Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль, место и значение средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды педагогов на роль самостоятельной работы в процессе обучения.
2. Определить место самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
3. Изучить опыт учителей-практиков по использованию методов в процессе обучения.
Определить правила применения метода самостоятельной работы в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения
с применением наглядности………………………………………...6
1.1. Принцип наглядного обучения младших школьников…………...6
1.2. Виды наглядных пособий………………………………………….8
1.3. Табличное умножение и деление, и наглядные пособия,
используемые при изучении темы………………………………..16
Глава 2. Обобщение опыта учителей российских школ по
использованию наглядных пособий……………………………..24
2.1. Использование наглядных пособий на различных
этапах урока……………………………………………………….24
2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2….31
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение 1. Цветовые демонстрационные таблицы умножения……..37
Приложение 2. Конспект урока на тему «Новые случаи
умножения на 9»……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Наглядность обучения.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

     6. Эти же задания выполнить индивидуально или использовать групповые методы работы, или провести игры, например «Цепочка», «Молчанка», «Незнайка», «Математическое лото» [8,92].

     Как проходит игра?

     Игра  «Цепочка» проводится при открытой первой таблице. Каждый ряд получает карточки, на которых надо записать ответы (табл. 4). По сигналу каждый ученик поочередно записывает ответ и передает карточки, пока не выполнят задание. Выигрывает тот ряд, который первым закончит работу.

     «Молчанка».

     Такие же карточки заполняют учащиеся у  доски (один ученик от каждого ряда). Весь класс молчит. По окончании работы учащиеся проверяются результаты.

     Эта игра хороша для индивидуальной проверки осознанного усвоения таблиц. Задания можно разнообразить. Это зависит от творчества учителя.

     Такие демонстрационные таблицы учитель составляет для всех чисел.

     Причем  в каждую таблицу сознательно  включаются те случаи умножения, которые повторялись в предыдущих таблицах. Это еще одна возможность повторить и закрепить изученный материал.

     Так будет выглядеть таблица 5. Работая с этими таблицами, учитель может неоднократно возвращаться к этой теме, закреплять и повторять те таблицы, которые дети еще не запомнили, и постоянно прослеживать связь между компонентами и результатом действия.

     Широко  использует Г.Д. Закирова также не только демонстрационные таблицы в цветовой гамме, но и индивидуальные, которые дети с удовольствием готовят на уроках труда. Эти таблички необходимы для работы на уроках, на консультациях и во внеурочное время. Вызванный для ответа ученик сдает свою табличку (ту, которую учитель хочет проверить). В ходе опроса в этой табличке отмечаются карандашом те примеры, в которых ученик допустил ошибки. Эти пометки позволяют обратить внимание ученика на пробелы в знании таблицы и учителю дают возможность на последующих уроках проверить усвоение учеником именно тех строчек таблицы, которые он знал нетвердо. Такая работа позволяет дифференцировать ее и вести учет усвоения таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

     С.В. Сучкова, учитель школы №64 г. Саратова считает, что одно из условий успешного усвоения школьного материала — интерес к учебе. Интерес же возникает тогда, когда ребенок с удовольствием выполняет задание. Ученикам нравится решать примеры на карточках, которые делаются из плотной бумаги [17, 45]. На карточку дети накладывают кальку и на ней пишут ответы. После проверки ответы с кальки стираются. Она предлагает использовать карточки, с нарисованными на них лабиринтами, в которых написаны примеры.

     Для II класса — "Помоги собачке добраться до домика".

     Для закрепления таблицы умножения  и деления предлагаются карточки "Помоги мышке попасть в норку". Здесь мышка может идти только по той дорожке, где ответ у примера равен 8.

     Карточки помогут детям быстро и легко выучить и закрепить таблицу умножения.

     

     А вот Ф.А. Мамбетова, учитель I категории Мало-Зеленчуковской школы Хобезского района КЧР предлагает занимательный наглядный материал для отработки вычислительных навыков табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления в игровой форме. На игру отводится не более 5—10 минут и включается она в начале, середине или конце урока в зависимости от цели и характера игры [11, 76].

     «Кто больше сорвет фруктов»

     На  доске записаны примеры. К доске  выходят две команды. По сигналу  каждый из учеников решает один из примеров и выбирает среди разложенных на столе карточку с ответом (на обороте карточки дано изображение фрукта).

     Команда, первая решившая примеры, побеждает. Она  больше собрала фруктов, которые складываются в корзину, висящую на доске.

     «Живая математика»

     У учащихся на груди — таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример: 42 : 6. Встает ученик, у которого на груди табличка с цифрой 7.

     Эта игра проводится в конце урока, так как она требует двигательной активности детей.

     «Делится — не делится»

     Учитель читает примеры: 35 : 9, 35 : 5, 42 : 6 и т.д. Ученики  соответственно поднимают сигнальные карточки: делится — не делится (или условные рисунки).

     Использование на уроках таких игр активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала.

     Учителя знают, как трудно проходит процесс  запоминания таблицы умножения слабыми детьми. А в игре, опираясь на зрительное восприятие, они усваивают ее гораздо быстрее.

     Л.В. Братерская, учитель школы №34 г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края предлагает использовать на уроках» математическое лото». Как сделать "Математическое лото"? Если нет картона или плотной бумаги, можно взять шесть использованных открыток одинакового размера. Заклеить исписанную сторону чистой бумагой и разделить ее на шесть равных прямоугольников.  В каждом прямоугольнике записать пример на умножение. Затем вырезать из плотной бумаги карту по формату открытки. Разделить ее на шесть таких же равных прямоугольников. В каждом прямоугольнике записать ответ соответствующего примера, записанного на открытке (при наложении открытки на карту в прямоугольниках ее должны "зеркально" отразиться произведения, например: 7 · 9 = 63, 7 · 7 = 49.

     Таким образом, на шести открытках будет  записана вся таблица умножения, а на шести картах — ответы. Все открытки надо разрезать по линиям, получится 36 маленьких карточек. Лото готово.

     Правила игры.

     Играть  могут от 1 до 7 человек. Ведущий перемешивает все карточки. Играющие кладут перед собой карты. Ведущий берет любую карточку и вслух читает пример. Играющие определяют результат-ответ. Тот, у кого на карте есть этот результат, берет у ведущего карточку и закрывает ею ответ на своей карте рисунком вверх.

     Выигрывает  тот, кто первый закроет все результаты на своей карте, собрав открытку из отдельных ее частей.

     На  этапе  закрепления знаний и умений при изучении табличных случаев  умножения и деления особое место  приобретают средства обратной связи, которые дают возможность оперативно получать информацию о движении мысли каждого ученика, о правильности его действий в любой момент урока. В практике обычно используют средства обратной связи для контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков (всевозможные карточки – реже перфорированные).

     Так, В.А. Далингер и Е.Ф. Павлова, учителя школ г. Омска предлагают «Цветные карточки». Это простейшее средство обратной связи – прямоугольники размером 5×7 см. Обычно используют четыре цвета – синий, красный, желтый, зеленый. Это позволяет учителю ориентироваться по цвету и судить о качестве работы и уровню продвижения ученика.

     Синяя                                                                Красная

       
 
 
 

      Желтая                                                          Зеленая 
 
 
 
 

     Учитель дает примеры. После небольшой паузы он говорит: «Найдите глазами на парте карточку с ответом к этому примеру. Приготовились! Ответ!» Только после этого ученики одновременно должны взять карточку нужного цвета и поднять ее вверх цветной стороной к учителю. Таким образом учитель за короткий промежуток времени опросит каждого ученика и, если надо, откорректирует дальнейший ход урока. Применение средств обратной связи способствует активизации деятельности всех учащихся на уроке, повышает плотность урока и качество усвоения и закрепления знаний. Также для активизации деятельности учащихся целесообразно использовать игру «Старт-Финиш». Вывешивается плакат с изображением маршрута движения. На маршруте номерами отмечены пункты (их должно быть столько, сколько будет предлагаться заданий для решения.). Класс разбивается на группы, например, по четыре человека в каждой. Каждой группе выдается флажок своего цвета. В начале игры все эти флажки прикреплены в пункте маршрута под номером 1. Все учащиеся группы коллективно решают последовательно предложенные задания. Если группа решила первую задачу, то она переставляет свой флажок с пункта №1 на пункт №2 маршрута. Так происходит до тех пор, пока группа не достигнет финиша.

     Также учителя предлагают использовать картоки-циферблаты. Такая индивидуальная карточка представляет собой круг, на котором помещены задания, а на стрелках, крепящихся в центре круга, записаны ответы к ним. Задача ученика – расставить стрелки на циферблате так, чтобы ответы соответствовали примерам.

     Из  описанной методики использования  средств организации обратной связи видно, что они не требуют особой технологии построения и ведения урока, зато активизируют деятельность учащихся на уроке, способствуют более качественному усвоению материала [6, 24]. 
 

     2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2 

     Для выявления эффективности применения наглядных средств обучения при  изучении и закреплении темы «Табличные случаи умножения и деления» мы решили провести эксперимент. В Павловской СОШ №2 мы решили провести урок на тему «Новые случаи умножения на 9». Во 2 «А» классе этот урок проводился с применением презентации Microsoft Power Point.

     А во 2 «Б» классе мы провели урок на эту же тему без применения презентации, таблиц и занимательного материала.

     После этого было проведено анкетирование  среди младших школьников и учителей начальных классов, посетивших данные уроки.

     В анкете предлагались вопросы:

     1) Понравился ли Вам урок?

     2) Какой урок Вам больше понравился  и чем?

     2) Помогает ли наглядность и  чем?

     После анализа анкет, можно сделать  вывод: при анкетировании младших школьников 100% детей отмечают, что им больше нравятся уроки с применением наглядности. На вопрос: «Чем помогает наглядность?» ученики отвечают: «Помогает быстрее решать, помогает, если не можешь что-то представить».

     После анализа анкетирования учителей можно сделать вывод, что учителям тоже больше понравился урок с применением современных технических средств. Они отметили, что использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны при решении задач, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения задач. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

     Итак, чем младше ученик, тем более очевидно: объяснения на словах недостаточно. И  в первую очередь это относится  к формированию новых понятий. Наглядный  материал служит внешней опорой внутренних мыслительных действий ребенка. Форсированное  развитие отвлеченного мышления без достаточной конкретизации усваиваемого материала, без связи с предметно-действенным и наглядно образным мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Принцип наглядности – это дидактический принцип обучения, относящийся к числу ведущих принципов. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Трактовка принципа наглядности. восходит к «золотому правилу» Я.-А. Коменского («...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами»), идеям и взглядам Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, ситуативные картинки и более сложные для восприятия образцы наглядности – кино- и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся более качественно овладеть новыми знаниями и умениями, закрепить их на практике.

     "Наглядность  обучения и воспитания предполагает  как широкое использование зрительных  ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью".

     Изучение  таблицы относится к традиционным вопросам начальной школы. От того, насколько прочно дети усвоили ее в начальных классах, во многом зависят их дальнейшие успехи при обучении в основной школе.

     Первоначально у ребенка преобладает образная память. Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные  чувства и запоминается легко  и надолго.

Информация о работе Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления