Задача транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь и в аналогичных терминах (“линейное программирование, динамическое программирование” и т.п.) обязано отчасти историческому недоразумению, отчасти неточному переводу с английского.

Содержание

Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Постановка классической транспортной задачи
Способы составления первого допустимого плана перевозок
Способ северо-западного угла
Способ наименьшего элемента в матрице
Способ двойного предпочтения
Способ аппроксимации Фогеля
Решение транспортных задач, имеющих некоторые дополнительные условия
Задача с распределением резерва (спрос не равен предложению)
Запрещение корреспонденции
Обязательная (директивная) корреспонденция
Открытая модель распределительного метода
Признаки наличия альтернативных решений в различных способах распределительного метода
Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Усложнённая задача перевозки разнородной продукции
Транспортная задача по критерию времени
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему траспортная задача.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

 

Обозначим через хij количество тонн груза, предназначенного к отправке из пункта Аi в пункт Вj. Тогда количество груза, планируемое к доставке в пункт Вj из всех пунктов отправления, составит

х1j + х2j +…+ xmj = Хij .                                                       (1)

Так как  потребность пункта назначения Вj составляет bj, то при планировании перевозок должно соблюдаться равенство

Xij = bj .

Сказанное справедливо для любого пункта Вj. Поэтому получаем n уравнений

                                                 (2)

С другой стороны, общее количество груза, отправляемого  из пункта Аi во все пункты назначения Вj составит

 хi1i2+...+xin= Х ij.  (3)

По условиям задачи эта сумма должна быть равна  количеству груза в пункте равно Аi, т.е.

Х ij=ai .

Так как  приведённое рассуждение относится  к любому пункту отправления, имеем m уравнений

(4)

 

Более компактно уравнения (1) - (4) можно записать следующим образом:

Х ij= bj, j = 1, 2, …, n;                                                        (5)

Х ij= ai, i = 1, 2, …, m;                                                       (6)

P = 111x11 +112 x12+…+1ij xij +…+1mn xmn = lij X ij.                        (7)

Очевидно, что объем каждой поставки не может быть отрицательным числом, т.е.

                                               xij >0, i=1,2, ..., m; j=1,2,..., n.                                      (8)

Таким образом, в математической форме транспортная задача формулируется следующим  образом: определить значения переменных xij минимизирующих линейную форму

 lij X ij, j = 1, 2, …, n, i = 1, 2, …, m  (9)

при условиях

X ij= bj, j = 1, 2, …, n;                                      (10)

Xij= ai, i = 1, 2, …, m;                                       (11)

                                                  xij>0, i =1, 2, ..., m; j=1, 2,..., n.                            (12)

Соблюдение  равенства (10) обеспечивает полное удовлетворение запросов всех потребителей. Уравнения (11) гарантируют полный вывоз из пунктов отправления, а уравнения (9) - неотрицательность переменных. Для совместности системы уравнений (9 - 12) необходимо, чтобы

                                                   ai = bj .                                                        (13)

Равенство (13) является не только необходимым, но и достаточным условием для совместности системы уравнений (9 – 12).

Поскольку уравнения (10 - 12) содержат неизвестные только в первой степени, а показатель Lij в формуле (9) не зависит от xij, сформулированная задача является задачей линейного программирования. Формулировка задачи, в которой спрос и предложение равны, получила название закрытой модели.

Модель  транспортной задачи имеет следующие  особенности:

1. Модель выражается неопределённой системой линейных уравнений и, следовательно, имеет бесчисленное множество возможных решений.

2. Модель  совместна, т.е. имеет решение.

3. Элементами  матрицы системы являются единицы  и нули.

4. Система  является линейно-зависимой, так  как любое её уравнение можно  представить в виде линейной  комбинации остальных уравнений.

5. Число  линейно независимых уравнений  всегда на одно меньше общего  количества уравнений в системе,  так как без любого одного  уравнения каждое оставшееся  уравнение нельзя представить  как линейную комбинацию из  других уравнений. Следовательно,  базис системы равен количеству  уравнений минус единица.

6. Целевая  функция выражается линейной  формой. Матрица целевой функции  — это матрица-строка, элементами  которой могут быть расстояния, время или стоимость перевозки.

Для решения  транспортной задачи разработаны специальные  методы, позволяющие из бесчисленного  множества решений найти оптимальное. Одним из таких методов является распределительный, имеющий несколько  разновидностей, которые отличаются в основном способом выявления оптимального решения.

Общая схема метода следующая. Вначале  составляют допустимый исходный план задачи, который затем исследуется  на оптимальность. Если при проверке окажется, что составленный план оптимален, то решение закончено. В противном  случае при помощи специального приёма осуществляется переход к новому, лучшему плану. Этот план снова исследуется на оптимальность и в случае неоптимальности опять улучшается. Указанный процесс вычислений повторяется до получения оптимального решения.

Разновидности распределительного метода отличаются в основном способом выявления оптимального решения.

 

8. Способы составления первого допустимого плана перевозок

В основе математических методов, применяемых  при решении транспортных задач, лежит принцип последовательного  улучшения плана, когда на первом этапе определяется первоначальное допустимое решение, т.е. план, удовлетворяющий  условиям задачи, а затем этот план проверяется на оптимальность, если необходимо, улучшается; полученный новый  план сначала проверяется на оптимальность  и т.д. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет получено оптимальное решение. От того, насколько  эффективно составлено распределение  перевозок в начальном плане, насколько близко начальное решение  к оптимальному, зависит количество промежуточных итераций, необходимых  для достижения оптимального решения.

Таблица 2

Cуточное производство и потребность

в кирпиче, т

Расстояние от перевозки, км

Завод

Объём произ-

водства

Строитель-ные

площадки

Потребность в кирпиче

Завод

B1

B2

B3

B4

B5

A1

A2

A3

A4

100

300

75

125

B1

B2

B3

B4

B5

25

150

100

175

150

A1

A2

A3

A4

15

15

10

6

12

22

5

13

16

22

17

18

21

14

6

22

18

12

10

18

Первоначальное распределение  перевозок может быть получено несколькими  способами. Рассмотрим на конкретном примере  сущность и эффективность некоторых  из них. От четырех кирпичных заводов  кирпич автомобильным транспортом  доставляется на пять строительных площадок. Необходимо определить план перевозок  кирпича, при котором объем транспортной работы будет минимальной. Исходные данные задачи приведены в табл. 2.

 

9. Способ северо-западного угла

Построение допустимого плана  этим способом начинается с верхней  левой клетки и заканчивается  в нижней правой клетке матрицы. В  клетки заносят максимально возможную  поставку, учитывая соотношение ресурсов поставщика и спрос потребителя. Груз первого поставщика распределяется так, что вначале удовлетворяются потребности первого потребителя, затем второго и так до полного распределения всего объема грузов данного поставщика. Затем переходят к распределению грузов второго поставщика и так до полного распределения объема грузов всех поставщиков. Если спрос какого-либо потребителя превышает количество груза у поставщика, то недостающий спрос удовлетворяется за счет следующего поставщика, т.е. расчет в этом случае ведется по столбцу. Допустимый план перевозки кирпича на строительные площадки, составленный способом северо-западного угла, приведен в табл. 3. В плане полностью соблюдается условие по ввозу и вывозу кирпича, количество заполненных клеток соответствует m + n - 1. Суммарная транспортная работа по плану распределения, составленному способом северо-западного угла, будет

L( x ) = 15 • 25 +12 • 75 +22 • 75 +22 • 100+14 • 125+ 6 • 50 + 10 • 25+ 18• 125 = 9675т• км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Завод

Строительная площадка

Объём производства, т

 B1

 B2

 B3

 B4

B5

 A1

15 25

12 75

16

 21

18

100

 A2

15

22 75

22 100

14 125

12

300

 A3

10

5

17

6

50

10

25

75

 A4

6

13

18

22

18 125

125

Потребность в кирпиче, т

25

150

100

175

150

600

Информация о работе Задача транспорта