Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль, место и значение средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды педагогов на роль самостоятельной работы в процессе обучения.
2. Определить место самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
3. Изучить опыт учителей-практиков по использованию методов в процессе обучения.
Определить правила применения метода самостоятельной работы в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения
с применением наглядности………………………………………...6
1.1. Принцип наглядного обучения младших школьников…………...6
1.2. Виды наглядных пособий………………………………………….8
1.3. Табличное умножение и деление, и наглядные пособия,
используемые при изучении темы………………………………..16
Глава 2. Обобщение опыта учителей российских школ по
использованию наглядных пособий……………………………..24
2.1. Использование наглядных пособий на различных
этапах урока……………………………………………………….24
2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2….31
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение 1. Цветовые демонстрационные таблицы умножения……..37
Приложение 2. Конспект урока на тему «Новые случаи
умножения на 9»……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Наглядность обучения.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

     У. Что можете рассказать о числе 35?

     Д. Это число содержит 3 десятка 5 единиц, оно двухзначное, нечетное, предыдущее число 34, а последующее 36. можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 30+5 (слайд №2 открывается дальше).

     У. Пропишите показ.

     III. Устный счет.

     Индивидуально – карточки.

     Фронтально  – арифметический диктант:

  • По 6 взять 3 раза
  • 5 умножить на 9
  • Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 4?
  • Уменьшить 60 на 6.
  • Какое число я загадала? Если 4 • 7 и прибавить 1
  • 6 умножить на 4
  • По 3 взять 5 раз
  • 8 умножить на 6.

     У. Проверим работу. Один ученик называет результаты.

     На  презентационном экране визуально  предлагаются эти числа. (Слайд № 3) (Презентация)

     У. Выбери числа, которые делятся на 6. (Ответы появляются на слайде №3. Он открывается дальше)

     Назови  эти выражения.

     Д. 18:6=3

       36:6=6

54:6=9  
24:6=4 
48:6=8

     На  презентационном экране визуально  предлагается рисунок №1 (Слайд № 4) (Презентация)

     У. Пересчитай горошины во всех стручках.

     Д. В стручках 64 горошины. В одном стручке 8 горошин, а стручков тоже 8.

     Мы  по 8 взяли 8 раз. 8 • 8 =64.

     На  презентационном экране визуально  предлагается рисунок №2. (Слайд  № 4) (Презентация)

     У. Пересчитай все луковицы в связках.

     Д. В одной связке 8 луковиц, а связок всего 9. То есть мы по 8 взяли 9 раз. 8• 9=72, значит в связках 64 луковицы.

     На  презентационном экране визуально  предлагаются схемы задач. (Слайд  № 5) (Презентация)

     У. Составь задачу по чертежу.

     Д. На полке лежало 8 мячей. Сколько мячей лежало на 6 полках.

     В одном автобусе ехало 8 человек. Сколько  человек ехало в 6 таких автобусах? В коробке было 8 кг яблок. Сколько  килограммов яблок в 6 таких коробках? ...

     У. Узнайте, сколько кг яблок в 6 коробках?

     Д. В 6 коробках 48 кг яблок. Я узнал так: 8 • 6=48, Умножал потому, что сказано по 8 взяли 6 коробок.

     У. Составьте задачу по второй схеме.

     Д. 18 деревьев посадили в саду по 3 дерева в каждый ряд. Сколько получилось рядов?

     18 слив раздали ребятам, по 3 сливы  каждому. Сколько ребят получили  сливы? ...

     У. Сколько же ребят получили сливы?

     Д. 6 ребят. Мы 18 слив раздавали по 3 сливы каждому. Мы должны узнать сколько раз по 3 содержится в 18. 18:3=6

     У. Составьте обратную задачку.

     Д. 6 ребятам раздали сливы, по 3 сливы каждому. Сколько было слив?

     У. Объясните решение.

     Д. Надо по 3 сливы взять 6 раз, а это значит 3 • 6 =18 слив

     IV. Знакомство с новым  материалом.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 6.

     У. Что обозначается этот знак?

     Д. Новый материал. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)

     На  презентационном экране визуально  появляется рисунок.

     У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться?

     Д. О таблице умножения на 9. Мы будем знакомиться с таблицей на 9 и ее запоминать.

     У. Почему так решили?

     Д. Потому что здесь 9 елочек в 2 ряда. А чтобы решить этот пример надо знать таблицу умножения на 9. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)

     У. Как бы вы ответили на вопрос “Сколько елочек?”

     Д. - Я бы к 9+9, потому что таблицу на 9 еще не знаю.

     Я бы 9 • 2, думаю этот пример просто сосчитать  по 9 взять 2 раза. Или заменить действием  сложения 9+9=18.

     Мы  знаем таблицу на 2, а есть правило: от перестановки чисел результат  не изменяется. 2 • 9=18, а значит 9 • 2=18

     У. Наши друзья волк и заяц тоже решали эту задачку.

     (На  презентационном экране предлагается  слайд № 7.) (Презентация)

     Как эту задачку решил волк?

     Д. Он воспользовался таблицей сложения.

     У. А заяц?

     Д. Заяц воспользовался таблицей умножения.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 8. (Презентация)

     У. Давайте обобщим. Значит, как можно было решить эту задачку?

     Д. 9+9=18 и 9 • 2=18

     У. Какой способ помогает быстрее и легче решить эту задачу?

     Д. Второй. 9 • 2=18, если решать сложением, да если будут большие числа, то можно запутаться.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 9.

     У. Рассмотрите примеры, что вы заметили?

     Д. - Это таблица умножения на 9.

     А мы с ней уже знакомы, потому что  знаем правило, что от перестановки чисел местами результат не изменяется.

     А я заметил, что здесь не хватает  одного примера из таблицы на 9.

     Это, наверное, потому, что мы его не знаем.

     9*9 трудно решать сложением, лучше его выучить.

     Мы  эту таблицу знаем. Выучить всего  один пример.

     Даже  если мы не знаем умножение 9 на 9, мы можем воспользоваться последним  примером 9 • 8 =72, а к 72 +9=81, значит 9 • 9 =81

     Я тоже думаю так можно узнать, потому что в ответах есть последовательность. Здесь каждый следующий ответ больше предыдущего на 9. Это таблица на 9, значит, мы каждый раз прибавляем по 9.

     У. Отступите две клеточки вниз и запишите только ответы таблицы умножения на 9. Права Алена? Назовите устно примеры.

     Запишите  пропущенное выражение в тетрадь  и составьте к нему пример на деление.

     Сделаем вывод: с каким действием связано  действие умножение?

     Д. С действием деления.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 10. (Презентация)

     У. Как же 63 разделить на 9?

     Д. (у доски) Начертим граф. В машину запустили число 7. Она умножила это число на 9 и получилось 63. Сделаем обратное действие, 63 разделим на 9 и получим 7.

     У. Что значит разделить на 9?

     Д. Это значит найти такое число, которое если умножить на 7 то получится 63.

     У. Как найти девятую часть числа

     Д. Разделить на 9.

     У. Ответь на вопросы компьютера.

     На  презентационном экране открывается  дальше слайд № 10. (Презентация)

     На  доске:

     Найди ловушку.                                   
     9 • 0      9-0      9+1      0:9      1+9      9:1
 
     

     У. Сделаем выводы.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 11.

     Д. При умножении любого числа на 0 получится 0.

     При умножении любого числа на 1 получится 1.

     При делении 0 на любое число получится 0.

     При делении любого числа на 1 получится 1.

     V. Физминутка.

     VI. Закрепление нового  материала.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 12. (Презентация)

     1. У. Составьте равенства по этому графу.

     (один  ребенок работает у доски)

     У. Сверим свою работу с компьютером.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 13. (Презентация)

     (В  учебнике стр.95 № 299)

     2. У. На сколько квадратов разбит четырехугольник? Как узнали?

     Д. На 27. По 9 квадратов мы взяли 3 ряда.

     На 36. По 9 квадратов мы взяли 4 раза.

     На 24. По 6 квадратов мы взяли 4 раза.

     У. Какое выражение лишнее? Почему?

     Д.

     9 • 3 =27,потому что в остальных  примерах мы умножаем на четыре.

     6 • 4 =24, потому что остальные  примеры из таблицы умножения  на 9.

     У. Запишите эти выражения. Составьте к ним примеры на деление.

     Дети  зачитывают записанные выражения и  проверяют правильность выполнения на компьютере.

     (В  учебнике стр. 96 № 300)

     На  презентационном экране предлагается слайд № 14. (Презентация)

     У. Из скольких кирпичей состоит кладка?

     Д. Из 45. По 9 взяли 5раз 9•5=45

     У. Запишите это пример. Составьте примеры на деление.

     Дети  отвечают.

     У. Проверим по компьютеру.

     VII. Самостоятельная  работа.

     На  презентационном экране предлагается слайд № 15. (Презентация)

     9 • 6 = 
9 • 3 = 
9 • 7 = 
9 • 5 = 
9 • 4 = 
9 • 8 =
     36 : 9 = 
63 : 9 = 
72 : 9 = 
45 : 9 = 
54 : 9 = 
27 : 9 =
     Проверка  примеров с использованием слайда № 15.

     При обнаружении ошибок в ответах  детей возвращаемся  
к таблице умножения на слайд № 9, при помощи  
управляющей  кнопки.

Информация о работе Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления