Метод экспертных оценок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В данном курсовом проекте была разработана программа, которая обрабатывает статистическую информацию, используя метод экспертных оценок. Программа позволяет вводить не более 20 экспертов и столько же факторов, рассчитывает необходимые статистические показатели и выводит их в новое окно; далее позволяет вернуться к просмотру условия задачи или же задать с тем же количеством экспертов и факторов новое условие, или начать программу заново, или завершить ее выполнение.
Программа была создана в среде визуального объектно-ориентированного программирования – Delphi 7.0.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Теоретический раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Постановка задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1.1 Описание входной информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1.2 Описание выходной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2 Описание выбранного метода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Математическая реализация задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.1 Выбор построения модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.2 Решение задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Блок-схема решения задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.4 Блок-схема меню программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.5 Блок-схема процедуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Описание Блок-схемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Описание Блок-схемы меню программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Описание Блок-схемы процедуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5.1 Текст программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2. Экспериментальный раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.1 Описание процесса отладки программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Инструкция пользователю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.3 Контрольный пример. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.4 Характеристика программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3. Экономический раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
3.1 Вывод и экономический ответ задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Курс_Комп_мод.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

   Целью проведения экспертного опроса является извлечение экспертных знаний и кодирование  их в соответствующую форму, интерпретируемую с помощью разработанного математического аппарата.

   Методы  опроса делятся на две группы:

  1. очные (личные) и заочные
  2. индивидуальные и групповые (коллективные)

   Личный  опрос – это процедура, в процессе которой исследователь осуществляет очный контакт с экспертом. Недостатком очного опроса являются большие затраты труда и времени как со стороны исследователя, так и экспертов. Необходимость длительного участия в экспертизе обычно вызывает недовольство со стороны экспертов. Кроме того, при очном опросе могут возникать нежелательные искажения информации вследствие психологического воздействия исследователя на эксперта.

   Заочный опрос осуществляется путем пересылки  анкеты эксперту по почте, его преимущества – простота и дешевизна. Однако надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе, поскольку  некоторые вопросы эксперт может  неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа.

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОПРОСА

 

   В общем  случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, что обусловило популярность групповых методов  опроса. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа количественных и качественных аспектов проблемы. Недостатком является то, что мнения даже специалистов в одной узкой области могут расходиться, а, значит, не исключено, что на один и тот же вопрос можно получить от специалистов одного профиля различный ответ.

   Групповые методы экспертного опроса делятся  на два класса: одни используют открытую дискуссию, другие опрос при помощи анкет. Представителями открытой дискуссии  являются методы комиссии, суда, мозговой атаки (мозговой штурм, отнесенная оценка). Недостатком дискуссии является то, что для оценки обобщенного мнения всей группы экспертов не используется аппарат математической статистики. Анкетирование исключает непосредственное общение между экспертами. Свои заключения по поставленным перед ними вопросам эксперты представляют анонимно. Этот способ организации работы экспертов использует метод Дельфы. 

   МЕТОД ДЕЛЬФЫ

   В отличие  от традиционного подхода к достижению согласованности мнений экспертов  путем открытой дискуссии метод Дельфы предполагает полный отказ от коллективных обсуждений. Это делается с целью уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, нежелание отказаться от публично высказанного мнения, следование за мнением большинства. В методе Дельфы принимаются специальные меры, чтобы исключить влияние на конечный результат экспертов, обладающих даром убеждать других. Данный метод, бесспорно, является самым распространенным как за рубежом, так и в нашей стране.

   Прямые  дебаты в данном методе заменены тщательно  разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования. Ответы экспертов  обобщаются и вместе с новой дополнительной информацией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости совокупности высказанных мнений. Недостатками метода Дельфы являются значительное время, требуемое на повторение большого числа итераций экспертизы; необходимость неоднократного пересмотра экспертом своих ответов, вызывающая у него отрицательную реакцию. 
 
 
 
 
 

 

    1.  Математическая реализация задачи
 
      1.  Выбор построения модели
 

       Метод экспертных оценок 

       Метод экспертных оценок применяется для  того, чтобы дать обобщенную оценку по конкретному вопросу (например, по которому производили социологический опрос); определить надежность результатов обработки и установить степень согласованности экспертов во мнениях.

       Решаются  все выше изложенные задачи при помощи экспертных оценок по методу Дельфы, который заключается в наборе процедур, выполняемых в определенной очередности и имеющих цель формирования группового мнения по проблеме.

       Исходными данными в методе экспертных оценок является матрица экспертных оценок, представляющая собой результат опроса m-экспертов по n-объектов (факторов).  

      Факторы Факторы

Эксперты

1 2 n
1
2
m
 

   Для каждого объекта (фактора) должны быть вычислены следующие статистические показатели:

  • среднее арифметическое по каждому столбцу
  • дисперсия
  • среднее квадриатическое отклонение
  • коэффициент вариации
  • коэффициент конкордации  

       Вывод можно сделать на основе проверки значимости коэффициента конкордации, который осуществляется по критерию Пирсона. Согласованность во мнениях экспертов считается удовлетворительным, если он в приделах от 0,5 до 0,7. 

      1. Решение задачи
 
Эксперты Факторы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 10 3 3 4 9 3 7 2 7 10
2 8 3 7 5 10 4 8 4 3 2
3 7 2 8 3 2 2 9 3 2 3
4 3 4 9 7 7 1 10 2 4 10
5 2 2 1 8 4 1 9 1 2 10
  30 14 28 27 32 11 43 12 18 35
 

          
 

   

 

   
 
 

 

  
 
 

   

   

 Разброс во мнениях  экспертов велик, следовательно, согласованность мнений неудовлетворительное  

    № объекта Xij G^2(j)   G(j) V, %
    1 6 9,2 3,03 50,6
    2 2,8 0,56 0,748 26,7
    3 5,6 9,44 3,07 54,9
    4 5,4 3,44 1,85 34,3
    5 6,4 9,04 3,01 47
    6 2,2 1,36 1,17 53
    7 8,6 1,04 1,02 11,9
    8 2,4 1,04 1,02 42,5
    9 3,6 3,44 1,85 51,5
    10 7 13,6 3,7 52,7
 
      1. Блок-схема  решения задачи
 
 

1.3.4 Блок-схема меню программы 

    •  

            нет да

       

            нет да

    нет да 

       

       
      1.3.5 Блок-схема процедуры в Unit3 - TForm3.FormActivate

     

      

     

     
     

      
     
     

      

            

     
     
     

                нет     да 
     

      
     

     

     
     
     

     
     
     

     
     
     

     

    1.4.1 Описание Блок-схем 

    1.4.2 Меню программы

    1. Начало
    2. Если выбран пункт-меню Новое, то идти к п. , если нет идти к п.
    3. Вызов процедуры задания количества экспертов, факторов
    4. Вызов процедуры расчета статистических показателей
    5. Вызов процедуры вывода статистической информации
    6. Вызов процедуры завершения программы
    7. Вызов процедуры задания количества экспертов, факторов
    8. Если выбран пункт-меню Выход, то идти к п. , если нет идти к п.
    9. Вызов процедуры выход, закрывающее приложение
    10. Если выбран пункт-меню О программе, то идти к п. , если нет идти к п.
    11. Вызов процедуры О программе
    12. Конец

    Информация о работе Метод экспертных оценок