Прогнозирование потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20.

Содержание

1.Методы прогнозирования и планирования 3
2. Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших
элементов 10
3. Прогнозирование спроса на товары народного потребления 21
4. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов 31
5. Формирование структуры товарооборота 36
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

прогнозирование потребительского рынка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, предложение можно рассматривать  как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Компонентами совокупного предложения являются текущее производство, запасы товаров и импорт.

      К факторам совокупного предложения  следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень научных исследований и технологий.

      Рост  производства, развитие научно-технического прогресса способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.

      Спрос и предложение — две взаимообусловленные  категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Нельзя купить то, что не производится и не предложено на рынке, и бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей. Произведенная продукция может быть реализована в том случае, если она по потребительским свойствам и объему соответствует спросу населения.

      Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка.

      Различают сбалансированность рынка по объему и структуре, в целом по стране и отдельным регионам, по стоимостным и натуральным показателям. Рыночное равновесие является проявлением пропорциональности в развитии экономики.

      Степень изменения спроса и предложения  под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

      Эластичность спроса — это понятие, характеризующее степень реагирования покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения. Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.

      Цена, являясь формой выражения стоимости товара, может отклоняться от нее под влиянием спроса и предложения. В то же время она заметно влияет на их соотношение. При повышении цены на товар спрос на него, как правило, снижается, а при снижении — повышается. Предложение меняется в прямой зависимости от цены. Цена с увеличением предложения чаще всего снижается, а с увеличением спроса — повышается.

      Зависимость спроса от цены по сравнению с зависимостью предложения от цены более подвижна, поскольку спрос более эластичен.

      Спрос, предложение и цена, являясь главными элементами рынка, находятся в постоянной диалектической связи, которая отражает действие экономического закона спроса и предложения. Однако соотношение спроса и предложения формируется не только под влиянием данного закона. Закон спроса и предложения в процессе своего действия интегрирует в себе систему экономических законов. Существенное влияние на его действие оказывает закон, регулирующий количество денег в обращении. Когда в обращении оказывается излишнее количество денег, изменяется и соотношение спроса и предложения.

      Сплошные  линии показывают прямую зависимость  между изменениями величины элементов  рынка, пунктирные — обратную.

      Важнейшей предпосылкой обеспечения пропорциональности между спросом и предложением является совершенствование практики изучения и прогнозирования спроса и взаимоотношений торговли с промышленностью и сельским хозяйством.

      Развитие  рынка товаров народного потребления характеризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.

      Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения при данном уровне цен, объемы и натурально-вещественную структуру производства и потребления товаров. Емкость рынка можно определить по формуле

      Е = Q +0 +И-Э + С   -У   -Э   + И   ,

      где Е — емкость рынка; Q — национальное производство данного товара в стране; О — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; И, Э — импорт, экспорт; И , Э — косвенный (товар используется в другом изделии) импорт и экспорт соответственно; С , У — снижение, увеличение запасов товаров у потребителей (продавцов)  соответственно.

      Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в натуральном выражении.

      Пример. Определить емкость рынка республики в прогнозном периоде в денежном выражении. Производство потребительских товаров в стране составит 16 трлн р., остатки товаров на складах предприятий-производителей уменьшатся на 0,4 трлн р., запасы товаров в оптовой и розничной торговле увеличатся на 0,5 трлн р., экспорт составит 2,5 трлн р., импорт - 5,7 трлн р.

      Емкость республиканского потребительского рынка  в прогнозном периоде составит:

      16 + 0,4 - 0,5 - 2,5 + 5,7 = 19,1 трлн р.

      Зная  емкость рынка и тенденции  ее изменения, производитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Емкость рынка изменяется в зависимости от изменения платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Это важный показатель для оценки величины товарооборота, размера необходимых товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары. При возрастании денежных доходов населения возрастают платежеспособный спрос и определяемая им емкость рынка.

      С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать его конъюнктуру.

      Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. В экономическом смысле конъюнктура характеризует хозяйственную ситуацию на рынке под влиянием действующих процессов и явлений.

      При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определить его состояние  на тот или иной момент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевременно вырабатывать меры по развитию позитивных тенденций.

      Потребительский рынок представляет собой гибкую систему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, которые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффективности функционирования рынка является степень сбалансированности структурно-объемного и качественно-ассортиментного спроса и предложения.

      Следует отметить, что для второй половины 1940 — конца 1980-х гг. характерными тенденциями были снижение доли продовольственных и увеличение доли непродовольственных товаров в объеме товарооборота. Подобные тенденции наблюдаются в развитых зарубежных странах. Однако с начала 1990-х гг. в странах СНГ произошло резкое увеличение доли продовольственных товаров в объеме товарооборота.

      Функционирование  потребительского рынка, как и других сфер экономики, в переходный период осуществляется под воздействием государства. Управление спросом и предложением требует проведения многовариантных прогнозных разработок.

 

3. Прогнозирование  спроса на товары  народного потребления

      Научное прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потребления.

      Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях  управления экономикой.

      На  макроуровне на основе прогнозов  спроса на товары народного потребления  разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне.

      На  микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торговыми организациями, так предприятиями-потребителями и изготовителями.

      Торговые  организации в условиях рыночных отношений могут требовать от предприятий-производителей поставок товаров, необходимых населению.

      Предприятия-производители  на основе результатов прогнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку продукции и формируют производственную программу.

      Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Так, краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерческих решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании определяется достаточно широкий круг показателей (совокупный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структура и др.).

      При разработке среднесрочных  прогнозов учитываются сложившаяся структура, возможности производства и влияние инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение трех — пяти лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

      Долгосрочные  прогнозы (свыше пяти лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производства товаров и торговли.

      Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

      Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

      Спрос выступает в качестве определяющего  фактора при принятии решений  о производстве или импорте того или иного вида продукции, поэтому  он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке.

      Процесс прогнозирования спроса включает ряд  этапов:

  • комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;
  • анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;
  • выбор методов прогнозирования;
  • осуществление прогноза спроса;
  • оценка надежности прогноза;
  • определение перспектив развития спроса населения;
  • разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

      Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос.

      Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:

  • сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозном периоде, количестве городских и сельских жителей;
  • динамика спроса и предложения;
  • данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;
  • балансы денежных доходов и расходов населения;
  • распределение населения по размеру доходов;
  • бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;
  • данные специальных единовременных выборочных 
    обследований запасов предметов длительного пользования 
    у населения, доходов и расходов;
  • сведения об индексах потребительских цен (общих и индивидуальных — по конкретным товарам), соотношении внутренних и мировых цен;
  • данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;
  • рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;
  • изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозном периодах;
  • доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.

Информация о работе Прогнозирование потребительского рынка