратегий на рынке……………..………………11
  2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ ОАО «АК Мобилтелеком».
    1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели ОАО «АК Мобилтелеком»……………………………………………………..15
    2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «АК Мобилтелеком» ………………………………………………………….18
    3. Изучение конкурентов на ОАО «АК Мобилтелеком»………………...23
  3. ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ
    1. Основные проблемы и варианты их решения………………………….26
    2. Рекомендации по изучению конкурентов в Бурятии……………..……28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……32

 

ВВЕДЕНИЕ

Для современного рынка свойственна  очень высокая конкуренция, многочисленные фирмы и предприятия, осуществляющие на нем свою деятельность должны иметь  высокие конкурентные преимущества, чтобы их работа была эффективной  и прибыльной.

Позиционирование предприятия  на рынке, заполненном большим количеством  конкурентов, должно обязательно предполагать анализ внешней среды и конкурентный анализ, производимые с целью выявления  того, что из себя представляют основные конкуренты, сделать анализ конкурентов  и определить в итоге свои показатели конкурентоспособности. Анализ конкуренции  в своем сегменте рынка и оценка конкурентов, выпускающих подобный товар или оказывающих аналогичный  тип услуг, предполагающий обязательный анализ цен конкурентов и качество их продукции или услуг, дает возможность  правильно построить свою деятельность исходя из имеющихся условий конкуренции.

Деятельность любого предприятия  может быть неэффективной и связанной  с определенными трудностями, производимый товар может не продаваться и  не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию или услугу. Исследование конкурентов, анализ их стратегии в  маркетинге - необходимость в условиях современного рынка. Изучение конкурентов  помогает перенять у них все их достижения, позволяет обучаться  на чужих ошибках, избегая своих.

Необходима постоянная работа над поиском слабых мест у конкурентов  и, наоборот, анализ их сильных сторон. В современных условиях насыщенности рынка развитие бизнеса возможно во многом за счет расширения своего присутствия  на рынке. При этом возникает необходимость  в том, чтобы уменьшить долю конкурентов.

Объектом исследования является ОАО «АК Мобилтелеком».

Целью данной работы является изучение основных проблем и подходов к изучению конкурентов.

Задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентов и существующие подходы,
  2. изучить опыт изучения конкурентов ОАО «АК Мобилтелеком»,
  3. выявить основные проблемы и сформулировать рекомендации по изучению конкурентов в нашей стране.

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОВ
    1. Конкуренция и конкуренты: понятие, сущность, виды

Конкуренция (от лат. concurrere - «сталкиваться») - это борьба независимых  друг от друга экономических субъектов  рынка за право обладания ограниченными  ресурсами.

Иными словами, это такой  процесс взаимодействия выступающих  фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных  потребностей покупателей. Конкуренция  постоянно присутствует на рынке  между товаропроизводителями. И  для того чтобы фирма имела  успех, ей необходимо постоянное повышение  своей конкурентоспособности.

Нет такого способа, с помощью  которого можно было бы однозначно определить конкуренцию. Однако можно  выделить основную сущностную черту - соперничество в свойствах товарного  производства и способах развития. А также конкуренция выступает  как стихийный регулятор общественного  производства.

Благодаря данному явлению  в жизни общества происходит обострение производственных и рыночных отношений, повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение научно-технического прогресса.

Конкуренция - это соперничество  за лучшие условия существования  на рынке между его участниками, т.е. конкурентами. Это порождается  объективными условиями: во-первых, полной хозяйственной обособленностью  каждого участника рынка; во-вторых, его полной зависимостью от конъюнктуры  рынка, а в-третьих, борьбой за наибольший доход. Таким образом, конкуренты - это  хозяйствующие субъекты, цели которых  противоречат целям предприятия, а  ресурсы достаточны для ведения  конкурентной борьбы. Борьба фирм за выживание  и процветание является основным негласным законом рынка.

Для существования конкуренции  на рынке необходимы определенные условия:

1. Количество действующих  фирм на рынке;

2. относительная свобода  входа и выхода предприятий  на рынок;

3. Дифференциация товаров;

4. Совместный контроль  фирм за рыночной ценой. [1]

Целью проведения маркетинговых  исследований позиции фирмы в  конкурентной борьбе и конкурентоспособности  ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой  для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли  в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции  фирмы и ее продуктов по сравнению  с другими фирмами данной отрасли.

Зачастую вопросы определения  позиции в конкурентной борьбе рассматриваются  только с точки зрения решения  второго круга проблем.

Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность  отрасли и позиции данной фирмы  в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

1. Появление новых конкурентов.

2. Угроза замены данного  продукта новыми продуктами.

3. Сила позиции поставщиков.

4. Сила позиции покупателей.

5. Конкуренция среди производителей  в самой отрасли.

В данной работе в основном мы будем рассматривать пятую  группу факторов, характеризующих конкурентную борьбу в самой отрасли. [2]

    1. Концепции выделения приоритетных конкурентов

Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.

Так, в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены  на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

Рыночный лидер - организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.

Рыночный претендент -- организация  в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для  того чтобы бороться, организация  должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более  низкой цене и т.д.). В зависимости  от прочности позиции на рынке  рыночного лидера и своих возможностей рыночный претендент может достигать  своих целей, используя различные  атаковые стратегии.

Рыночный последователь -- организация в отрасли, которая  проводит политику следования за отраслевыми  лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных  решений.

Организации, действующие  в рыночной нише, обслуживают маленькие  рыночные сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет. Рыночная ниша -- это, по сути дела, сегмент в  сегменте. Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических  потребностей ограниченного круга  клиентов по повышенным ценам. Чтобы  снизить риск от деятельности в одной  нише, стараются найти несколько  ниш. Желательно, чтобы рыночная ниша обладала потенциалом роста, не вызывала интереса у сильных конкурентов  и чтобы у организации была сильная поддержка со стороны  ее клиентов.

В том случае, когда в  отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает  задача сужения круга исследуемых  конкурентов или, говоря другими  словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного, приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов -- другие претенденты и некоторые лидеры. Очевидно, что лидеры и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы сильным образом на рынке не пересекаются.

Другая концепция выделения  приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов  на продукты данной группы и на продукты-заменители. Исходя из концепции, характеризующей  различные типы напитков, например, компания «Пепси» своих конкурентов  по направлениям их деятельности классифицирует на следующие группы:

1. Другие производители  напитков «кола».

2. Производители недиетических  прохладительных напитков.

3. Производители всех  безалкогольных фруктовых напитков.

4. Производители безалкогольных  напитков.

5. Производители всех  безалкогольных напитков, кроме  воды.

Всех конкурентов в  зависимости от их опасности далее  делят на две группы. К первой группе для «Пепси» относятся  другие производители колы. Ко второй - производители всех других вышеупомянутых напитков.

Далее для уточнения списка приоритетных конкурентов могут  проводиться специальные маркетинговые  исследования. Так, для выделения  продуктов-конкурентов проводятся опросы потребителей, которых спрашивают, когда они в последний раз  купили «пепси» и какие другие альтернативные напитки они могут  указать. Или, например, задается вопрос: «Что вы купите, если «пепси» отсутствует  в продаже?» Подобную информацию могут дать также розничные торговцы.

Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов как  правило проводят по следующим направлениях:

1. Исследование конкурентоспособности  продуктов.

2. Исследование конкурентоспособности  (сравнительной эффективности) маркетинговой  деятельности.

3. Изучение конкурентоспособности  фирмы в целом.

Очевидно, что эти три  направления не являются изолированными. Каждое последующее направление  в качестве составной части включает предыдущее исследование. [2]

С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке  и завоевания ими там сильных  позиций можно выделить следующие  основные факторы, требующие изучения:

1. Имидж фирмы.

2. Концепция продукта, на  которой базируется деятельность  фирмы.

3. Качество продуктов,  уровень их соответствия мировому  уровню.

4.Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.

5. Суммарная рыночная  доля главных видов бизнеса.

6. Мощность научно-исследовательской  и конструкторской базы, характеризующей  возможности по разработке новых  продуктов.

7. Мощность производственной  базы, характеризующей возможности  перестраиваться на выпуск новых  продуктов и наращивать объемы  выпуска освоенных.

8. Финансы, как собственные,  так и привлекаемые со стороны.

Информация о работе Основные проблемы и подходы к изучению конкурентов