Задача транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь и в аналогичных терминах (“линейное программирование, динамическое программирование” и т.п.) обязано отчасти историческому недоразумению, отчасти неточному переводу с английского.

Содержание

Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Постановка классической транспортной задачи
Способы составления первого допустимого плана перевозок
Способ северо-западного угла
Способ наименьшего элемента в матрице
Способ двойного предпочтения
Способ аппроксимации Фогеля
Решение транспортных задач, имеющих некоторые дополнительные условия
Задача с распределением резерва (спрос не равен предложению)
Запрещение корреспонденции
Обязательная (директивная) корреспонденция
Открытая модель распределительного метода
Признаки наличия альтернативных решений в различных способах распределительного метода
Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Усложнённая задача перевозки разнородной продукции
Транспортная задача по критерию времени
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему траспортная задача.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Таблица 16

Пункт отправления

Пункт назначения

 B1

 B2

 B3

 B4

 A 1

 30

 

 

 

 

 

 

 A2

 8*

 24* 22**

 

 

 

 

 A3

 

 
 

 32

 8

 A4

 

 

 20

 

 

 

 

Прежде  чем сформулировать критерий оптимальности, проанализируем задачу. Очевидно, что  срок доставки всей продукции определяется самой продолжительной перевозкой. Чтобы его уменьшить, необходимо сократить время самой продолжительной  из выполняемых перевозок. Из этого  следует, что использование в  качестве критерия оптимальности линейной формы

                                             T = t ijxij                                                          (23)

не  даст нужного результата: решение, для которого величина Т достигает минимального значения, как, правило, не будет оптимальным по времени. В табл. 17 представлен план перевозок, оптимальный по минимуму линейной формы Т. Все перевозки по этому плану будут выполнены за 8 ч. при Т = 370 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 17

Пункт отправления

Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т

 B1

 B2

 B3

 B4

 2

 8

 5

 3

 A1

 0

 3

 8

10

 6

 3

20

 30

 A2

 -4

 2

 4

30

 1

20

 7

 50

 A3

 0

 2

20

 9

 5

 10

 4

 30

Потребность в грузе, т

 20

 40

 30

 20

 110

 

В табл. 18 показан другой план этой задачи, по которому значение линейной формы несколько больше - Т = 380 ч (план по критерию Т не оптимален, так как tij < ui + vj), но все перевозки выполняются за 5 ч.

 

Таблица 18

Пункт отправления

Потенциалы

Пункт назначения

Наличие груза, т

 B1

 B2

 B3

 B4

 3

 9

 6

 3

 A1

 0

 3

10

 8

 6

 3

20

 30

 A2

 -5

 2

 4

40

 1

10

 7

 50

 A3

 -1

 2

10

 9

 5

20

 4

 30

Потребность в грузе, т

 20

 40

 30

 20

 110

 

Итак, поскольку в задаче лимитирующей является наиболее длительная перевозка, лучшим будет считать план, у которого самая длительная перевозка имеет  наименьшую длительность.

Обозначим через xij количество груза, планируемого к отправке из пункта A в пункт B. Тогда при выбранном критерии оптимальности задача формируется следующим образом: определить набор чисел xij (план перевозок), для которого время t (X) наиболее продолжительной перевозки

                                         t ( X) = max tij для xij > 0                                                    (24)

достигает минимума при условиях

                                           xij = bj, j = 1, 2, …, n;                                                    (25)

                                           xij = ai, i= 1, 2, …, m;                                                    (26)

                                         xij > 0, i= 1, 2, …, m; j = 1, 2, …, n.                                (27)

Выражение (24) означает наибольшее из времен запланированных  перевозок.

Так как t (X) - нелинейная функция своих переменных xij, то модель (24) - (27) не является задачей линейного программирования. Это задача на минимакс, и решить её методами линейного программирования нельзя. Вместе с тем решение задачи можно свести к последовательному решению одним из способов распределительного метода (методом потенциалов) серии обычных транспортных задач, где оптимальное решение предыдущей задачи служит исходным планом последующей задачи. Процедура вычислений складывается из следующих шагов.

 

1.Составить матрицу условий так, как это делают при решении обычной транспортной задачи.

2. Найти методом потенциалов план, у которого линейная форма

tij xij достигает минимального значения.

3. Определить  max tij (наибольшее из времён) запланированных перевозок (где xij >0).

4. Во  всех клетках матрицы, где tij = max t`ij, заменить на число M = .

5. Отыскать  для изменённой матрицы решение, при котором линейная форма tij xij достигает минимума. Если в полученном решении

xij > 0 расположены только в клетках, где tij < М, то снова находим mах t``ij и повторяем шаги 4 и 5. Если же в полученном решении имеется хотя бы один xij > 0, расположенный в клетке с tij = М, то оптимальным по критерию (24) будет предыдущее решение.

Очевидно, что после конечного числа  повторений шагов 3, 4 и 5 будет получено оптимальное решение, т.е. такой план перевозок, по которому грузы всем потребителям будут доставлены за возможно короткое время.

Поясним процесс вычислений на конкретном примере. В табл. 30 приведена матрица условий задачи. В правом верхнем углу клеток записано время движения автомобилей между соответствующими пунктами в часах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 19

Пункт отправления

Пункт назначения

Наличие груза, т

 B1

 B2

 B3

 B4

 A1

 10

 5

 7

 12

 50

 A2

 4

 1

 2

 8

 60

 A3

 6

 2

 3

 10

 20

 A4

 10

 9

 8

 15

 20

Потребность в грузе, т

 30

 20

 50

 50

 150

Информация о работе Задача транспорта