Изучение мер времени в начальном курсе математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
 

   Развитие  временных представлений  о единицах измерения  времени 

   Еще в  пропедевтический период учитель ставит перед собой задачу уточнить и развить временные представления (вчера, сегодня, завтра). С этой целью он организует наблюдения над явлениями и событиями, характеризующими время, используют картинки, отражающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств и т.д. Каждый учебный день учитель начинает с беседы о том, что сегодня должны делать подчеркивая слово «сегодня» , вспоминает, что делали вчера. В конце учебного дня учитель обязательно сообщает, какие события ждут ребенка завтра.

   В результате у учащихся накопится некоторый опыт и они научатся различать временные понятия вчера, сегодня, завтра, соотносить их с определенными событиями. Важно обратить их внимание на текучесть времени: то, что происходит сегодня, завтра уйдет в прошлое и будет соотноситься с термином вчера. Текучесть времени в какой то мере  можно конкретизировать, используя календарь дежурств.

   Ежедневно на календаре дежурств выставляются карточки с именами детей (так  как ученики еще не умеют читать, то на карточках около имени изображается рисунок), которые дежурили вчера, дежурят сегодня и будут дежурить завтра. На следующий день карточки переставляются. Вместо карточек можно сделать ленту с рисунками и именами детей, а вместо кармашков – «окошечки» (прорези). Лента каждый день передвигается и еще более наглядно демонстрирует смену дней, движение (текучесть) времени.

    Наряду  с частями суток вчера, сегодня,  завтра вводятся новые термины,  которые так же характеризуют  время: сейчас, рано, поздно, давно,  недавно, быстро, медленно, старше-моложе.

   Работа над этими словами проводится так же кропотливо, постепенно и систематически.

   Сутки

   В 1–ом  классе уточняются представления учащихся о частях суток, их последовательности. Работу по уточнению этих временных  представлений необходимо проводить  с учетом опыта учащихся, их ориентировки во времени. Степень же развития временных представлений учитель выявляет в беседах и играх. Беседы проводятся не только на уроках математики, но и на других уроках и во внеклассное время. В первых беседах учитель или воспитатель опирается на опыт самих учащихся. Если это школа-интернат, детский дом, то утром воспитатель в беседе обращает внимание детей на то, что они должны сделать утром, а учитель на уроке спрашивает учащихся, что они делают утром, что успевают сделать за утро они сами, их мама, воспитатель. «После утра наступает день. Что вы делаете днем?» - спрашивает учитель. Так же проводится беседа и о их занятиях вечером и т.д.

   В последующих  беседах учитель может опираться  на наблюдения детей за деятельностью  окружающих их близких людей, а затем и на наблюдения событий и явлений окружающей их жизни и природы, например: «Утром шел дождь», «Днем появилось солнце». Во время бесед учитель должен стремиться развивать наблюдательность детей, расширять их кругозор, сообщая о работе заводов, фабрик, транспорта в любое время суток. Некоторые учащиеся путают последовательность частей суток, считая что за днем сразу идет ночь, а после ночи наступает день. Последовательность частей суток, а так же их смену удобно показывать и закреплять на наглядных пособиях и дидактическом материале. Можно использовать макеты «Восход и заход солнца», Суточный домик». С макетом «Суточные часы» проводятся игры.

   Макет «Суточный домик»  имеет ленту, на которой последовательно соответствующим  цветом (утро – розовое, день - желтый, вечер – синий, ночь – черный) отмечается каждая часть суток. Лента вставляется в прорезь («окошко») и движется постепенно. Одна часть суток приходит на смену другой. Учащиеся называют эти части, закрепляя их последовательность и «наблюдая» текучесть времени.

   Можно использовать картинки, на которых  изображены наиболее характерные виды деятельности детей и взрослых в  разные части суток. Учитель раздает  их ученикам, они их раскладывают по порядку, учитель проверяет, а потом  один из учеников рассказывает в какой последовательности он разложил картинки, и объясняет, почему он выбрал именно такую последовательность.

   Такие игры не только уточняют и закрепляют временные представления учащихся, но и обогащают их словарь и  способствуют общему развитию умственно отсталых первоклассников.

   Во 2-ом классе утро, день, вечер, ночь учащиеся должны уметь назвать одним обобщающим словом «сутки» (в понятие «сутки»  вкладывается во вспомогательной школе  календарное число; начало суток  – 0 часов ночи, а конец – 0 часов календарного числа).

   Неделя.

   Хотя  по программе учащиеся школы VIII вида знания о неделе и последовательности  дней недели должны получать только во 2-ом классе, работу по формированию этих знаний надо начинать с опережением, уже в 1-ом классе (приблизительно в начале второго полугодия).

   Опыт  показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и  их последовательность, если ежедневно  спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра. Полезно так же работать с отрывным календарем, который укрепляется на календаре дежурств. Листочки отрывного календаря не выбрасываются, а, начиная с понедельника, складываются в кармашек под календарем. В субботу и понедельник подводятся итоги. Учитель спрашивает детей: «Сколько дней вы учились? (Дети пересчитывают) Какой день завтра? Сколько дней вы отдыхаете? Сколько дней прошло от понедельника до следующего понедельника? (Прошла одна неделя) Сколько дней в неделе?» Таким же образом идет работа с календарем и в последующие недели.

   Ко 2-ому  классу учащиеся будут иметь большой  запас наблюдений смены дней в  течение недели. Закреплению последовательности дней недели способствует проведение дидактических игр. В результате учащиеся должны усвоить порядковый номер дня, например: пятница – пятый день недели, вторник – второй день недели и т.д., уметь показать, как этот номер отражается в названии дня недели, например: четверг – четвертый, вторник – второй и т.д.

   Наряду  с календарным понятием недели 9неделя начинается в понедельник и заканчивается  в воскресенье) следует дать учащимся и житейское понятие недели (если от данного дня пройдет 7 дней, то пройдет неделя: от четверга до четверга прошла неделя).

   Месяц. Год.

   В 3 классе школы VIII вида учащиеся должны получить знания о месяце как новой единице времени, которая больше недели, познакомиться с последовательностью месяцев года и количеством дней в каждом месяце.

   Обязательным  пособием в 3-м классе является отрывной календарь и табель-календарь.

   В каждый из учебных дней года ученики называют день недели, число, месяц, отрывают листок календаря и кладут его в кармашек, зачеркивают прошедшие дни в  табеле-календаре. Через неделю 7 листов календаря связываются стопкой. Подводятся итоги работы за неделю. Это необходимо делать для того, чтобы учащиеся не формально воспринимали прошедшее время, а осмысливали его в связи с заполнявшими его событиями. В конце месяца определяется количество полных недель и количество оставшихся дней, а в итоге – сколько всего дней в месяце. Такая же работа проводится и в последующие месяцы: в октябре, ноябре, декабре. К январю у учащихся накапливается определенный опыт, который можно обобщить: в месяце бывает то 30, то 31 день, в месяце содержится 4 полных недели и еще 2-3 дня, новый год начинается с 1 января. В качестве наглядного пособия используется таблица «Год».

   В таблице  следует выделить разным цветом названия месяцев каждого времени года. Необходимо обратить внимание на февраль, а так же июль и август (остальные месяцы содержат то 31, то 30 дней). Полезно научить учащихся «бытовому» приему определения дней в месяце по фалангам пальцев руки, ведя отсчет с января. Этот прием доступен учащимся школы VIII вида, и они пользуются им в жизни.

   Важно, чтобы учащиеся не только запомнили  названия месяцев по порядку, но и  хорошо знали порядковый номер каждого  месяца. Этому способствуют дидактические  игры «Год», «Угадай, какой месяц  пропал», «Который по порядку?», «Назови, какой это месяц».

   Большую коррекционную роль играет умение воспроизвести в памяти те события, которые произошли за месяц (какие изделия сделали за месяц на уроках труда, что прочитали и сколько, сколько стихотворений выучили, с какими новыми темами по разным предметам познакомились, где были за это время, что сделали (на пришкольном участке и т.д.). Для этого хорошо использовать календарь наблюдений.

   Когда учащиеся познакомятся со сложением  в пределах 1000, следует предложить им задание: по таблице «Год» определить количество дней сначала в каждом времени года, а потом во всем году. Например, осень: сентябрь – 30 дней, октябрь – 31 день, ноябрь – 30 дней, итого 91 день. Так же подсчитывается количество дней в других временах года. Затем находится сумма дней в четырех временах года, что составляет количество дней в году.

   Можно дать учащимся задание на определение  ближайшего високосного года.

   В 5-ом классе учащиеся под руководством учителя  составляют таблицу мер времени. Этой таблицей они пользуются при  составлении и решении задач  на время.

   Час. Минута. Секунда.

   Во 2-ом классе учащиеся школы VIII вида получают сведения о единице измерения времени – часе, знакомятся с часами.

   На  первом же уроке необходимо выявить  представления учащихся о конкретной наполняемости часа («Что можно сделать  за 1 час?»), о названии часов, о необходимости измерения времени. Учитель сообщает учащимся примерную продолжительность часа – это урок и перемена, затем выясняет, что они успели сделать за это время.

   Далее учащиеся знакомятся с часами (настенными, наручными, настольными). Учитель рассказывает об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь определять время. Обязательным пособием на данном уроке являются циферблаты часов. Они должны быть у каждого ученика. На циферблатах учащиеся читают цифры, рассматривают стрелки: часовую и минутную. Учитель сообщает, что часовая (маленькая) стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12).

   Значит  положение минутной стрелки при показе любого целого часа постоянно, а положение часовой – меняется.

   При определении  времени с точностью до 1 часа минутная стрелка пройдет целый  круг (т.е. пройдет через все числа), а часовая стрелка передвинется к следующему числу и покажет, что прошел 1 час. На этом же уроке дети учатся читать показание времени на часах, т.е. называть время в часах и ставить стрелки часов так, чтобы они показывали целое количество часов.

   В последующие  дни необходимо организовать наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С этой целью учитель обращает внимание на начало первого урока: «Часы показывают 9 часов утра. Часовая стрелка стоит на цифре 9, а минутная на числе 12. Прошел урок и перемена». Ровно в 10 часов учитель снова обращает внимание на часы и говорит: «Прошел 1 час после начала первого урока. Вспомним, что мы успели сделать за 1 час». Ежедневно прослеживается время продолжительностью в 1 час и выявляется его наполняемость. Хорошо пронаблюдать эту единицу времени на прогулке пешком, на лыжах, проследить хотя бы примерный путь, который проделали за это время ребята.

    На  последующих уроках учитель отводит  5-10 минут для закрепления определения  времени в часах и записи  показания часов. Учащимся предложить  задание записать  начало режимных  моментов в часах, таблицу «Режим дня», начало каждого урока и т.д. Работая с циферблатом часов, учащиеся выполняют такие задания: «Поставь стрелку часов на цифру 5, а минутную на 12. Который час показывают часы?» и т.д.

   Важно дать понятие о движении стрелок  только в одном направлении. Позже, на уроках труда, ученики узнают о направлении движения по часовой стрелке. Это будет способствовать лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего. Например, если часы показывают 5 часов, то, значит, они уже показывали 4 часа, 3 часа (это время прошло), а показывать будут 6 часов, 7 часов и т.д. Надо связать показание времен на часах с календарной датой: «Сегодня 10 февраля, 10 часов утра».

   В 3-м  классе работа с часами продолжается. Учащиеся учатся определять время с  точностью до получаса (когда минутная стрелка стоит на цифре 6 циферблата, то часы показывают половину часа).

   Знакомство  с новой единицы времени –  минутой – надо начать с беседы о необходимости этой единицы.

   Учащиеся  школы VIII вида слышали о минуте, но почти ни кто из них не представляет себе этого промежутка времени, его конкретной наполняемости, представления их о том, что можно сделать за минуту, чрезвычайно неопределенны.

   Поэтому первое представление о минуте учащимся следует дать через наблюдение конкретной наполняемости этой единицы времени. Удобно в этом случае использовать песочные часы: учащиеся смогут наблюдать пересыпание песка в песочных часах в течение одной минуты.

   Можно так же предложить учащимся помолчать  одну минуту, написать числа по порядку  от 1, склеить цветные полоски в цепочку. Когда пройдет минута, учитель сравнит, что каждый успел сделать за одну минуту. Цепочки, сделанные каждым из учащихся, учитель склеивает в одну гирлянду и показывает, как много могут сделать все ученики класса вместе за одну минуту. Это большой воспитательный момент, который наглядно показывает, как можно беречь каждую минуту времени. Проводятся и другие упражнения (посчитать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. в течение одной минуты), которые позволят учащимся прочувствовать продолжительность одной минуты.

Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики