Изучение мер времени в начальном курсе математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Пензенский  Государственный Педагогический университет  имени В. Г. Белинского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Изучение мер времени в  начальном курсе  математики» 
 

                Выполнила: студентка ФНИСО группы ЛП – 45 Пунина Л. В.

                Проверила: Морозова Н. Л. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Пенза, 2010 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3

Глава I

Теоретические основы изучения мер времени в  начальном курсе математики………..5

    1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
    2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7

1.3. Методика  формирования временных представлений  в начальных классах……….9

1.4. Методика  изучения мер времени в школе  VIII вида………………………………..13

1.5. Дидактические  требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24

Глава II

Виды упражнений направленных на формирование временных  представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26

    1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
    2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
    3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
    4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33

Заключение…………………………………………………………………………………34

Литература………………………………………………………………………………….35

Приложение…………………………………………………………………………………36 
 
 

Введение

С проблемой  времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся

жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и

ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни

одна деятельность не проходит без восприятия времени.

      Восприятие времени - это отражения  деятельности и последовательности

явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что

время течет  то быстрее, то медленнее в зависимости  от того, чем заполнен

тот или ной  промежуток времени.

Первые представления  о времени дети получают в дошкольный период. Смен

дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни

ребенка- все  это формирует временные представления.

Первые представления  о времени дети получают в дошкольный период. Смен

дня и ночи, смена  времени года, повторяемость режимных моментов в жизни

ребенка- все это формирует временные представления.

    Развитие  временных представлений у учащихся младшей школы имеет огромное жизненно-практическое, обучающее и воспитательное значение. Детей необходимо не только познакомить с единицами измерения времени, но и научить пользоваться ими не только на уроках, но и в повседневной жизни, так как без умения определять время, число, месяц, год и т.п. в современном обществе полноценно жить невозможно. (Перова М. Н.)

    Цель  исследования: описать методику формирования временных представлений у младших школьников, раскрыть особенности методики формирования временных представлений у младших школьников.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
  2. Выделить основные особенности формирования временных представлений у младших школьников.

    Объект  исследования: процесс формирования временных представлений у младших школьников.

    Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

Теоретические основы изучения мер  времени в начальном  курсе математики

1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста

   Первоначальное  формирование временных представлений  начинается еще в дошкольном возрасте. У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

   В работе необходимо широко использовать такие  методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические  игры и упражнения, акцентировать  внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

   У старших  дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В  процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

   Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

   Ознакомление  с днями недели уже в старшей  группе следует объединять с формированием  знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

   Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно  ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник — первый день по прошествии недели, вторник  — второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец недели, воскресенье — выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.

   Название  дней недели, особенно вначале, требует  объединения с конкретным содержанием  деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня  день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет  во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»

   Опыт  показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и  быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

   Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

   С временами  года (сезонами) лучше всего знакомить  попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год, разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

   В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени. (Бантова М. А.) 

    1. Развитие  чувства времени  у детей старшего дошкольного возраста
 

   В начале учебного года у детей старшей  группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

   В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

   Изменчивость  и относительность таких обозначений  времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?»

   Для упражнения детей в использовании временных  терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.

   Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

   На  одном из занятий дети узнают о  том, что сутки, которые в разговоре  люди обычно называют словом день, сменяются  одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам —...»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?» 
Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

   Для закрепления  знания последовательности дней недели может быть использована словесная  дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. (Перова М. Н.) 
 
 

1.3. Методика формирования  временных представлений в начальных классах

Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики