Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль, место и значение средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды педагогов на роль самостоятельной работы в процессе обучения.
2. Определить место самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
3. Изучить опыт учителей-практиков по использованию методов в процессе обучения.
Определить правила применения метода самостоятельной работы в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения
с применением наглядности………………………………………...6
1.1. Принцип наглядного обучения младших школьников…………...6
1.2. Виды наглядных пособий………………………………………….8
1.3. Табличное умножение и деление, и наглядные пособия,
используемые при изучении темы………………………………..16
Глава 2. Обобщение опыта учителей российских школ по
использованию наглядных пособий……………………………..24
2.1. Использование наглядных пособий на различных
этапах урока……………………………………………………….24
2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2….31
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение 1. Цветовые демонстрационные таблицы умножения……..37
Приложение 2. Конспект урока на тему «Новые случаи
умножения на 9»……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Наглядность обучения.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

     При выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети, по многочисленным свидетельствам учителей, относительно хорошо справляются с задачами наглядно-действенного характера с обобщениями на наглядном уроке.

     Наблюдения  учителей начальных классов и наши исследования свидетельствуют о преобладании у младших школьников кинетических и визуальных стилей обучения. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних мыслительных действий ребенка.

    В начале работы мы выдвинули гипотезу о том, что эффективность обучения зависит от организации и правильного применения средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе. Проведя исследование в виде анкетирования и наблюдения, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза имеет под собой основание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в  начальных классах: учебное пособие  [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
    2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций [Текст]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 455 с.
    3. Болатаева В.Н. Урок математики во II классе [Текст] / В.Н. Болатаева // Начальная школа. – 1999. - №7. – С. 121
    4. Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей: Книга для учителей и родителей [Текст]. – М.: Знание, 1993
    5. Галкина Р.С. Таблица умножения достойна уважения [Текст] / Р.С. Галкина // Начальная школа. – 2006. - №4. – С. 89
    6. Далингер В.А. Методика использования некоторых средств обратной связи на уроках математики [Текст] / В.А. Далингер, Е.Ф. Павлова // Начальная школа. – 1999. - №8. – С. 24
    7. Дрозд В.Л. Методика начального обучения математике: учебное пособие [Текст] / В.Л. Дрозд, А.Т. Катасонова, Л.А. Латонин и др. – Мн.: Выш. шк., 1988. – 254 с.
    8. Закирова Г.Д. Цветовые демонстрационные таблицы умножения [Текст] / Г.Д. Закирова // Начальная школа. – 1999. - №11. – С. 91
    9. Клецкина А.А. Формирование навыков табличного умножения [Текст] / А.А. Клецкина // Начальная школа. – 2001. – №9. – С. 78
    10. Кудинов С.И. Психология младшего школьника [Текст] / С.И. Кудинов, Е.В.Козлова. -  Бийск, 2001
    11. Мамбетова Ф.А. Делится – не делится [Текст] / Ф.А. Мамбетова // Начальная школа. – 2003. - №6. – С.76
    12. Назаретян В.В. Урок для современного ребенка [Текст] / В.В. Назаретян // Начальная школа. - 1992. - № 3
    13. Никифорова С.И. Учим таблицу умножения [Текст] / С.И. Никифорова // Начальная школа. – 2003. - №4. – С. 93
    14. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст].  — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
    15. Савина Л.П. Усвоение таблицы умножения [Текст] / Л.П. Савина // Начальная школа. – 2006. - №1. – С. 46
    16. Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики [Текст] / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. – 2001. - №4. – С. 79
    17. Сучкова С.В. Дидактическая игра как ценное средство обучения младших школьников решению задач [Текст] / С.В. Сучкова. //  Семья и школа. -  2000. - № 11. – С. 45
    18. Туркина В.М. Работа по составлению таблицы умножения [Текст] / В.М. Туркина // Начальная школа. – 2003. – №6.  – С. 58
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     Цветовые  демонстрационные таблицы  умножения 

     Таблица 1.

3 · 2 = 6

3 · 3 = 9

3 · 4 = 12

3 · 5 = 15

3 · 6 = 18

3 · 7 = 21

3 · 8 = 24

3 · 9 = 27

  2 · 3 = 6

  3 · 3 = 9

  4 · 3 = 12

  5 · 3 = 15

  6 · 3 = 18

  7 · 3 = 21

  8 · 3 = 24

  9 · 3 = 27

6 : 3 = 2

9 : 3 = 3

12 : 3 = 4

15 : 3 = 5

18 : 3 = 6

21 : 3 = 7

24 : 3 = 8

27 : 3 = 9

6 : 2 = 3

9 : 3 = 3

12 : 4 = 3

15 : 5 = 3

18 : 6 = 3

21 : 7 = 3

24 : 8 = 3

27 : 9 = 3

 
 

     Таблица 2.                                     Таблица 4.

6

9

12

15

18

21

24

27

6

9

12

15

18

21

24

27

2

3

4

5

6

7

8

9

3

3

3

3

3

3

3

3

  2 · 3 =

3 · 3 =

4 · 3 =

5 · 3 =

6 · 3 =

7 · 3 =

8 · 3 =

9 · 3 =

 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.

Если 3 · 2 = 6, то 2 · 3 = 6, 6 : 3 = 2, 6 : 2 = 3

Если 3 · 3 = 9, то …,          9 : 3 = 3, …

Если 3 · 4 = 12, то 4 · 3 = 12, 12 : 3 = 4, 12 : 4 = 3

Если 3 · 5 = 15, то 5 · 3 = 15, 15 : 3 = 5, 15 : 5 = 3

Если 3 · 6 = 18, то 6 · 3 = 18, 18 : 3 = 6, 18 : 6 = 3

Если 3 · 7 = 21, то 7 · 3 = 21, 21 : 3 = 7, 21 : 7 = 3

Если 3 · 8 = 24, то 8 · 3 = 24, 24 : 3 = 8, 24 : 8 = 3

Если 3 · 9 = 27, то 9 · 3 = 27, 27 : 3 = 9, 27 : 9 = 3

 

     Таблица 5.

6 · 2 = 12

6 · 3 = 18

6 · 4 = 24

6 · 5 = 30

6 · 6 = 36

6 · 7 = 42

6 · 8 = 48

6 · 9 = 54

  2 · 6 = 12

  3 · 6 = 18

  4 · 6 = 24

  5 · 6 = 30

  6 · 6 = 36

  7 · 6 = 42

  8 · 6 = 48

  9 · 6 = 54

12 : 6 = 2

18 : 6 = 3

24 : 6 = 4

30 : 6 = 5

36 : 6 = 6

42 : 6 = 7

48 : 6 = 8

54 : 6 = 9

12 : 2 = 6

18 : 3 = 6

24 : 4 = 6

30 : 5 = 6

36 : 6 = 6

42 : 7 = 6

48 : 8 = 6

54 : 9 = 6

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

     Конспект  урока на тему «Новые случаи умножения  на 9»

     Цель:

  • Познакомить с новыми случаями умножения на 9; повторение темы "Сложение в пределах 100", навыки устных и письменных вычислений, закреплять и обобщать знания о решении задач;
  • Развивать внимание и логическое мышление, речь учащихся, стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету.
  • Воспитывать культуру общения (Приложение 2).

     Ход урока

     I. Орг. момент.

     Учитель. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

     Я в школе на уроке.

     Сейчас  я начну учиться.

     Я радуюсь этому. (Пауза.)

     Внимание  мое растет.

     Голова  мыслит ясно. (Пауза.)

     Я хочу учиться.

     Я готов к работе.

     Работаю.

     II. Минутка красивого  письма.

     У. Кто сегодня пришел к нам в гости?

     Д. Умная сова.

     (Визуально  на презентационном экране появляется  сова. Слайд № 2). (Презентация)

     У. Сова принесла вам числовой ряд. (Слайд №2 открывается дальше)

     Найдите закономерность в ряду чисел. Какой  ключ у закономерности?

     Д. Я заметил, что каждое следующее число больше предыдущего на 7.

     Я увидел в этом числовом ряде ответы таблицы умножения на 7.

     У. Какое число пропущено?

     Д. Пропущено число 35, потому что 28+7=35. А я могу сказать, что если 4•7=28, то 5•7= 35 (слайд № 2 открывается дальше)

     У. Как вы продолжите этот ряд?

     Д. 49, 56, 64, потому что 7 • 7=49, а 7 • 8=56, 7 • 9=63

Информация о работе Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления