Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:00, реферат
Один раз редактор одного очень известного маркетингового журнала попросил написать меня статью про маркетинг. В своей просьбе он упомянул десяток тем, таких как "позиционирование", "SWOT-анализ", "маркетинговые исследования", "брэндинг" и еще несколько, которые надо было осветить. Я подумал, что для одной статьи это слишком много, так что решил написать об одном из самых мощных, но и самых непонятых инструментов маркетинга - позиционировании.
прозрачность как значимый атрибут прохладительного напитка.
2. Сверхпозиционирование. Покупатели могут иметь слишком
узкие представления о марке. Так, потребители могут думать, что нижняя граница
стоимости колец с бриллиантами от Tiffany - $5 тысяч, тогда как сегодня
компания предлагает ювелирные украшения по цене $1 тысяч.
3. Запутанное (расплывчатое) позиционирование. У потребителей
может сложится нечеткий образ марки потому, что поставщик делает слишком много
заявлений о свойствах продукта или слишком часто изменяет стратегию
позиционирования. Так было с мощными настольными компьютерами “NeXT” Стивена
Джобса, которые сначала позиционировались в расчете на студентов, затем – на
инженеров, еще позже – на бизнесменов, и всякий раз неудачно.
4. Сомнительное позиционирование. Иногда потребители с трудом
верят в заявления о высоких качествах продукции в свете его реальных
характеристик, цены или репутации производителя. Когда подразделение Cadillac
компании General Motors разработало модель “Cimarron”, ее позиционировали как
отличающегося повышенным комфортом конкурента автомобилям BMW, Mercedes и Audi.
И хотя в автомобиле были кожаные сиденья, багажная сетка, обилие хромированных
деталей и логотип Cadillac на кузове, потребители видели в нем лишь немного
более принаряженную
разновидность моделей “
Firenza”. И в
то время как модель
деньги», потребители рассматривали ее как «меньше за большие деньги».
Решая проблему позиционирования, компания должна выбрать наиболее адекватные
принятой стратегии инструменты маркетинга - микс. Так, позиционирование,
базирующееся на «высоком уровне качества», предполагает, что производитель
концентрирует свои усилия на обеспечении надлежащих характеристик товаров,
установлении более высоких цен, распределении продукции через высококлассных
дилеров и рекламе ее в престижных журналах.
Как компании решают проблему выбора позиции для товара?
Компания, управляющая тематическими парками, планирует построить новый
комплекс в районе Лос-Анджелеса, что позволит ей воспользоваться
преимуществом наличия большего числа туристов, приезжающих посетить
Disneyland и другие достопримечательности. В районе Лос-Анджелеса сегодня
работают семь парков: Disneyland, Magic Mountain, Knott’s Berry Farm, Busch
Gardens, Japanese Deer Park, Marineland of the Pacific и Lion Country Safari.
Принятие решения о позиционировании нового парка осуществлялось в соответствии
со следующей процедурой. Был проведен вопрос потребителей, в ходе которого им
предлагалось из трех парков развлечений (например, Busch Gardens, Japanese Deer
и Disneyland) выбрать два самых похожий и два наиболее различающихся между
собой. В результате
статической обработки
восприятия.
Карта содержит два вида обозначений – точки стрелки. Семь точек отображают
семь парков развлечений. Чем ближе на карте расположены две точки, тем более
похожими считают потребители соответствующие им парки. Так, Disneyland и
Magic Mountain рассматриваются
как весьма близкие, а
Country Safari – как значительно различающиеся.
Имеющиеся на карте стрелки отображают девять качеств, которые потребители
хотели бы видеть в парке развлечений. Marineland of the Pacific
характеризуется «наименьшим временем ожидания» и соответственно располагается
дальше других вдоль оси, проведенной параллельно стрелке «время ожидания».
Busch Gardens рассматривается потребителями как самый экономичный выбор из
семи.
Использую информацию, полученную с помощью данной карты, менеджмент компании-
новичка получает представление о стратегиях позиционирования, которые
реализуют конкурирующие парки развлечений.
§ Позиционирование по атрибуту. Компания позиционирует
себя по какому-либо показателю: размер, время существования и т.д. Например,
Disneyland может рекламировать себя как самый большой парк аттракционов в мире.
§ Позиционирование по преимуществу. Здесь продукт
позиционируется как лидер по какой-то определенной полезности. Например,
Knott’s Berry Farm может
попытаться позиционировать
ищущих фантазийных развлечений, таких как жизнь на Диком Западе.
§ Позиционирование по использованию. Заключается в
позиционировании продукта как лучшего для определенных целей. Japanese Deer
Park может позиционировать себя как место, где турист проведет единственный
свободный час с максимальным удовольствием.
§ Позиционирование по потребителю. Заключается в
позиционировании продукта как наилучшего для определенной группы потребителей.
Например, Magic Mountain может рекламировать себя как парк для «любителей
острых ощущений».
§ Позиционирование по конкуренту. Здесь продукт
позиционируется как превосходящий по какому-либо показателю называемого или
подразумеваемого соперника. Например, Lion Country Safari может довести до
сведения потребителей, что в нем они увидят значительно больше разнообразных
животных, чем в Japanese Deer Park.
§ Позиционирование по категории продукта. Здесь продукт
позиционируется как лидер определенной товарной категории. Например, Marineland
of the Pacific может
позиционироваться не как «
парк», а как «образовательное учреждение».
§ Позиционирование по соотношению цена/качество. В
данном случае продукт позиционируется как предлагающий наибольшие блага за
наименьшую плату. Например, Busch Gardens может позиционироваться как парк, в
котором потребитель получит «наибольшие выгоды за наименьшие деньги».
Какое позиционирование
Предположим, что компания определила для себя четыре альтернативные платформы
для позиционирования: технология, стоимость, качество и сервис.
1 2 3 4 5 6 7
Конкурентное преимущество Положение компании Положение конкурента Важность улучшения показателя Доступность и скорость Возможности конкурента по улучшению положения Рекомендация
Технология 8 8 Низкая Низкая
Стоимость 6 8 Высокая Средняя
Качество 8 6 Низкая Низкая
Сервис 4 3 Высокая Высокая
У нее есть один крупный конкурент. По 10-бальной шкале обе компании
заслуживают оценки 8 по технологии производства (1-низший показатель, 10-
высший показатель). Соперник имеет лучший показатель по стоимости продукции
(8 против 6). Компания предлагает лучшее качество, чем ее конкурент (оценки 8
и 6 соответственно). Наконец, уровень сервиса обоих поставщиков ниже
среднего.
Может показаться, что для того, чтобы выглядеть более привлекательно в глазах
потребителей, компании следует улучшить свое положение по стоимости товара
или сервису. Однако возникают и другие соображения. Первое – как потребители
воспринимают улучшение по каждому из указанных показателей? В четвертом
столбце показано, что уровень цены товара и качество сервиса имеют важное
значение для покупателей. Но может ли компания позволить себе снизить цены, и
как скоро будут получены запланированные результаты? Пятый столбец
свидетельствует о том, что улучшение сервиса приемлемо по трудозатратам и
затратам времени. А если конкурент предпримет ответные меры и повысит уровень
обслуживания? Из данных шестого столбца следует, что возможности конкурента
по улучшению сервиса невелики, вероятно, из-за того, что он недооценивает его
значение или ограничен в средствах. С учетом данных всех шести столбцов
выводятся рекомендуемые действия по каждому из конкурентных преимуществ,
которые отражены в седьмом столбце: наиболее целесообразно направить усилия
на улучшение
сервиса и активизацию
К такому заключению пришла компания Monsanto на одном из своих рынков
химической продукции. Фирма немедленно провела набор дополнительных
сотрудников и, когда они прошли надлежащее обучение и подготовку, объявила
себя «лидером по уровню сервиса».
Сообщение о позиционировании компании.
Для сообщения о позиции компании или товарной марки целевому рынку необходимо
включить в маркетинговый план «позиционное утверждение». Это утверждение должно
иметь следующий вид: для (целевая группа и потребность) наша (
торговая марка) является (концепция), которая (признак отличая
). Например, «Для занятых профессионалов, у которых важная информация всегда
должна быть под рукой, необходим ‘Palm Pilot’ – электронный органайзер, с
помощью которого вы можете передавать файлы на персональный компьютер быстрее и
надежнее, чем с помощью других карманных компьютеров».
Позиционирование может быть и более подробным:
“Mountain Dew”: Молодым, активным потребителям прохладительных
напитков, у которых мало времени на сон, Mountain Dew способен придать больше
жизненной энергии, чем напиток любой другой марки, потому что в нем содержится
больше кофеина. С Mountain Dew вы останетесь добрым и жизнерадостным, даже если
ночью не смогли как следует выспаться.
Обратите внимание,
что сначала указывается
иной товарной категории (например, Mountain Dew – прохладительный напиток), а
затем демонстрируется его признак отличая от других представителей этой
категории (больше кофеина). Принадлежность товара к определенной категории
продуктов подсказывает определенные точки равенства с другими товарами этой
группы, однако идея заключается именно в том, чтобы подчеркнуть отличия.