Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат

Описание работы

Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

Содержание

1. Область применения.................................................................................................. 4

2.Нормативные ссылки............................................................................................................... 4

3.Общие положения.................................................................................................................... 5

4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой...................................................................... ............................ 6

5.Гигиенические требования к организации урока физкультуры ............................................7

6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................ ......................................... 9

7.Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы......................................... 11

3.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием........................................ 12

9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного режима школьников ................................................................ ........ 13

Работа содержит 1 файл

gigiena.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      Министерство  здравоохранения Республики Беларусь

 
 
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. начальника по науке Главного управления кадровой политики, учебных заведений и науки ________Н.И.Доста 2000г.  

    УТВЕРЖДАЮ

Зам. министра здравоохранения  Республики Беларусь, Главный государственный санитарный врач ___________В.П.Филонов

13 ноября 2000r.

№122-0010 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНИКОВ

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Минск - 2000

 

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Область  применения..................................................................................................             4

    2.Нормативные  ссылки............................................................................................................... 4

    3.Общие  положения.................................................................................................................... 5

    4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой......................................................................                                     ............................ 6

    5.Гигиенические  требования к организации урока  физкультуры ............................................7

    6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................                                                   ......................................... 9

    7.Оценка  эффективности физкультурно-оздоровительной  работы......................................... 11

    3.Медико-педагогический  контроль за физическим воспитанием........................................ 12

    9. Контроль  санитарно-эпидемиологической службы  за организацией двигательного режима школьников ................................................................                                                ........ 13

    I

    Приложение 1...................................................... .......................................... 15

    Приложение 2................................................................................................ 15

    Приложение 3................................................................................................ 16 

    Приложение 4................................................................................................ 17 

    Приложение.5................................................................................................. 19

 

           Основное  учреждение разработчик - Научно-исследовательский  институт санитарии и    гигиены (директор доктор мед. наук, профессор Соколов С.М.).

     
    Учреждения-соисполнители:

    -    Белорусский   ордена  трудового   Красного   Знамени   государственный   институт усовершенствования врачей;

    -    Республиканский  центр физического  воспитания и спорта  учащихся и студентов  Министерства образования Республики Беларусь; Республиканский диспансер спортивной медицины.

     
    Составители документа, телефоны:

    Н.Ф. Фарино, Т.В.Крамарекко, Н.А.Грекова (БелНИСГИ, т. 232-82-49);

    Л.И.Матуш (БелГИУВ, т. 240-70-14);

    В.С.Овчаров, (РЦФВиС, т. 223-71-10)

    Н.Т.Лебедева (РДСМ, 223-52-10)

    Рецензенты:

    Доцент кафедры гигиены детей и подростков МГМИ, к.м.н. Лабодаева Ж.П.;

    Зав. лабораторией комплексных исследований в гигиене  труда НИИ санитарии и

    гигиены, к.м.н. Клебанов Р.Д.;

    Зав. отделом  гигиены детей и подростков Минского городского ЦГЭ Жихарь В.И.

     
           Ответственный за издание: заместитель директора НИИ санитарии и гигиены по научной работе И. А.3астенская

     
     
     
          АННОТАЦИЯ

            Настоящий документ устанавливает общие принципы и  унифицирует методические подходы к гигиеническому контролю за организацией двигательного режима школьников в целях сохранения и формирования здоровья.

     
     
     
     
     
           Методические  указания  утверждены  Министерством  здравоохранения  Республики Беларусь в качестве официального документа.

 

           

    1. Область применения

          Методические  указания определяют систему организации  государственного Санитарного надзора за двигательным режимом школьников с разным уровнем здоровья в различных типах учебных заведений (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи), оценку эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

          Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний 
    медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

    2. Нормативные ссылки

    2.1.        Закон   Республики   Беларусь   о   физической   культуре   и   спорте,   принятый Верховным Советом РБ 18.06.93 г.

    2.2. Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно- 
    воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. СанПиН №14-46-96.

    2.3.      Санитарные правила и нормы  организации обучения детей шестилетнего  возраста.

       СанПиН  №12-79-98. 2.4         Методические   рекомендации   «Физическое   воспитание   детей   и   подростков, имеющих отклонения в  состоянии здоровья»  (издание второе,  переработанное  и дополненное).-Минск, 1998. 2.5.        Методические рекомендации «Гигиеническая норма двигательной  активности детей и подростков 5-18 лет», - М, 1984.

    2.6.        Методические   рекомендации   «Повышение   оздоровительной   направленности физического воспитания младших школьников (6-10 лет)». - Минск, 1992.

    2.7.        Методические рекомендации «Врачебный  контроль за нагрузкой учащихся  на уроках физической культуры в общеобразовательных школах». - М, 1984г.

    2.8.        Методические рекомендации «Врачебный  контроль за влиянием на организм  школьников 10-15 лет физических нагрузок, развивающих выносливость». - М, 1987 г.

    2.9.      Методические рекомендации «Использование физической культуры и спорта для подростков в оздоровительных целях». - М, 1986.

    2.10.      Образовательный    стандарт    РД    РБ    02100.2.025-98    «ОБЩЕЕ    СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

    2.11.      Программа   по    физической    культуре    для    учащихся    начальных   классов общеобразовательных школ (Минск, 1999).

    2.12.      Программа по физической культуре  для учащихся для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ (Минск, 1998).

    2.13.      Программы   12-летней   общеобразовательной   школы   (подготовительный.   1-3 классы, Минск, 2000).

 

    3. Общие положения

    3.1. Двигательная нагрузка - наиболее  управляемый фактор внешней среды,  влияние которого должно быть  направлено на оздоровление и  стимулирование развития физиологических  систем растущего организма. Обязательным условием рационально построенного двигательного режима является качественное разнообразие движений, сбалансированное в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями растущего организма.

    3.2. Биологическая потребность в движениях (гигиеническая норма) реализуется 
посредством ежедневной двигательной активности учащихся. Объем ежедневной и недельной двигательной активности должен обеспечиваться комплексом мероприятий в соответствии с возрастными особенностями учащихся (Приложения 1, 2).

    3.3.    Двигательный     режим     школьников     должен     обеспечиваться     системой 
взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях организационных форм физического воспитания, которая включает в себя: 
          уроки физической культуры;

         физкультурно-оздоровительные мероприятия  в режиме школьного дня; 
внеклассные формы занятий физической культурой и спортом; 
внешкольную спортивно-массовую работу;

    самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и парках.

    3.4. Уроки физической культуры обеспечивают  педагогический и гигиенический  минимум разносторонних образовательно-воспитательных воздействий и двигательной активности, необходимых для решения образовательных и воспитательных задач, формирования потребности в систематическом использовании движений для сохранения здоровья учащихся.

    3.5. Гимнастика до уроков способствует  повышению функционального уровня 
организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое 
включение школьников в активную работу, облегчает удержание правильной позы за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

    3.6.  Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный 
отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока.

    3.7. Подвижные перемены, ежедневный  двигательный отдых на удлиненных  переменах и в группах продленного дня обеспечивают детям проявление необходимой для правильного развития растущего организма двигательной деятельности, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при приготовлении домашних заданий.

    3.8.     Внеклассные формы физического  воспитания: кружки физической культуры,

    и спортивные секции, группы общей физической подготовки и др. способствуют привлечению  школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом их интересов и желаний,   повышению   двигательной   активности  и  уровня   физической   подготовленности учащихся, содействуют совершенствованию приобретенных на уроках умений и навыков.

    3.9. Общешкольные физкультурно-массовые  и спортивные мероприятия - дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы, физкультурные праздники стимулируют интерес к физической культуре и спорту, приобщают школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, являются активным отдыхом, воспитывают морально-волевые качества учащихся.

    3.10. Дни (праздники) здоровья являются  итогом учебно-воспитательной работы  за учебную четверть, полугодие, год. Их содержание отражается в сценариях, определяющих оформление    места    проведения    праздника,    подготовку    костюмов    и    спортинвентаря. Целесообразно использовать опыт проведения «спартианских» игр, девиз которых «Красота действий и поступков дороже успеха».

          3.11. Эффективность  двигательного режима достигается  рациональным сочетанием 
уроков физической культуры с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного и продленного дня; широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму; внедрением физических упражнений в повседневную жизнь школьников; медико-педагогическим контролем за организацией физического воспитания с оценкой эффективности физкультурно-оздоровительной работы; проведением необходимых коррекционных мероприятий.

Информация о работе Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников