Политика формирования спроса и стимулирования сбыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – это изучение управления формированием спроса и стимулированием сбыта на предприятии.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- изучение понятия, сущности и процесса формирования спроса на продукцию предприятия;
- выявление роли сбытовой политики в деятельности предприятия;
- изучение факторов, влияющих на стимулирование сбыта;
- характеристика методов прогнозирования спроса и стимулирования сбыта;
- формирование маркетинговых стратегий в зависимости от состояния спроса;
- выявление маркетинговых разработок сбытовой политики;
- формирование общей характеристики ОАО «Сыродел»;
- анализ спроса и предложения на рынке молочной продукции и сыра г. Курска и г. Рыльска;
- разработка направлений стимулирования сбыта продукции ОАО «Сыродел».

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Спрос на продукцию предприятия: понятие, сущность и процесс формирования 8
1.2. Роль сбытовой политики в деятельности предприятия 13
1.3. Факторы, влияющие на стимулирование сбыта 24
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. Методы прогнозирования спроса и стимулирования сбыта 27
2.2. Маркетинговые стратегии в зависимости от состояния спроса 29
2.3. Маркетинговые разработки сбытовой политики 33
3. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЕМ СБЫТА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЫРОДЕЛ») 39
3.1. Общая характеристика предприятия 39
3.2. Анализ спроса и предложения на рынке молочной продукции г. Курска и г. Рыльска 42
51
3.3. Формирование направлений стимулирования сбыта продукции предприятия 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Работа содержит 1 файл

Управление формированием спроса и стимулированием сбыта_вар.3.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

2. Уровень эксклюзивности — доля, которую покупки марки X составляют от всех покупок покупателей этой марки, приходящихся на товарную категорию, к которой отнесена данная марка. Этот уровень является мерой приверженности, проявляемой к марке X при условии, что у покупателей имеется возможность разнообразить свои покупки и приобретать разные марки в той же категории товаров.

3. Уровень интенсивности  — сравнивается среднее количество, закупаемое покупателем марки X, со средним количеством, закупаемым в расчете на одного покупателя в данной категории товаров.

Доля рынка равна  произведению перечисленных трех показателей. Обозначив через С категорию товаров, к которой принадлежит марка X, долю рынка можно определить по формуле (4) [23]:

                         

,                      (4)

где Qxx - количество X, приобретенное покупателями Х1,

Qcx — количество С, приобретенное покупателями X,

Qcc - количество С, приобретенное покупателями С1,

Nx - количество покупателей X,

Nc - количество покупателей С1.

Таким образом, основными средствами воздействия в комплексе стимулирования являются: реклама, стимулирование сбыта и пропаганда. Это орудия массового маркетинга в отличие от методов личной продажи. Реклама, т.е. использование продавцом платных средств распространения информации для доведения увещевательных сведений о товарах, услугах или организациях,- мощное средство стимулирования. Стимулирование сбыта - это многообразные средства кратковременного побудительного воздействия (купоны, премии, конкурсы, зачеты за покупку) призванные стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал фирмы.

2.2. Маркетинговые  стратегии в зависимости от  состояния спроса

 

В настоящее время  достаточно глубоко разработана  теория рынков продавцов (изготовителей), чего не скажешь о теории рынков покупателей. Еще в меньшей мере исследовано взаимодействие рынков продавцов и покупателей.

Рынки продавцов бывают следующих типов (форм) [38, с. 198]:

- рынок совершенной (чистой) конкуренции, на котором много продавцов и много покупателей, характеризуется сильной конкуренцией среди продавцов, свободным доступом на рынок;

- рынок монополистической конкуренции, на котором сила конкуренции меньше, доступ к рынку затруднен;

- олигополия, на котором мало продавцов, конкуренция слабая, доступ к рынку затруднен;

- монополия, характеризующаяся одним изготовителем, отсутствием конкуренции, доступ к рынку блокирован.

Рынки покупателей бывают трех типов [9, с. 51]:

- полипсония, где много покупателей;

- олигопсония, где несколько покупателей;

- монопсония, где один покупатель.

На практике стратегии поведения  продавцов и покупателей, при  прочих равных условиях, определяются конкретным типом рынка.

Чтобы изучить взаимодействие рынка  продавцов и рынка покупателей, из совокупности факторов элиминируем (исключаем) факторы, определяющие прочие условия. К этим условиям относятся:

- место продавца на рынке (лидер, середняк, отстающий);

- сущность миссии и стратегии организации: силовая (виолентная), нишевая (патиентная), приспособленческая (коммутантная), пионерская (эксплерентная);

- стадия, в которой находится отрасль (подъем, зрелость, спад, реструктуризация).

При формулировании стратегии поведения  изготовителя (продавца) в зависимости от силы конкуренции одновременно на рынках продавцов и покупателей будем пользоваться следующими понятиями [38]:

- адаптация — приспособление системы или ее отдельных компо 
нентов к изменяющимся условиям; диверсификация — расширение ассортимента, изменение вида продукции, освоение новых видов производства с целью более эффективного использования своих конкурентных преимуществ или предотвращения банкротства;

- дифференциация — расчленение, разделение системы (технической, социально-экономической, производственной) или процесса на более мелкие или самостоятельные компоненты с целью более эффективного использования экономических законов, законов организации, научных подходов и принципов управления, предотвращения банкротства;

- интеграция — углубление, усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов хозяйствования или управления с целью более полного использования каждым субъектом своих эксклюзивных конкурентных преимуществ во благо всех субъектов, получения синергического эффекта;

- инновация — внедрение или применение новшества в любой области деятельности (патенты, лицензии, ноу-хау, новые модели, методы, программы и т. д.) с целью реализации эксклюзивных конкурентных преимуществ и получения какого-либо эффекта;

- концентрация — сужение, сосредоточение деятельности на узком направлении, обладающем устойчивым конкурентным преимуществом.

Основные приоритетные (наиболее вероятные, рациональные) стратегии поведения изготовителя (продавца) в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей представлены на рисунке 1 [6].

 

Рис. 1. Приоритетные стратегии  поведения изготовителей (продавцов) в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей

 

Для наглядности особенности  стратегий поведения изготовителей  и условия их применения представим в виде таблицы 1 (Приложения А).

Сравнение особенностей и условий применения различных  стратегий организации при различной силе конкуренции показывает, что с ростом силы конкуренции усиливается инновационная активность организации. Если монополисту удается удерживать свои позиции и наращивать прибыль за счет организационных инноваций, то изготовителю, работающему в условиях совершенной конкуренции, приходится прибегать ко всему арсеналу инновационной политики. Еще раз подчеркнем, что рассмотренные стратегии поведения организации не являются раз и навсегда устоявшимися. Выбор конкретной стратегии определяется еще и местом изготовителя (продавца) на рынке, его миссией, стадией жизненного цикла и другими ситуационными факторами.

При формировании рассмотренного набора стратегий поведения изготовителя исключали остальные факторы. Таким образом, удалось установить тенденции активизации инновационной деятельности организации в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей (Приложение А).

Исследования показывают, что с ростом силы конкуренции на рынке продавцов улучшаются почти все «выходные» (из системы) показатели изготовителя. Так, усиление конкуренции вынуждает изготовителя неуклонно повышать качество товаров и их сервиса, что повышает конкурентоспособность всех объектов. Одновременно усиление конкуренции снижает производственные и эксплуатационныезатраты, рентабельность продукции (норму прибыли). Теоретические зависимости между силой конкуренции на рынке продавцов товара и экономическими показателями организации-изготовителя показаны на рисунке 2 [1, с. 45].

Sпр — сила конкуренции на рынке продавцов;

Sпок — сила конкуренции на рынке покупателей;

N — масштаб (годовая программа)  выпуска продукции; 

Конк — конкурентоспособность товара;

Кач — качество товара и его сервиса;

Ц — цена товара;

Зэ — затраты в сфере эксплуатации (потребление) товара за его жизненный цикл;

Rп — рентабельность продукции (норма прибыли).

 

Рис. 2. Теоретические  зависимости между силой конкуренции на рынке продавцов и экономическими показателями организации-изготовителя

Для упрощения изображения  на рисунке 2 показаны только формы связей (прямолинейная и гиперболическая) между силой конкуренции и экономическими показателями. В прикладных исследованиях для каждой пары показателей должны быть установлены конкретные индивидуальные зависимости.

Таким образом, мы выявили  маркетинговые стратегии, перейдем к изучению маркетинговых разработок сбытовой политики.

2.3. Маркетинговые  разработки сбытовой политики

 

Опыт ведущих компаний промышленно развитых стран показывает, что сегодня для успеха на рынке умение правильно строить систему распределения и сбыта имеет колоссальное значение. Логика преуспевающих компаний базируется на том, что пока продукция не находят сбыта, т. е. потребителя, ее вообще не стоит начинать производить. Следует твердо усвоить: ничего не может произойти в бизнесе, пока что-то не продано. Вот почему построение сбытовой сети — один из важнейших элементов маркетинга.

Сбытовая сеть или каналы сбыта — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых организаций, занятых тем, чтобы продукт стал доступным для использования конечным потребителем [40, с. 234].

Анализ сбытовой сети — это изучение способов наиболее эффективной доставки изделия или услуги от производителя до конечного пользователя. Выбор канала сбыта или формы реализации продукции зависит от ряда факторов: от самого продукта, отношения к нему потребителей, функций и принципов работы того или иного вида магазинов, сбытовой сети, типов оптовых или розничных предприятий торговли. При построении сбытовой сети предприятию или фирме прежде всего предстоит сделать выбор: каким образом лучше доставлять свою продукцию конечным потребителям — непосредственно (без сбытовых посредников) или через сбытовых посредников.

При формировании сбытовой сети предприятию-производителю предстоит также оценить [40, с. 63]:

- особенности целевого сегмента рынка и профиля потребителя (число потенциальных потребителей, их покупательная способность, географическое положение и т.п.);

- параметры продукта (упаковка, условия его транспортировки, хранения, особенности послепродажного обслуживания и т.п.);

- характеристики сбытового посредника (прежде всего его желание продвигать на рынке продукты вашей компании);

- условия конкурентной борьбы (конфигурация сбытовой сети, ценовые параметры, расходы конкурентов на рекламу и т.п.);

- характеристики самой компании-производителя (финансовые возможности, ассортимент изделий и услуг, предшествующий опыт реализации продуктов, стратегия маркетинга и т.п.);

- особенности внешней хозяйственной среды (налоговая политика 
правительства, требования сертификации и лицензирования и т.п.).

Все это указывает  на то, что построение сбытовой сети — часто самое важное решение  руководства фирмы, определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети традиционно зависели общий оборот предприятия или фирмы и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависят степень контроля фирмы-производителя над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность обратной связи между производителем и потребителем. В интегрированном маркетинге это обстоятельство имеет важнейшее значение. Следует помнить, что чем больше посредников использует фирма-производитель, тем меньше непосредственных контактов с потребителями она имеет и тем ниже степень ее контроля за продвижением своей продукции до конечных потребителей.

Но не во всех случаях  целесообразно самостоятельно сбывать  свою продукцию, доставлять ее непосредственно (при помощи собственного сбытового персонала) конечному потребителю. Обычно это свойственно компаниям [26, с. 34]:

- осуществляющим бизнес в небольших масштабах;

- которые продвигают на рынке принципиально новый продукт;

- чья продукция носит ярко выраженный специализированный характер.

По мере расширения операций или роста популярности торговой марки компания-производитель должна расширять число сбытовых посредников, чтобы оптимизировать число обрабатываемых заказов. На рисунке Приложения Б видно, как наличие сбытового посредника уменьшает число контактов между компаниями-производителями и потребителями. При большом масштабе операций предприятия-производителя сбытовая сеть, основанная на посредниках, предоставляет первому возможность сконцентрировать основное внимание и силы не только на своем продукте, но и на наиболее важных группах потребителей, на целевых сегментах рынка. Общее число контактов, а значит, и непосредственно обрабатываемых заказов сокращается с 9 при прямом сбыте (рисунок Приложения Б, а) до 6 с участием сбытового посредника (рисунок Приложения Б, б).

Построение каналов  сбыта различается на рынке потребительских  товаров и продуктов производственного назначения. На рисунке Приложение В в виде блок-схем показаны варианты построения сбытовой сети (прямого сбыта и сбыта через различных посредников), а также основные различия между двумя типами рынков. На потребительском рынке (рисунок а, Приложения В) принято выделять в основном две категории сбытовых посредников: дилеры и дистрибьюторы [14].

Информация о работе Политика формирования спроса и стимулирования сбыта