Прогнозирование потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20.

Содержание

1.Методы прогнозирования и планирования 3
2. Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших
элементов 10
3. Прогнозирование спроса на товары народного потребления 21
4. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов 31
5. Формирование структуры товарооборота 36
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

прогнозирование потребительского рынка.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

       4. Прогнозирование  покупательных фондов  и товарных ресурсов

      Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозный (плановый) период предполагает определение, с одной стороны, покупательных фондов, с другой — товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.

      Определение покупательного фонда в целом  по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты, расходов на покупку жилых помещений.

      Определение покупательного фонда в целом  по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты, расходов на покупку жилых помещений. Схема расчета покупательного фонда представлена на рис. 13.6.

      Покупательный фонд     = Денежные доходы     -  Нетоварные расходы

      +/-    Изменение сбережений в Сбербанке, у населения, приобретение ценных бумаг, валюты

      Рис.   13.6. Схема расчета покупательного фонда

      Рассчитанный  таким образом покупательный  фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется необходимый объем товарооборота.

      Денежные доходы и расходы населения можно разделить на два вида: 1) оборот денег между населением и государственными, кооперативными, коммерческими, общественными организациями и предприятиями; 2) оборот денег между отдельными группами населения.

      При первом виде оборота превышение доходов над расходами или расходов над доходами означает увеличение или уменьшение остатка денег у населения; при втором — лишь перемещение денег от одних групп населения к другим, что не изменяет их массы, находящейся в обращении. В целом по стране это перемещение не влияет на общий объем покупательного фонда населения. При расчете же покупательных фондов по отдельным регионам нельзя не учитывать перемещения денег по группам населения и отдельным административным единицам.

      Нетоварные расходы рассчитываются на основе прогнозных данных развития отраслей сферы обслуживания населения, прогнозов финансовых органов. Например, величина оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, средних ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по коммунальным услугам. Расходы на культурно-бытовое обслуживание рассчитываются исходя из разветвленной сети зрелищных предприятий, их валового сбора, объема бытовых услуг.

      Следует отметить, что на совокупный спрос существенное влияние оказывает ожидание потребителей, поэтому при прогнозировании покупательных фондов на краткосрочный период целесообразно учитывать данный фактор.

      Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.

      Все предметы народного потребления  относят к товарным ресурсам. Источниками товарных ресурсов являются продукция легкой, пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства, поступление товаров по импорту.

      Величина  товарных ресурсов определяется исходя из потребностей в товаре и возможности  их удовлетворения. Потребность в  товарах служит базой для составления  заказа на их производство.

      Общая потребность товаров рассчитывается на основе следующих элементов:

  • необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе покупательного фонда);
  • предполагаемая реализация товаров организациям и учреждениям;
  • необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов;
  • возмещение потерь товаров в пределах естественной убыли;
  • ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.

      Сумма перечисленных элементов количественно отражает емкость рынка и показывает, какой объем поступления товаров необходим для обеспечения торговли в прогнозном периоде. При этом часть товаров реализуется через сеть общественного питания, в которой производится наценка на товары, поэтому при расчете необходимого поступления товаров учитывают всю сумму этой наценки.

      При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозного периода, необходимость их пополнения до норматива.

      Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров.

      Ранее товарно-денежный оборот регулировался  с помощью разработки материальных балансов — балансов предметов потребления. Основная часть товарных ресурсов и в последнее время регулируется государством и составляет товарные фонды.

      Балансы предметов народного потребления разрабатываются по отдельным товарам и группам товаров. На их основе определяются товарные фонды по большинству товаров (табл. 13.1). По продукции сельского хозяйства учитывается ее производство не только на государственных предприятиях и в колхозах, но и в личных подсобных, фермерских, крестьянских и других хозяйствах.

      Ресурсы       Распределение
      1.    Производство       1.    Рыночный фонд
      2.    Импорт
    2.    Внерыночный фонд: промышленная переработка;
    • промышленное потребление;
    • потребление госбюджетных организаций;
    • прочее потребление
      
      3.    Прочие поступления       3.    Экспорт
      4.    Запасы на начало периода       4.    Пополнение государственных 
резервов
              5.    Запасы на конец периода
 

      Главной статьей использования товаров  является рыночный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для продажи населению, пополнения запасов товаров в розничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом производства товаров и импорта.

      Важной  задачей при разработке прогнозных балансов товаров народного потребления  является оптимальное распределение товарных фондов между рыночным и внерыночным фондами, обеспечение платежеспособного спроса товарами.

      При прогнозировании рыночных фондов необходимо учитывать:

  • платежеспособный спрос населения;
  • динамику потребительских цен;
  • состояние товарных запасов и др.

      На  основе балансов продовольственных  и непродовольственных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота. В нем находят отражение товарные ресурсы по всем источникам поступления и направлениям их использования. Расчеты осуществляются в денежном выражении, а по важнейшим товарам — в натуральном и денежном. Товарные ресурсы характеризуют намечаемый объем товаров для продажи населению, который должен согласовываться с денежными доходами и расходами населения.

      Движение  товарных ресурсов на рынке товаров  народного потребления проявляется в форме постоянной их реализации и восполнения, что требует прогнозирования как общего объема, так и их структуры. 

 

       5. Формирование структуры  товарооборота 

      Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригрупповом ассортименте. Появляющиеся диспропорции в соотношении спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием товарных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству товаров. В связи с этим необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и в конечном итоге сформировать структуру товарооборота, характеризующую соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

      Формирование  структуры товарооборота осуществляется по этапам.

      На  первом этапе определяется структура  товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов применяются рассмотренные выше методы прогнозирования спроса и учитываются важнейшие факторы, влияющие на него, используются материалы торгующих организаций, статистики, научно обоснованные нормы потребления и другая необходимая информация. При формировании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потребителей, уровень потребительских цен.

      В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров.

      Важное  значение при обосновании изменения  структуры товарооборота имеет анализ статистических данных и бюджетов семей. Семьям с разными уровнями доходов соответствует своя структура спроса на товары и услуги, следовательно, на основе этих данных и данных об изменении уровня денежных доходов на душу населения в прогнозном периоде можно определить основные направления изменения платежеспособного спроса населения, а вместе с тем и необходимые изменения в структуре товарооборота.

      На  втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного  предложения.

      Предложение товаров на потребительском рынке  формируется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пределами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.

      В переходный период объем производства и продаж продукции формируется  двумя способами:

  • путем заключения предприятиями-изготовителями 
    прямых договоров на поставку продукции;
  • путем доведения до предприятий заказа на поставку 
    продукции для государственных нужд.

      Наряду  с этим часть продукции, произведенной  сверх заказа государства и прямых договоров, предприятия могут реализовывать на свободном рынке.

      Показатели  продаж должны отражать объемы поставок продукции по согласованным между поставщиками и потребителями ценам.

      На  третьем этапе с целью определения  степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения (табл. 13.2).

      Балансы спроса и предложения разрабатываются  по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.

      Объем продаж товаров, спрос на которые  удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицитным товарам — спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров.

Информация о работе Прогнозирование потребительского рынка