Изучение мер времени в начальном курсе математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
  1. По приложению 3 проводится игра «Кто ошибся?» (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 5)
  2. Расставь по порядку слова: сегодня, позавчера, завтра,  вчера, послезавтра. (Петерсон Л. Г. «математика» 3 класс 1 часть стр 5)
  3. Используя приложение 2 посчитай сколько полных месяцев прошло от начала года до: 
    - 11 марта; 
    - 15 апреля; 
    - 21 июня; 
    - 6 августа; 
    - 7 ноября. (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 6)
 

   Знакомство  с таблицей мер  времени

   Таблица мер времени – приложение 4

  1. Вставь в следующий текст необходимые данные: 
    Мы живем в _____ веке. 
    Я родился в _____ году. 
    Мне _____ лет. 
    Теперь идет _____ год. 
    Сейчас _____ часов _____ минут. (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 8)
  2.  
    а) Сколько секунд в 2-х минутах? 10-ти минутах? Сколько секунд в 1 часе? 
    б) сколько минут составляет 120 секунд? 180 секунд? 360 секунд? 600 секунд? (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 8)

   Изучение  темы «Часы»

  1. Знакомство с историческими данными

   Для измерения  небольших промежутков времени люди изобрели часы. Сначала появились солнечные часы, они работали только днем. Время на этих часах показывала тень от стержня или пластинки. Египетские солнечные часы состояли из двух сколоченных углом планок. Утром, когда солнце только вставало, конец тени отмечали зарубкой на длинной планке, считалось что это 6 часов утра. Потом длину утренней тени делили на 6 одинаковых частей. Время за которое тень перемещалась от одной зарубки до другой, принимали за 1 час. В полдень часы переворачивались другим концом и теперь тень, увеличиваясь, опять шла по отметкам. Получалось 12 дневных часов – 6 утренних и 6 вечерних.

   Позже появились другие виды часов, которые  могли показывать время и ночью: водяные, песочные, механические и даже электронные

  1. Какая мера времени крупнее 1 час или 1 сутки? Какая меньше? (Эк В. В. 2Математика» 3 класс стр 115)
  2. Используя приложение 6 поставь стрелки часов так чтобы они показывали 2 часа; 5 часов 30 минут; 7 часов; 9 часов 20 минут; 11 часов; 12 часов 30 минут. (Перова М. Н. «Математика» 4 класс стр 148)
  3. Определи какое время показывают часы в приложении 5. (Эк В. В. «Математика» 3 класс стр116)
  4. Сколько времени если маленькая стрелка стоит на 5, а большая на 12? Который час, если часовая стрелка стоит на 10, а минутная стрелка на 12; если обе стрелки стоят на 12; если часовая стоит на 1, а минутная на 12? (Перова М. Н. «математика» 4 класс стр 148)
  5. Расскажи о своем режиме дня. Время показывай на модели часов (приложение 6). (Хилько А. А. «Математика» 2 класс стр 259)
  6. Поставь стрелки модели часов (приложение 6) так, чтобы они показывали 11 часов, 7 часов, 5 часов. Нужно ли каждый раз менять положение минутной стрелки? Почему? (Хилько А. А. «Математика» 2 класс стр 157)
 
    1. Дидактические игры. формирующие временные представления у младших школьников
  1. Игра «Когда это бывает?» 
    Цель игры:
    формировать представление о частях суток

   Игра  требует предварительной подготовки. Вначале учителем проводится беседа о частях суток, дается характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

   Материал  игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в школу, приход из школы, прогулка, игры во дворе, приготовление уроков, ужин, приготовление ко сну, сон (приложение 7).

   Содержание  игры:

   Вариант 1: Учитель показывает картинку, например, «зарядку» и спрашивает «Когда это бывает?». Ученик должен ответить что это бывает утром. Учитель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут показаны.

   Вариант 2: Все карточки с рисунками раздаются ученикам. Учитель называет части суток, например, вечер. Учащиеся должны показать карточки, на которых изображены занятия характерные для этого времени суток. Каждый ученик показывает свою карточку и рассказывает, что изображено на ней. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 119)

  1. Игра «Неделька» 
    Цель игры:
    формировать представление о днях недели и их последовательности

   Материал  игры: таблички с названиями дней недели (приложение 8)

   Содержание  игры: учитель вызывает к доске семерых учеников и раздает таблички с названиями дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.

   Ученик  с соответствующей табличкой  становится первым. По команде: «Неделька, постройся!»остальные учащиеся должны в правильной последовательности занять свои места рядом с первым учеником. Учитель произносит: «Среда». Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде: «Неделька, постройся!» остальные ученики должны образовать правильную последовательность дней недели. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 120)

  1. Игра «Ответь на вопросы» 
    Цель игры:
    формировать представление о днях недели и их последовательности

   Содержание  игры: Учащиеся должны дать ответы на вопросы:

  1. Сколько дней в неделе?
  2. В четверг у нас были гости – сказала, что придут еще раз через неделю. В какой день недели снова придут гости? Который это день недели?
  3. Прошло 3 дня с начала недели. Сколько дней осталось до ее конца?
  4. Пятница (воскресенье и т.д.) – это который день недели?
  5. Как называется второй (первый, четвертый и т.д.) дни недели?

   (Перова  М. Н. «Дидактические игры и  упражнения по математике» стр  122)

  1. Игра «Назови время года» 
    Цель игры:
    Формирование представлений  о временах года и их последовательности

   Материал  игры: карточки  с названиями времен года (приложение 9)

   Содержание  игры: Учитель показывает карточку с названием времени года (например, весна). Ученик должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 124) 
 

    1. Задачи  на вычисление времени
  1. Катя и Света решили встретиться. До места встречи каждая из них шла 10 минут. Сколько времени потратили обе девочки? (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 127)
  2. Вова и Дима решили по задаче за 10 минут. Сколько времени потратил на решение каждый мальчик? (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 127)
  3. Алеша живет на 5-ом этаже. Чтобы подняться по лестнице на 1 этаж, он тратит полминуты. Сколько времени потратит Алеша поднимаясь по лестнице до своей квартиры? (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 128)
  4. Папа был в командировке два месяца: июнь, июль и еще 5 дней. Сколько всего дней папа был в командировке? (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 128)
  5. «Сосчитай, сколько мне лет, - попросил Вова Сашу, - Если к числу моих лет прибавить 7 и еще 1 год, то мне будет 20?» Саша быстро ответил сколько лет Вове. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 129)
  6. Сын спросил отца, сколько ему лет. Отец ответил: «Если к моим годам прибавить полсотни и еще 5 лет, то мне будет 100 лет». Сколько лет отцу? (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 129)
  7. Андрюша спросил своего нового друга Васю, сколько ему лет. Вася ответил, что он узнает, если решит задачу: он на 25 лет моложе папы, а папе сейчас 35 лет. Помоги узнать Андрюше возраст Васи. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 130)
 
 
    1. Фрагмент  занятия по представлению 1 минуты в 1 классе

   Цели  и задачи:

  1. Сформировать представление о продолжительности 1 минуты
  2. Развивать внимание
  3. Развивать мелкую моторику

   Оборудование: 1-минутные песочные часы, палочки, секундомер.

   Ход урока:

   На  каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Учитель говорит:

   - Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь  песок из одного баллончика  песочных часов пересыплется  в другой, а стрелка на секундомере  пройдет один круг.

   По  сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызванный ребенок наблюдает за секундомером.

   Сколько прошло времени?--Дети отвечают, что 1 минута.

   Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,-- говорит учитель.-- Правильно выполнит задание тот, кто закончит работу через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и вовремя кончить. А теперь (учитель дает сигнал) в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.

   Подводя итоги работы, он говорит:

   Правильно выполнили задания точно через  минуту Вова, Оля (и др.). Они следили  за песочными часами и закончили выкладывать узоры, когда прошла 1 минута.

   Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т.д.

     Заключение

     Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

     Как видим, в процессе любого занятия  есть возможность упражнять детей  в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

     У детей 4—5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др.

     Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач  на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые отношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия).

   В процессе написания работы были рассмотрены  упражнения и методики формирующие  временные представления младших школьников.

   Литература 

  1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М: Просвещение Москва 1976 г.
  2. Истомина И. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М: ACADEMA Москва 2002 г.
  3. Материалы сайта www.bibliofond.ru
  4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М: просвещение Москва 1996 г.
  5. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М: Владос Москва 2001 г.
  6. Перова М. Н. Математика 4 класс. – М: Просвещение Москва 2002 г.
  7. Петерсон Л. Г. Математика 3 класс 1 часть. – М: С-инфо Санкт-Петербург 1996 г.
  8. Хилько А. А. Математика 1 класс. –М: Просвещение Москва 1989 г.
  9. Эк В. В. Математика 3 класс. – М: Просвещение Москва 2006 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики