Политическая реклама в избирательных кампаниях Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проследить реализацию предвыборных кампаний в саратовской области 1996, 2003 года на примере используемых рекламных технологий имиджа Д.Ф. Аяцкого.
Задачи курсовой работы состоят в изучение имеющегося материала по проблеме, его систематизация, анализ выявление причинно следственных связей в результате происходящих в процессе использования имиджевых технологий в рекламной кампании Д.Ф. Аяцкого. Одной из не маловажных задач данной работы, является изучение теоретического материала по вопросам политической рекламы и имиджевых технологий.

Содержание

Введение
Глава I. Имидж политика как аспект взаимодействия в политической рекламе
Глава II. Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Политическая реклама в избирательных кампаниях Д Ф Аяцкого 1996 2000гг .doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     По  сведениям местных депутатов, Аяцков, занимая пост вице-мэра Саратова, завоевал расположение местных бизнесменов  тем, что легко и охотно выполнял их просьбы, формально не входившие  в его компетенцию. Так, летом 1996 г. он поддержал инициативу саратовских предприятий топливно-энергетического комплекса и их крупнейших акционеров АО "Нарат" и АО "Нафта", которые попытались выйти из состава АО "Сиданко" и образовать Саратовскую нефтяную компанию. По данным газеты "Комсомольская правда" от 2 июля 1996 г., они также поставили ряд условий перед АО "Сиданко": в советах областных предприятий ТЭК большинство голосов должно быть у саратовцев, генеральными директорами на всех предприятиях могут быть только представители области по согласованию с губернатором. Однако "Сиданко" категорически отвергло требования саратовцев. Аяцков заявил в интервью газете "Комсомольская правда": "Предприятия Саратовского ТЭКа должны работать прежде всего на область, а не на столичные банки"32.

     Таким образом, из изложенного выше материала можно сделать вывод, что первая избирательная кампания Д.Ф. Аяцкого была проведена в соответствии, с современными коммуникационными технологиями, что свидетельствует о том, что и сам лидер и его команда выборы губернатора 1996 года выиграли вполне честно и заслуженно.

     Вместе  с тем дальнейшая деятельность по использованию полученной власти показала, что используемые технологии имеют  вполне конкретные пределы. Поэтому, уже  с 1998 года началось падение рейтинга губернатора в саратовской области. Применение массированного коммуникационного воздействия в подконтрольных губернатору СМИ результатов не принесло. Поэтому досрочные выборы губернатора 2000 года носили уже принципиально иной характер.

     Одним из мотивов, формирующих внешний  облик избирательной кампании в Саратовской области 2000 года, стала почти целиком продиктованная логикой региональной мифологии инициатива губернатора, связанная с созданием в Государственной Думе РФ нового созыва так называемой «Фракции депутатов от Саратовской области». Фактически выдвинутая еще в октябре, в ноябре она начала приобретать директивный облик, трансформируясь в ряд конкретных действий — причем носящих не только ритуальный, но и актуальный характер. Общий смысл выдвинутой губернатором идеи сводится к тому, что область как можно более полно должна реализовать возможность проведения в Госдуму своих представителей не только по округам (здесь их число фиксировано и возрасти не может), но и по спискам — вне зависимости от того, о списке какого именно избирательного объединения идет речь.

     Следующим шагом областного руководства стала  попытка начать внедрение принципа примата интересов области по отношению к личным и партийным  интересам в среде самих кандидатов в депутаты. 16 ноября состоялось подписание последними предложенного губернатором меморандума о верности интересам региона. В соответствии с этим договором, главной своей задачей в случае избрания в Госдуму кандидаты признают защиту в ней интересов избравших их граждан, работу на благо России и — отдельно — жителей Саратовской области. Помимо достаточно ритуальных обещаний, документ этот содержит и одно в высшей степени своеобразное — кандидаты обязуются руководствоваться в работе «волей избирателей, а не решениями руководящих органов партий» — в том числе, видимо, и тех, от которых избираются в думу. Те из них, кто нарушат свое обещание, будут отзываться из состава нижней палаты российского парламента, причем решение об этом будут принимать не сами граждане, а Общественная палата при губернаторе, В обмен ряд кандидатов попросил Аяцкова публично заявить о невмешательстве в избирательную кампанию и, в первую очередь, об отказе от избирательной поддержки «губернаторского списка» кандидатов. Однако в самом меморандуме вообще никакие обязательства подписавшего его «от имени жителей области» губернатора не закреплены.

     Однако  на этот раз инициатива губернатор оказалась фактически торпедирована. Из 72 претендующих на места в Государственной  Думе представителей области меморандум подписало лишь 55 человек. Интересно, что в федеральных СМИ, освещавших это событие, приводилась, как правило, информация совсем иного рода — там говорилось о двух неподписантах. Позже эта информация была опровергнута представителями ряда политических объединений, которые подписали этот документ в собственной редакции, устранив из него либо фактически отказ от защиты интересов своих избирательных объединений, либо возможность отзыва по решению Общественной палаты — то есть, фактически сведя значение этого документа на нет.

     Логично предположить, что источником преувеличений является одна из работающих с информацией служб в команде губернатора, однако вице-губернатор Сергей Наумов в ходе общения с прессой полностью отверг любые предположения такого рода и полностью признал факт преувеличенности числа подписавших меморандум кандидатов — впрочем, уже после того, как ложная информация уже получила самую широкую огласку.

     Следует отметить, что в избранной командой губернатора тактике имеется  совершенно рациональная составляющая. Избранный Аяцковым первоначально  курс на поддержку НДР и провал последующих попыток уйти из этого избирательного объединения, примкнув, например, к движению «Единство», поставили его перед угрозой лишиться возможности опереться в Государственной Думе хотя бы на какую-то организованную силу, способную лоббировать интересы самого Аяцкова и Саратовской области. Действия, направленные на создание некой основы для формирования саратовской фракции, выглядит попыткой компенсировать хотя бы часть последствий потери, которая выглядит уже неизбежной.

     В ноябре конфликт между командой губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова и командой мэра областного центра Юрия Аксененко вступил в критическую фазу и окончательно перестал быть скрытым. Ожидания губернатора и его сторонников, связанные с опасностью вступления саратовской мэрии в избирательную кампанию как политического актора, руководствующегося лишь собственными интересами, полностью подтвердились, хотя масштабы продемонстрированной мэрией активности и оказались меньше, чем можно было бы предположить. Хотя на территории Саратова существует два избирательных округа (здесь полностью располагается Саратовский округ, а два района города входят в Энгельсский), прямую поддержку мэрии получил кандидат лишь по одному из них — выдвинутый в Энгельсе региональной организацией «ЯБЛОКА» предприниматель Виктор Тюхтин. Причины такой ограниченности совершенно непонятны, информация по данному вопросу отсутствует.

     К концу ноября Тюхтин в своем округе оказался, по существу, наиболее активным кандидатом. Им была развернута широкомасштабная кампания, ведущаяся как через наглядную агитацию (листовки, рекламные календари и буклеты, публикации в СМИ), так и через живое общение с избирателями агитаторов и лично Тюхтина. Особенно эффективной выглядит кампания, ведущаяся им в СМИ — через «Саратовскую мэрию», региональное приложение к «Новой газете», а также выходящие при содействии последнего издания полубульварный еженедельник «Новый репортер» и молодежный «Хулиган». Строится она во многом на критике и прямых выпадах в адрес главного тюхтинского конкурента — поддерживаемого губернатором бывшего первого секретаря Саратовского обкома КПСС, ныне депутата Государственной Думы РФ по списку ЛДПР Владимира Гусева. Некоторые публикации носят весьма нетрадиционный для Саратовской области характер, ставший даже причиной обвинения газет «тюхтинской группы» в применении «грязных технологий» — например, в одном из номеров «Хулигана», в рубрике, пародирующей некие абстрактные выборы, где участвуют кандидаты-животные, комментируемой от лица «русских Бэвиса и Батт-Хэда», кандидату Гусю придан предвыборный лозунг «Старый Гусь воздух не испортит». Сходный тон имеют и некоторые другие материалы.

     Вся эта деятельность вызывает откровенное  беспокойство команды губернатора, явно не готовой вести борьбу с  противником, оппонирующем ей в подобном ключе. В частности, весьма тревожно звучало выступление директора областного департамента печати, информации и массовых коммуникаций Александра Сергеева на состоявшемся 29 ноября заседании постоянно действующего совещания при областном правительстве (кстати, весьма характерно, что в этот день на нем рассматривался ход выборов в Энгельсском районе — ни один из других районов не был предметом подобного рассмотрения). Сергеев неоднократно возвращался к используемым Тюхтиным приемам, особо указывая при этом на те из них, которые не применяются «другими кандидатами». Он также указывал на некоторые промахи, допускаемые администрацией района в некой абстрактной «разъяснительной работе» среди населения и отметил, что проведенный его ведомством опрос показал: Тюхтина знает каждый 4-й избиратель, тогда как Гусева — лишь каждый 6-й. После того, как Сергеев сообщил о четырех жалобах на действия СМИ, зафиксированных по Энгельсскому округу, особо отметив при этом жалобы на издания «тюхтинского блока», но указав в то же время, что прямого нарушения закона в действиях газет не обнаружено, Камшилов сказал буквально следующее: «Нельзя ссылаться на отсутствие закона... Если СМИ нарушает закон, то обращение в суд должно следовать немедленно»33. Каким образом может нарушаться закон, который отсутствует, председатель правительства не пояснил, а разъяснения Сергеева относительно того, что оснований для судебного преследования в действиях газет не обнаружено, воспринял раздраженно, отреагировав фразой: «Вы директор департамента или человек с улицы?.. Ищите основания!»34.

     Не  ограничиваясь попытками лишить мэрию и Тюхтина, как представителя ее интересов контроля за частью информационных ресурсов, команда губернатора продолжала в ноябре действия, направленные на дискредитацию своего основного противника, а также на подготовку общественного мнения к возможному отстранению Аксененко от должности. С этой целью продолжал применяться метод, взятый на вооружение еще в конце октября: в адрес мэра вновь и вновь выдвигалось обвинение в неспособности решить проблему обеспечения города теплом. При этом на решительные шаги губернатор все же не шел, поскольку авторитет Аксененко в Саратове и его поддержка в городской думе, от которой зависит утверждение возможного преемника, весьма велики. Однако некоторые меры устрашения все же были предприняты — так, губернатор добился формально добровольной отставки одного из людей Аксененко, главы администрации Воскресенского объединенного муниципального образования Василия Крюкова (его место занял и.о. главы администрации Виктор Ресков), причем, среди прочего, и «в связи с плохой подготовленностью района к осенне-зимнему периоду». В адрес самого Аксененко губернатор выдвинул недвусмысленный ультиматум, угрожая сместить его с поста в случае, если проблема обеспечения теплом не будет решена. Решение ее губернатор назвал стратегически важным с точки зрения предстоящих выборов, поскольку, по его мнению, отсутствие тепла в квартирах толкнет избирателей на «протестное голосование». Каких-либо дополнительных средств при этом Саратов не получил (хотя именно отсутствием средств объясняет мэрия трудности с отоплением), не предусмотрено их в достаточном количестве даже в бюджете 2000 года. Тем не менее, тепло после этого появилось практически повсеместно — однако методы, которыми это было достигнуто, уже к концу месяца привели к тому, что тепловики Саратовской ГРЭС начали угрожать началом 15 декабря голодовки на рабочих местах, поскольку уже три месяца они не получают заработную плату. Естественно, в случае, если эта акция начнется, она также будет использована против Аксененко.

     В ноябре также получила огласку информация о партнерских отношениях, установившихся между Володиным и мэром Саратова Юрием Аксененко, в рамках которых  первый оказывал второму на федеральном уровне помощь в решении разного рода проблем. Такое развитие событий означает, по сути, начало формирования в регионе новой объединенной системной оппозиции, имеющей поддержку за его пределами.

     В ходе избирательной кампании 2003 года продолжала сохраняться традиционная для региона полуритуальное значение конкуренции между командой губернатора и КПРФ. После ставшего очевидным уже в октябре отказа первой от заявленных в конце августа компромиссных намерений, взаимоотношения вернулись к практически традиционной схеме, построенной на жесткой критике областного руководства коммунистами и ответного создания для них режима максимального неблагоприятствования. Впрочем, выдвинутые КПРФ кандидаты практически нигде не способны составить конкуренцию кандидатам, поддерживаемым губернатором — либо по причине исключительно сильной позиции последних (Балаковский и Балашовский округа), либо по причине слабости кандидата КПРФ (Энгельсский округ).

     Как сообщил 16 ноября на заседании постоянно  действующего совещания Правительства Саратовской области губернатор Дмитрий Аяцков, после более чем полугодичного перерыва состоялось назначение нового представителя Президента РФ в Саратовской области. Этот пост, освобожденный в феврале Петром Камшиловым, как и предполагалось большинством местных наблюдателей, занял бывший заместитель председателя правительства области Александр Дурнов.

     Данное  назначение губернатор в своем выступлении  обозначил как уступку, на которую  пришлось пойти под давлением  других субъектов РФ, в которых представители президента продолжают существовать. Однако ряд информированных источников приводит другую точку зрения, в соответствие с которой назначение представителя президента стало следствием потери доверия к Аяцкову со стороны федерального Центра, вызванной его поведением в ходе электоральной кампании (в частности, неоднократными попытками в самый неподходящий момент покинуть НДР).

     «Думаю, будет хороший помощник», — заметил  Дмитрий Аяцков, комментируя назначение Дурнова. В справедливости последнего суждения трудно сомневаться, поскольку до перехода на работу в правительство тот руководил аппаратом губернатора и всегда считался одним из наиболее близких Аяцкову членов команды.

     Все более заметное ослабление позиций  Дмитрия Аяцкова как внутри, так  и за пределами области поставило перед его командой необходимость совершения самых решительных шагов, направленных на исправление ситуации. Выбор конкретной реакции был продиктован прежде всего логикой региональной мифологии. Осуществляя его, областное руководство обратилось едва ли не к самой архаичной части этой мифологии, привнесенной из периода, когда Дмитрий Аяцков еще занимал пост первого вице-мэра Саратова. В тот период из его уст неоднократно звучали заявления о готовности «навести порядок в Чечне» в случае делегирования ему федеральным Центром надлежащих полномочий.

     В ноябре этот тезис был реанимирован. Губернатор выступил с очередным  совершенно неожиданным для большинства  представителей местного истеблишмента  заявлением о том, что Саратовская  область берет своего рода «шефство» над сельским Грозненским районом (речь идет о восстановлении на его территории нормального функционирования всех служб и систем жизнеобеспечения) — при этом Аяцкова не смутило то обстоятельство, что район еще не полностью находится под контролем российских войск. Более того, он заявил, что часть восстановительных работ будет осуществляться за счет бюджета области.

Информация о работе Политическая реклама в избирательных кампаниях Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)