Изучение мер времени в начальном курсе математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

   Затем учитель знакомит учащихся с делением циферблата на минуты. Он просит внимательно  рассмотреть деления, посчитать  количество делений между двумя  соседними числами на циферблате и проследить, на сколько делений  передвинется часовая стрелка, когда минутная опишет целый круг, т.е. когда она пройдет все 60 делений. Полезно решить задачу: «Минутная стрелка проходит расстояние между соседними числами (от 1 до 2) за 5 мин. Сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет за 12 чисел (обойдет весь круг)? Сколько часов пройдет за это время? Сколько минут содержится в одном часе?». Подобные задачи, при решении которых учащиеся делают обобщения, выводы, имеют большое коррекционное значение. Это позволяет им лучше понять и запомнить соотношение мер времени и их обозначение при числах.

   Учащиеся  учатся так же определять время сначала  с точностью до 5 минут (3-й класс), а потом и до 1 минуты (4-ый класс). Заметим, что в 3-м классе при определении  времени по часам учащиеся отвечают так: «Прошло 3 часа 5 минут».

   Сначала учащиеся тренируются в отсчете  времени с помощью минутной стрелки  по 5 минут: «Ставим минутную стрелку  на число 12, передвигаем ее на цифру 1 – прошло 5 минут, передвигаем ее на цифру 2 – прошло еще 5 минут, а  всего прошло 10 минут» и т.д. так ведется счет пятерками до 60 минут, т.е. прошел 1 час, прошел 1 час 5 минут, 2 часа 10 минут, 2 часа 15 минут и т.д. до 11 часов 55 минут. Затем учащимся сообщается, что начало суток – 12 часов ночи, или, как еще говорят, 0 часов. Часовая и минутная стрелка стоят на числе 12. Минутная стрелка продолжает двигаться, ученики считают: «0 часов 5 минут, 0 часов 10 минут, …, 0 часов 55 минут».

   В 4-м  классе учащиеся знакомятся с такими бытовыми обозначениями частей часа, как четверть, половина, три четверти, получают представления об ином отсчете времени по часам: сколько минут прошло после прошедшего целого часа и к какому следующему часу движется часовая стрелка. Далее учитель знакомит учащихся с новым видом предложения для обозначения времени, например: без двадцати минут четыре.

   Важно чтобы учащиеся не только ежедневно  работали с часами, но и выполняли  ту или иную работу с учетом времени, например, замечали, сколько времени  они затратили на решение одного примера, задачи, на выполнение чертежа.

   Важно, чтобы и на других уроках уточнялись представления учащихся о конкретной наполняемости единиц времени, чтобы  они учились чувствовать время  и без часов, например, могли сказать, сколько времени надо затратить  на пришивание пуговицы, наматывание шпульки, обтачивание той или иной детали.

   Примерно  так же учитель знакомит учеников и с самой маленькой единицей измерения времени, которая изучается  во вспомогательной школе, - секундой и соотношением 1 мин=60с. Наполняемость  этой единицы времени, ее практическое применение удобнее всего дать на уроках физкультуры, на которых учащиеся знакомятся с секундомером.

   Для лучшего  запоминания этих соотношений полезно  решать задачи на время практического  содержания, а так же примеры вида: 1 ч – 30 мин, 1 мин – 20 с, 1 сут – 15 ч.

   Учащиеся  усваивают, что в сутках 24 часа в 3-м классе, а в 4-ом классе – о  двойном обозначении времени. Это  удобнее всего связать с уже  известным учащимся материалом о  частях суток . Сутки – это ночь, утро, день, вечер. Учитель сообщает: «Новые сутки начинаются в полночь (ставит стрелки часов на 12). К полудню (12 ч дня) часовая стрелка обойдет весь циферблат – пройдет 12 часов, но сутки еще не кончились, так как прошли ночь, утро, наступил полдень. Сутки закончатся в полночь, т.е. когда пройдут все части суток: еще весь день и вечер. За это время часовая стрелка еще раз обойдет весь циферблат, т.е. пройдет еще 12 часов: 12 часов до полудня и 12 часов после полудня, всего 24 часа. Значит, в сутках – 24 часа».

   Теперь, определяя время, учащиеся добавляют к числу часов название части суток: «9 ч утра, 3 ч дня, 8 ч вечера, 1 ч ночи». Эти подготовительные упражнения помогут лучше понять двойное обозначение времени в течение суток. Из личного опыта (слушание радио, просмотр телепередач, время начала сеансов в кино и т.д.) учащиеся знают, что время 8 ч вечера можно обозначить и так: 20 ч. Но этот опыт, а тем более прочное знание двойного обозначения времени имеется не у всех, поэтому учитель посвящает специальный урок этой теме. На нем учащиеся вспоминают, что в сутках 24 часа, что за сутки часовая стрелка дважды обойдет циферблат. Обязательным пособием на этом уроке будет циферблат с двумя кругами: на первом круге дан ряд чисел от 1 до 12, а на втором – меньшего диаметра – от 13 до 24.

   Ежедневные упражнения с часами, в которых от учащихся требуется назвать время с добавлением названия части суток или без них, позволяют овладеть новой терминологий.

   Век

   Знание  о веке формируется у учащихся постепенно, по мере накопления сведений об исторических событиях. Читая ту или иную статью исторического содержания, учитель старается иллюстрировать ее картинками, соотносить события с тем временем, в которое они происходили, указывать на то, как давно это было, сколько лет произошло с того времени, какие события произошли за последующие годы.

   По  возможности продолжительность  времени в 100 лет нужно наполнить  конкретными событиями. Учитель  называет даты различных исторических событий, годы жизни замечательных  людей, даты открытий, изобретений, а  учащиеся соотносят эти события с соответствующим веком. Например, 1812 год – это XIX век, 1917 год - это XX век и т.д.

   Затем учитель сообщает, что 100 лет –  это новая единица времени  – век. (Перова М. Н.) 

1.5. Дидактические требования  к изучению темы  «Формирование временных представлений у младших школьников»

    1. Формировать временные представления  на базе детских наблюдений, опыта,  практики. Связывать каждый факт, явление, событие со временем, в которое оно протекает.

    2. Знакомить учащихся (до изучения  единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени: сутки больше чем день или ночь; сутки меньше недели; год больше месяца; час больше минуты и т.д.

    3. Показывать продолжительность единиц  времени, возможное конкретное  их содержание, с тем чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.

    4. Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности  событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых постоянно участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т.д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работ, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление времени, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.

    5. Проводить работу по формированию  временных представлений на других  учебных предметах (уроках русского языка, истории, физкультуры, изобразительного искусства и особенно уроках ручного и профессионального труда) и во внеурочное время.

    6. Проводить работу по развитию  временных представлений систематически  не зависимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока, и не реже 2-3 раз в неделю. (Перова М. Н.)

   Вывод: Первоначальное формирование временных представлений начинается еще в дошкольном возрасте. У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день». Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений детей. Знание количественных отношений единиц измерения помогает сравнивать и оценивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах времени. 
 
 
 
 

Глава II

Виды  упражнений направленных на формирование временных  представлений у  младших школьников 

   В данной главе подобраны практические упражнения, задачи и дидактические направленные на формирование временных представлений у младших школьников. В процессе подбора упражнений были использованы учебники для начальной школы авторов: Перова М. Н.; Петерсон Л. Г.; Хилько А. А.; Эк  В. В.

   Цели  упражнений:

  1. Познакомить детей с мерами времени, их измерением и обозначением.
  2. Научить детей использовать полученные знания в практической деятельности.
  3. Закрепить представление о времени, его измерении и обозначении
  4. Развивать внимание и память.
 
    1. Упражнения  направленные на формирование временных представлений

    Знакомство  младших школьников с календарем

  1. Знакомство с историческими данными

    Измерять  время помогали людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование  дня и ночи, периодичность смены  времен года. Они еще не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время.

    Появились первые единицы времени: сутки и  год. Продолжительность года вначале  определялась очень не точно. Например, древние египтяне считали годом  промежуток времени от одного разлива  Нила до другого. Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, так как между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.

    Египтяне  изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро они обнаружили, что год получается слишком коротким: Сириус опаздывал появляться на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога Земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть суток короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки! Примерно 2000 лет тому назад (в 238 году до н.э.) царь Птолемей приказал отмечать раз в 4 года еще один праздник – в честь богов – покровителей. Вот теперь египетский календарь стал на столько удачным, что расходился с истинным лишь на 1 день в 128 лет. Этот календарь послужил образцом для других народов.

    В 46 году до н.э. римский император  Юлий Цезарь ввел такой календарь  в Древнем Риме. По Юлианскому календарю (сейчас говорят «по старому стилю») год содержит 365 суток, но каждый четвертый год – високосный он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века. К тому времени ошибка в счете накапливалась за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.

    Следующую реформу календаря провел в 1582 году Григорий XIII – папа римский. Этот календарь назвали григорианским («новый стиль»). День после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября, чтобы поправить ошибку в 10 дней.

    В последнее десятилетие появилось  много различных предложений  по реформе календаря, упрощающих счет недель и месяцев. Но по разным причинам они не были приняты. (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 1).

  1. Запомни!      1 год = 12 месяцев

    Январь – первый месяц

    Февраль – второй месяц

    Март  – третий месяц

    Апрель  – четвертый месяц

    Май – пятый месяц

    Июнь  – шестой месяц

    Июль  – седьмой месяц

    Август  – восьмой месяц

    Сентябрь  – девятый месяц

    Октябрь – десятый месяц

    Ноябрь  – одиннадцатый месяц

    Декабрь – двенадцатый месяц

    ( Эк  В. В. «Математика» 3 класс стр  116)

  1. Напиши названия месяцев: третьего, седьмого, девятого, двенадцатого, первого, пятого, четвертого. (Эк В. В. «Математика» 3 класс стр 117)
  2. Запиши названия месяцев зимы, весны, лета, осени (Эк В. В. «Математика» 3 класс стр 117)
  3. Используя приложение 2 ответь на вопросы: сколько дней в году? Сколько месяцев в году? Запиши множества месяцев, в которых 31 день, и множества в которых 30 дней. (Петерсон Л. Г. «Математика 3 класс 1 часть стр 3)

   Знакомство  с понятием «неделя».

  1. Знакомство с историческими данными

   В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

   «Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельник», второй –  «вторником», четвертый – «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнеегипетского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днем отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресенья Христа. (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 5)

Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики