Табличные случаи умножения и деления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить наиболее эффективные приемы изучения табличного умножения и деления.
Нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования;
- изучить методические основы табличного умножения и деления;
- рассмотреть различные методики изучения табличного умножения и деления;
- обобщить результаты экспериментальной работы.
Исследование проводилось с помощью таких методов, как анализ теоретической литературы, обобщение педагогического опыта.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет и задачи исследования. Основная часть работы разделена на два раздела. Первый раздел имеет теоретический характер. В нем рассматривается теоретические и методические основы табличного умножения и деления. Во второй части мы рассмотрели и проанализировали конспекты уроков по математике по теме исследования.
В заключении приводятся выводы, сделанные в ходе исследования.
Список используемой литературы включает наименования книг и статей по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 739.50 Кб (Скачать)

      32 : 4 =        5 • 5 =         :  6 = 7

      28 : 4 =         4 •  5 =         : 6 = 8

     Предполагается, что учащиеся определят закономерность в составлении каждого столбика и продолжат его.

     4. Решите логическое упражнение.

     Некоторым учащимся трудно дается таблица умножения  на 9. Между тем в распоряжении каждого всегда имеется «машинка» для умножения на 9 — это десять пальцев. Можно эту таблицу выучить и по-другому: умножай число на 10 и вычитай первый множитель.

     Применение  физкультминуток «Хлопки», «Ладушки» также способствует усвоению таблицы умножения.

     Для того чтобы освоение таблицы было более успешным, можно использовать различные приемы проверки знаний:

     — математические диктанты с использованием веера;

     —  карточки для парной работы (на одной стороне карточки записаны 12 примеров. На другой стороне — ответы. Около каждого примера сделано круглое отверстие. Первый ученик смотрит на пример, называет ответ и вставляет карандаш в отверстие. Второй проверяет, правильно ли назван ответ, и т.д. Затем ученики меняются ролями);

     — перфокарты;

     — маленькие карточки; с одной стороны  написан пример, а с другой —  ответ. Ученик смотрит на пример, называет ответ, переворачивает карточку и проверяет себя);

     — домино.

     Подчеркнем, что результативный и интересный урок, по мнению педагогов и учащихся, отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности.

     В нашей работе мы рассмотрели и проанализировали конспекты уроков по математики при изучении темы «Табличное умножение и деление». Мы выделили достоинства и недостатки в методической работе учителя при решении рассматриваемой проблемы. Анализ уроков выполнен  по методике предложенной Н.Б. Истоминой.

     План  анализа по  методике Истоминой Н.Б. таков (Истомина 2002: 260):

     1. Соответствует ли логика урока  его цели?

     2. Какие виды учебных  заданий использовал учитель на уроке?

     3. Соответствуют ли учебные задания,  подобранные учителем, цели урока?

     4. Какие функции выполняли задания,  предложенные учителем?

     5. Правильно ли учитель использовал математическую терминологию, предлагал учащимся вопросы и задания?

     6. Какие методические приемы, используемые  учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?

     7. Какие формы организации  деятельности  учащихся применялись учителем?

     8. Удалось ли учителю установить контакт с детьми?

     Первый  рассматриваемый нами урок подготовлен учителем начальных классов – урок математики во 2 классе «Табличное умножение и соответствующие случаи деления. Путешествие в сказку»

  1. Логика урока соответствует  его целям. На уроке учащиеся должны были закрепить знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления, умение находить периметр геометрических фигур (квадрата, прямоугольника), отрабатывать умения решать задачи, вырабатывать навыки различных приёмов устного счёта. Данная цель была достигнута учителем.
  2. На уроке учитель использовал частично-поисковые виды упражнений на каждом этапе урока.
  3. Учебные задания соответствуют цели, поставленной учителем. Каждое задание направлено на прочное усвоение данной темы.
  4. Задания предложенные учителем выполняют следующие функции:

     - обучающая функция отражается  на этапе развития умения находить  периметр геометрических фигур  ( квадрата, прямоугольника);

     - развивающая – при выработке  навыков  различных приёмов  устного счёта;

     - контролирующая – при отработке  умения решать задачи.

  1. Математическую терминологию учитель использовал на уроке правильно.
  2. Урок построен в форме урока-сказки «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского, что вызывает больший интерес у детей. На уроке используются наглядные методы обучения, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.
  3. В большей мере учитель использует индивидуальную форму работы, при выполнении заданий.
  4. Учителю удалось установить контакт с детьми. Дети с интересом выполняли все задания учителя. Также было много другой полезной информации, которая была удачно совмещена с уроком.

     Второй  конспект урока мы рассмотрим «Закрепление таблицы умножения до 8 и деление».

     Так же проведем анализ урока по методике предложенной Н.Б. Истоминой.

  1. Цели урока соответствуют построению урока.  На уроке учащиеся должны установить как прочно они выучили таблицу умножения до 8, совершенствовать умения решать задачи, находить периметр.
  2. Во время урока учитель использовал тренировочные виды упражнения (устный счет, решение задач разными способами); частично-поисковые (индивидуальная работа с карточками).
  3. Все учебные задачи соответствуют целям урока. Дети решают задачи разными способами, тренируют память, мышление, работают индивидуально, что немало важно.
  4. В конспекте урока обучающую функцию выполняло решение задач; развивающую -  нахождение периметра по образцу; контролирующую – индивидуальное задание.
  5. Учить правильно использовал математическую терминологию, правильно задавал вопросы и строил задания.
  6. Положительной оценки заслуживает такой методический прием как наблюдение. Весь урок построен подробно на этом методе.
  7. В ходе урока используется индивидуальная форма организации деятельности, что важно на уроке закрепления.
  8. Учителю удалось найти контакт с детьми, так как цели урока были достигнуты.

     Третий  конспект, который мы рассмотрели  – это праздник – игра на тему «Путешествие к Робинзону Крузо».

     Составим  анализ этого урока используя  ту же методику Н.Б.Истоминой.

  1. Логика данного урока соответствует его цели – закреплений знаний, умений и навыков по табличному умножению и делению.
  2. Учитель на уроке в основном использовал тренировочные виды заданий, для закрепления изученной темы.
  3. Упражнения соответствуют целям урока. На каждом этапе урока – это различные виды, соответствующие этапам.
  4. Задания, предложенные учителем выполняли следующие функции: обучающую – целостный урок, развивающую – формирование навыков решать задачи, находить периметр; контролирующую – задания типа сравни выражения, вычисли значение выражения.
  5. Учитель грамотно использовал математическую терминологию, предлагал вопросы и задания.
  6. Урок построен в виде праздника-игры, путешествия к Робинзону Крузо, поэтому использовался различный наглядный материал.
  7. Учитель использует фронтальную форму организации деятельности на протяжении всего урока.
  8. Учителю удалось найти контакт с детьми, и во многом ему помогла форма урока – урок-путешествие. Все сказочное и загадочное всегда интересует детей.
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В настоящее время существует много  различных программ обучения математике, которые различаются по методике обучения умножению и делению. В нашей курсовой работе мы подробно рассмотрели, каким образом в различных программах изучается табличное умножение и деление.

     Анализ  учебников и программ по математике для начальной школы в различных системах обучения показал, что: табличное умножение и деление изучается в течение двух лет в программе авторского коллектива под руководством М.И. Моро и программе Н.Б. Истоминой. В соответствии с логикой курса Н.Б. Истоминой ученики усваивают смысл умножения и его табличные случаи и только после этого (в III классе) приступают к изучению деления. В программе Л.Г. Петерсон тема «Умножение и деление» изучается в течение одного года; в каждой из указанных систем есть своеобразные, присущие только данной системе методы и приемы изучения табличного умножения и деления.

     Рассматривая  современную методику при изучении данной темы, мы выделили основные приемы для объяснения темы «Табличное умножение и деление»:

  1. Прием, в основе которого лежит определение умножения.
  2. Прием, в основе которого лежит переместительное свойство умножения.
  3. Прием, в основе которого лежит сочетательное свойство умножения.

     В практической части курсовой работы мы рассмотрели конспекты уроков на тему «Табличное умножение и деление» по разным программам обучения. Проанализировав данные конспекты уроков, мы пришли к выводу, что у учителей начальных классов, работающих по определенным программам, разработаны совершенно разные уроки по изучению темы.

     Во  время урока дети так же пользуются и другими приемами вычисления примеров табличных случаев. Сделать вывод, какой из приемов самый эффективный нельзя, как мне кажется на уроке по теме «Табличное умножение и деление», необходимо привести детям как можно больше способов приемов для решения таких случаев. Разнообразие приемов, будет способствовать тому, что дети сами смогут выбрать наиболее подходящий и удобный для себя прием. 
 

 

      Список используемой литературы 

     Азрапкина Н. Кузька изучает таблицу умножения // Начальная школа: прил. к газете 1 сентября. – 2002. - №34. – С. 14.

     Антонова  Т.Л. Подготовка первоклассников к усвоению табличного умножения и деления // Начальная школа. – 1978. -  №12. – С. 30 – 32.

     Белошистая  А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 455с.: ил. – (Вузовское образование).

     Бережнова Л.Р. Игра для запоминания таблицы умножения // Начальная школа. – 2008. – №4. – С. 34 – 37.

     Веремеева Е.Г. Об изучении умножения и деления в 1 классе // Начальная школа. – 2009. - №1. – С. 88.

     Вершинин  Н.Я. Игры при изучении табличного смысла умножения и деления // Начальная школа. – 1987. - №2. – С. 38 – 39.

     Гайдина Л.И.  Таблица умножения с увеличением // Начальная школа.  – 2008. - №7. – С. 35 – 37.

     Гайдина Л.И.  Таблица умножения с увеличением // Начальная школа. – 2008. - №11. – С. 73 – 77.

     Галкина Р.С. Таблица умножения достойна умножения // Начальная школа. – 2002. - №10. –С. 89.

     Зиновьева П.М., Коробкова Л.П. Математика: Краткий теоретический курс для учителей начальных классов. Часть 2. –Саратов: Издательство 2008. – 76 с.

     Истомина  Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2002. – 288с.

     Истомина  Н.Б. Формирование навыков табличного умножения и деления // Начальная школа. – 1983. -  №10. – С. 45 – 48.

     Казакова  М.А. К вопросу об изучении умножения в начальном курсе математики // Начальная школа. – 2006. - №8. – С. 68 – 71.

     Клецкина  А.А. Формирование навыков табличного умножения // Начальная школа. – 2001. - №9. – С. 78 – 82.

     Клименченко Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков // Начальная школа. – 1989. - № 10/11. – С. 62 – 66.

     Кравченко Н.Б. Особенности изучения табличного умножения и деления в разных программах обучения математике // Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 17 – 22.

     Купчик  Л.С. Элементы занимательности при отработке навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления // Начальная школа. – 1991. - №10. – С. 37 – 40.

     Мажуга  Г. Учимся умножать // Начальная школа: прил. к газете 1 сентября. – 2002. – №40. - С. 3.

Информация о работе Табличные случаи умножения и деления