Корреляционно - регресионные модели в планировании и прогнозировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены корреляционно-регрессионные модели, их виды, экономическая сущность, а также их применение в планировании и прогнозировании.
Существует множество источников, с помощью которых можно детально рассмотреть корреляционно-регрессионный анализ. Теоретическим материалом для написания работы послужили такие учебники, как: Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия", Ларионов А.И. "Экономико-математические методы и модели в планировании", Любушин Н.П. "Анализ финансово-экономической деятельности предприятия", Мардас А.Н. "Эконометрика" и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕСИОННЫЕ МОДЕЛИ В ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ
1.1 Экономическая сущность корреляционно-регрессионных моделей ………………………………………………………………………5
1.2 Корреляционно-регрессионные модели, их виды и отличительные особенности……………………………………..8
1.3 Оценка достоверности уравнения ………………………….23
1.4 Применение корреляционно-регрессионных моделей в планировании и прогнозировании…………………………….29
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ В ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ».
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.……………………………………………………...32
2.2 Постановка и решение задачи……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

Если добавление последующих факторов не улучшает оценочных показателей, а иногда и ухудшает их, то надо остановится на том шаге, где эти показатели оптимальны.

Интерпретация моделей регрессии осуществляется методами той отрасли знаний, к которой относятся исследуемые явления. Всякая интерпретация начинается со статистической оценки уравнения регрессии в целом и оценки значимости входящих в модель факторных признаков, т.е. с изучения, как они влияют на величину результативного признака.

Особое значение при этом имеет знак перед коэффициентом регрессии. Знаки коэффициентов регрессии говорят о характере влияния на результативный признак. Если факторный признак имеет "+", то с увеличением данного фактора результативный признак возрастает; если факторный признак с "-", то с его увеличением результативный признак уменьшается.

Интерпретация этих знаков полностью определяется социально-экономическим содержанием моделируемого признака. Если его величина изменяется в сторону увеличения, то плюсовые знаки факторных признаков имеют положительное влияние. При изменении результативного признака в сторону снижения положительные значения имеют минусовые знаки факторных признаков. Если экономическая теория подсказывает, что факторный признак должен иметь положительное значение, а он со знаком минус, то необходимо проверить расчеты параметров уравнения регрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4  Применение корреляционно-регрессионных моделей в планировании и прогнозировании.

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться широкий круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать самые разнообразные методы. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используются всего 15-20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствование.

Прогнозирование экономических процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.

Корреляционные модели нашли применение во внутризаводском планировании на предприятиях. Одним из элементов оперативного планирования производства являются календарно-плановые нормативы.

Однако корреляционные модели нашли применение не только в планировании, но и в прогнозировании. Прогнозирование тесно связано с планированием и обычно предшествует ему. Методы корреляции используются для прогнозирования потребности в различных видах продукции, для прогноза параметров технических систем и других целей.

Результаты корреляционно - регрессионного анализа могут быть использованы для планирования и прогнозирования уровня результативного показателя.

Ограничением прогнозирования на основании регрессионного уравнения служит условие стабильности или, по крайней мере, малой изменчивости других факторов и условий изучаемого процесса, не связанных с ними. Если резко изменится “внешняя среда” протекающего процесса, прежнее уравнение регрессии результативного признака на факторный потеряет свое значение.

Прогнозируемое значение результативного показателя получается при подстановке в полученное уравнение регрессии плановой (прогнозной) величины факторного признака. При таком прогнозировании следует соблюдать еще одно ограничение: нельзя подставлять значения факторного признака, значительно отличающиеся от входящих в базисную информацию, по которой вычислено уравнение регрессии. При определении значений факторов необходимо не выходить за пределы трети размаха вариации как за минимальное, так и за максимальное значение фактора, имевшееся в исходной информации.

Прогноз, полученный подстановкой в уравнение регрессии ожидаемого фактора, называют точечным прогнозом.

Вероятность точной реализации такого прогноза крайне мала. Необходимо сопроводить его значением средней ошибки прогноза или доверительным интервалом с достаточно большой вероятностью.

Средняя ошибка положения линии регрессии в генеральной совокупности при значениях факторного признака, равном , вычисляется для линии регрессии по формуле:

                                               ,                                    (41)

где n – объем выборки;

      - ожидаемое значение фактора;

      - оценка среднего квадратического отклонения результативного признака в генеральной совокупности с учетом степеней свободы вариации.

                                                                                                (42)

Для вычисления доверительных границ прогноза линии регрессии нужно умножить ее среднюю ошибку на t-критерий Стьюдента.

Средняя ошибка прогноза для индивидуального значения образуется из ошибки прогноза положения тренда и среднего квадратического отклонения индивидуальных значений от линии регрессии (остаточной вариации): [2, с.212-215]

                                                                                              (43)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ В ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ».

2.1.           Организационно-экономическая характеристика предприятия.

Открытое акционерное общество «Гомельский мясокомбинат» было создано в процессе приватизации и зарегистрировано решением исполкома Новобелицкого районного Совета депутатов г. Гомеля за №5 от 30.11.1994 года.

История Гомельского мясокомбината началась с частной скотобойни, которая была основана в 1897 году. Переработка скота производилась в одноэтажном старом здании. Все работы выполнялись вручную, примитивно. В 1909 году на скотобойне перерабатывалось свыше 12 тысяч голов крупного рогатого скота, 6800 телят и 240 свиней.

Во время Великой Отечественной войны мясокомбинат был разрушен, почти все цехи выведены из строя. После войны мясокомбинат был построен заново.

В настоящее время на комбинате ежегодно перерабатывается до 35 тысяч голов крупного рогатого скота и до 50 тысяч голов свиней. Скот поступает из 11 районов области: Брагинский, Ветковский, Гомельский, Добрушский, Лоевский, Речицкий и т.д. За сутки комбинат производит 20-25 тонн мяса, 10-15 тонн колбасных изделий. Общий ассортимент выпускаемой продукции достигает 270 наименований.

Согласно Закону  о  предприятиях в  Республике Беларусь  ОАО «Гомельский мясокомбинат»   самостоятельно планирует   свою деятельность  на  основе  договоров, заключенных с потребителями  продукции  и поставщиками  материальных  ресурсов,  а  также  определяет   перспективы развития   исходя  из  спроса   на  производимую продукцию.

В  своей  деятельности   ОАО «Гомельский мясокомбинат» учитывает  интересы  потребителя   и его  требования  к качеству   поставляемой  продукции.

Цены на продукцию устанавливаются расчетным путем, исходя из затрат на изготовление продукции (себестоимости), рентабельности, налоговых платежей.

Реализация продукции производится ежедневно на основании заключенных договоров по свободно-отпускным ценам, согласованным с покупателями.

Основными покупателями продукции являются торговые предприятия, предприятия общественного питания, больницы, детские учреждения г. Гомеля. На предприятии открыты фирменные магазины и секции по продаже мясных продуктов в магазинах города.

Основными поставщиками сырья (молока) являются сельхозхозяйственные обрабатывающие предприятия Гомельского, Буда-Кошелевского, Добрушского и Ветковского районов. Доставка сырья производится автотранспортом колхозов и совхозов, а также автобаз объединения «Облгротранс».

В ОАО «Гомельский мясокомбинат»  выпускают  социально-значимую  мясную  продукцию  в  широком  ассортименте - мясо, колбасные изделия, сухие животные корма и др.

ОАО «Гомельский мясокомбинат» постоянно  наращивает  свой  товарный  ассортимент, стремясь  выпускать  продукты  для  удовлетворения  потребностей  всех  слоев  населения,  используя для  этого такие  показатели  как  свойства  продукта, ценовой  фактор, удобство упаковки  и  только  для  потребления,   но и для  удовлетворения   покупателя  в  выборе  необходимого  объема  продукта. Поэтому  расфасовка  продукта  самая разнообразная  - от полистирольных упаковок  разного объема  до полиэтиленовых   пакетов.

Органами управления ОАО «Гомельский мясокомбинат» являются:

-собрание акционеров;

-правление;

-дирекция.

Управление всей производственно-хозяйственной деятельностью ОАО «Гомельский мясокомбинат» осуществляет генеральный директор.

ОАО «Гомельский мясокомбинат» имеет сеть фирменных магазинов, которые расположены в г. Гомеле, Гомельском районе (9 магазинов) и в г. Добруше (3 магазина). Кроме фирменных магазинов продукция реализуется через предприятия общественного питания и путем передвижной торговли, а также через предприятия розничной торговли и сеть магазинов потребительской кооперации.

Для улучшения состояния условий труда на комбинате проделана определённая работа. Проведены текущие ремонты бытовых помещений санитарно-бытового корпуса, участка полуфабрикатов, проводились текущие ремонты помещений убойных (свиного и говяжьего), жирового, субпродук-тового участков мясожирового цеха. В помещении ремонтно-строительного участка установлена приточно-вытяжная вентиляция. В 2005 году завершены работы по реконструкции приточно-вытяжной вентиляции в аммиачных компрессорных основного производства и производственного участка.  Начата реконструкция холодильника, направленная на внедрение механизации и создание безопасных условий труда, что позволило использовать электропогрузчики при выгрузке автомашин, транспортировке и складировании грузов на поддонах. Введён в эксплуатацию новый грузовой лифт.

ОАО “Гомельский мясокомбинат” имеет линейно-функциональную организационную структуру. Основным достоинством этой структуры является то, что она дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом. К преимуществам этой структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает вероятность конфликтов. Кроме того, цепь команд становится слишком длинной.  В каждом хозяйственном подразделении ОАО “Го-мельский мясокомбинат” действует тщательно подобранный управ-ленческий персонал, координирующий работу конкретного субъекта управления в соответствии с генеральной стратегией фирмы. Руководителей хозяйственных объектов характеризует большой опыт работы в своей сфере деятельности и глубокое знание специфики конкретного объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2       Постановка и решение задачи.

Экономические явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия зависят от большого количества факторов. Как правило, каждый фактор в отдельности не определяет изучаемое явление во всей полноте. Только комплекс факторов в их взаимосвязи может дать более или менее полное представление о характере изучаемого явления.

Одной из основных задач корреляционно-регрессионного анализа является определение влияния факторов на величину результативного признака. В качестве примера для иллюстрации корреляционно-регрессионного анализа решим следующую задачу.

Необходимо установить, какой из перечисленных факторов оказывает наибольшее влияние на уровень рентабельности ОАО «Гомельский мясокомбинат» (), и построить модель, наиболее точно описывающую взаимосвязь между признаками.

Для данной задачи подобраны следующие факторы: производительность труда (), материалоотдача (), фондоотдача ().

Исходные данные взяты за 2007 и 2008 годы.

Таблица 4 – Исходные данные.

период

рентабельность, %(Y)

производительность труда,млн.руб./чел.(X1)

материалоотдача,млн.руб. (X2)

фондоотдача,млн.руб.(X3)

2007

0,11024

82,71341

1,32317

1,76081

2008

0,10561

110,62178

1,2482

2,04997

Информация о работе Корреляционно - регресионные модели в планировании и прогнозировании