Дифференциация инвестиций по субъектам Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Иностранные инвестиции. Как часто мы слышим эту фразу в телевизоре. И не менее часто власти нам говорят о благотворном влиянии этих самых инвестиции. Но что же это на самом деле такое, как оно влияет на экономику Российской Федерации и её субъектов в частности? Так что же такое инвестиции? Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. То есть, получается, иностранные инвесторы получают прибыль с этих вложений. Безусловно, это так же и временная помощь Российским бизнесменам, с помощью которой они могут нарастить производство и получать больше прибыли с которой будут рассчитываться с инвесторами. Но часто инвестицию сравнивают со спекуляцией, в чём же различие? Грань между инвестицией и спекуляцией размыта. Обычно критерием разграничения указывают фактор времени. Если операция длится более года — это инвестиция, и экономический эффект она даст через значительный срок после вложения. Если до года — это спекуляция. Но в моей курсовой работе речь пойдёт всё же об инвестициях.
Цель работы: курсовой работы является оценка зависимости определяющих факторов на привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации.
В данной работе предусматривается обработка статистических данных, которые влияют на поведение иностранных инвесторов и их вливания денег в Российскую экономику, и построение эконометрической модели, что и является предметом работы.
При выполнении работы были использованы следующие компьютерные пакеты: редактор Excel и программа SPSS.

Содержание

Введение. 3
1.1 Экономическая сущность инвестиций и их виды 4
1.2 Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и акселератора 7
2.1 Необходимость государственного управления инвестициями 18
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в России 21
2.3 Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия 25
2.4 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 26
2.5 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов 32
3.1 Построение модели и её интерпритация. 34
Заключение. 41
Список используемой литературы 42
Приложение. 43

Работа содержит 1 файл

Дифференциация инвестици по субъектам.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

    Из  этой модели инвестиций следует несколько  важных выводов.

    Во-первых, из графика видно, что инвестиции выгодны только до того момента, когда  ставка процента равна ожидаемой  норме чистой прибыли.

    Во-вторых, меняя предложение денег, государство  может изменять ставку процента, изменяя  в необходимом направлении уровень  расходов на инвестиции. Повышение  ставки процента приведет при прочих равных условиях к осуществлению  только высокоприбыльных инвестиционных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиций. В случае снижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.

    При фиксированном предложении денег  в стране на величину инвестиций будет  влиять изменение уровня цен. Это  происходит вследствие действия эффекта  процентной ставки, описанного выше. Рост уровня цен увеличивает количество денег, которые потребители и предприниматели должны иметь на руках, что приводит к повышению процентной ставки, а в итоге – к сокращению инвестиций. И наоборот, более низкий уровень цен понижает ставку процента и тем самым увеличивает инвестиционный спрос.

    Сдвиги  кривой спроса на инвестиции происходят под влиянием всех факторов, которые могут так или иначе повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:

    - ожидания предпринимателей – прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдвигают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные – влево;

    - уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и наоборот;

    - издержки на основной капитал, его ремонт и обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли, а кривя спроса на инвестиции сместиться влево;

    - научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрессивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, т.к. могут увеличить норму прибыли либо за счет производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности товаров.

    Основываясь на рассмотренной выше зависимости инвестиций от ставки процента, делается вывод, что ставка ссудного процента может выполнять функцию связующего звена между сбережениями и инвестициями.

    Нужно заметить, что инвестиции будут приносить  фирме дополнительную выручку, если с их помощью она сможет реализовать свою продукцию на большую сумму. Это означает, что очень важным фактором инвестиций является совокупный выпуск продукции (или валовой продукт) и соответственно выручка. Инвестиции, таким образом, зависят от выручки, которая в свою очередь определяется состоянием общеэкономической активности. Некоторые исследования показывают, что колебания выпуска продукции влияют на динамику инвестиций в течение деловых циклов.

    Теория  динамики инвестиций базируется на принципе мультипликатора. Эта концепция помогает уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями.

    Понятие мультипликатора было введено в  экономическую теорию в 1931 г. Английским экономистом Р. Каном. Он обратил  внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимых администрацией Ф. Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости – появлению не только первичной занятости, но и вторичной, третичной и т.д. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывается более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Таким образом, первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.

    Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта. Прежде всего происхождение  этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению определяет поведение потребителей таким образом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в той же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций. Так, если величина реальных плановых инвестиций падает в первом цикле на 100 млн ден. ед., то следствием этого является сокращение доходов работающих в строительстве, которые в соответствие с предельной склонностью к потреблению (предположительно равной 0,75) сокращают объем расходов на собственное потребление на 75 млн. ден.ед. (второй цикл). На эту же сумму теряют доход все те, кто обеспечивал строителей потребительскими благами. Соответственно и их потребление снижается на 0,75, или 56250тыс. ден.ед. (75млн * 0,75). К тому времени, когда указанный процесс повториться неопределенно большое число раз (циклов), величина совокупных расходов (инвестиции плюс потребление) сократиться на сумму, в четыре раза превосходящую первоначальное уменьшение инвестиций.

    Следовательно, мультипликатор может быть вычислен как:

    - коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта от изменения инвестиций: 

    изменение ЧНП = мультипликатор * изменение в инвестициях; 

    - величина, обратная предельной склонности  к потреблению. 

    мультипликатор = = , 

    где MPS – предельная склонность к сбережению,

      МРС – предельная склонность к потреблению.

    Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы  одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.

    Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта – так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведёт к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или даже меньшему объёму сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.

    Увеличение  объёмов инвестиций приводит к росту  доходов в отраслях, производящих капитальные блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода. Однако это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Увеличение инвестиций на базе прироста дохода сопровождается эффектом акселерации, или ускорения.

    Процесс наращивания дохода может (по крайней  мере, на короткое время) перейти границы, воздвигаемые мультипликатором. Это  объясняется взаимодействием мультипликатора  и акселератора. Первоначально происходит самостоятельное (автономное) возрастание инвестиций. Это приводит к увеличению дохода в умноженном размере в соответствии с величиной мультипликатора. Указанное увеличение дохода может, однако, вызвать дальнейшее увеличение инвестиций.

    При расширении производства потребительских  товаров должны соответственно увеличиться  амортизационные отчисления, т.е. потребленный основной капитал. Но чтобы это происходило, в производстве должен появиться  новый, добавочно примененный основной капитал. И стоимость нового основного капитала во много раз больше не только прироста амортизации, но и объема прироста потребительских товаров.

    Таким образом, эффект акселерации состоит  в следующем: увеличение доходов, потребления (к данному году) сопряжено с намного большим возрастанием инвестиций. Отсюда: 

    It = V(NIt-1 – NIt-2), 

    где It – национальный доход прошлого года;

      V – национальный доход позапрошлого года;

      NIt-1 – стимулированные инвестиции в t-м году;

      NIt-2 – коэффициент акселерации (акселератор).

    Акселератор – это числовой множитель, показывающий, во сколько раз прирост годичного потребительского спроса увеличивает спрос на производственные инвестиции.

    Еще одна зависимость заключается в  двусторонности эффекта акселерации. Он сопровождает не только увеличение, но и уменьшение прироста потребления. Уменьшение темпа прироста потребления вызывает помноженное уменьшение добавочных стимулированных инвестиций.

    Двусторонность  акселерации объясняет ее участие  в формировании колебаний, цикличности. При повышении темпов роста потребительского спроса положительная акселерация вызывает либо постоянный, либо неравномерный экономический рост. При снижении темпов роста потребительского спроса отрицательная акселерация ведет к колебаниям, спадам.

    Действие  акселератора само по себе переходит в действие мультипликатора. Эффект акселерации в виде добавочных инвестиций как бы включает мультипликатор данного года, т.е. каскады вторичного, третичного спросов на инвестиционные и потребительские товары. В конечном счете, действие мультипликатора отмечается в новом годичном приросте ВНП, что снова инициирует акселерацию в будущем году. Возникает непрерывное цепное взаимодействие, важным качеством которого является, во-первых, динамизм. Этот процесс идет на протяжении всего промышленного цикла и за его рамками. Второе - в этом взаимодействии суммарные эффекты акселератора и мультипликатора могут принимать разные знаки, определяя и динамику, и колебания.

    Концепция мультипликатора-акселератора помогает уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Таким образом, владея этими теориями можно более осмысленно разрабатывать экономическую политику государства, а также прогнозировать экономическую активность на различных фазах цикла. Среди прочего это способствует повышению эффективности инвестирования, снижению потерь факторов производства и повышению производительности их использования. 

 

      1.3 Проблемы инвестиций в современной экономике России

    От  модернизации экономики на современной  технологической основе зависит не только будущее России, но и её статус как промышленной державы. Основная проблема - обеспечение устойчивого экономического роста. Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как главная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

    Одна  из важнейших проблем реформирования российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы способствовать развитию отечественных инвестиций. При этом иностранные инвесторы ориентируются на инвестиционный климат России, который служит для указания на эффективность вложений в стране. Поступление иностранных инвестиций по основным странам приведены в Таблице 1. 

    Таблица 1

    ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ ПО ОСНОВНЫМ СТРАНАМ3

      2007 2008 2009
    Страны Млн. долл. США В про- 
центах  
к итогу
Млн. долл. США  Млн. долл. США  В про- 
центах  
к итогу
Млн. долл. США 
Всего инвестиций 120941 100 103769 120941 100 103769
Люксембург 11516 9,5 7073 11516 9,5 7073
Нидерланды 18751 15,5 14542 18751 15,5 14542
Китай 302 0,3 402 302 0,3 402
Кипр 20654 17,1 19857 20654 17,1 19857
Германия 5055 4,2 10715 5055 4,2 10715
Соединенное Королевство (Великобритания) 26328 21,8 14940 26328 21,8 14940

Информация о работе Дифференциация инвестиций по субъектам Российской Федерации