Современная семья и ее социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:56, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………...5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Лаб. работа. - копия.docx

— 504.72 Кб (Скачать)

     - международные акты в области  охраны  семьи   и  семейной  политики;

     - Конституция РФ, конституционные  и федеральные законы;

     - Законы субъектов Федерации;

     - указы, постановления местной власти.

     Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.

     Всеобщая  декларация прав человека принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая  в качестве основных принципов закона и общества права и свободы  человека.

     Международный пакт об экономических,  социальных  и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических,  социальных  и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.

     Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин. Принята и  открыта для подписания, ратификации  и присоединения резолюцией Генеральной  Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия  женщин.

     Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности  защиты  прав ребенка всеми странами участниками.

     Венская декларация  и  Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принята на Всемирной конференции  по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, провозгласила программу действий в области укрепления  и , таким образом, поощрения более полного соблюдения прав человека справедливым  и сбалансированным образом.

     А так же исходя из Пекинской декларации  и  Платформы действий четвертой  Всемирной конференции по положению  женщин, Международной организации  труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН  и  других международных организаций.

     Исходя  из анализа данных документов, можно  отметить, что все субъекты семейных отношений в международном плане  достаточно защищены, согласно перечисленным  нормативным актам обеспечивается благополучие  семьи   и  всех  ее  членов как во внутрисемейной сфере, так  и  вне  ее  - в отношениях с государством  и обществом. Однако данные документы носят больше рекомендательный характер, присоединение России к этим документам еще не означает создание адекватной семейной политики. С другой стороны данные документы создают фундамент в регулировании семейной политики.

     Исследование  международных источников права  позволило выделить  и  ряд  принципов, которые следует учитывать, решая вопросы предоставления  социального  обеспечения  семьям  с детьми. В основном, российское законодательство, регулирующее эту  сферу отношений, им соответствует.

     Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства  и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет, предусмотренная ст. 7  и 38 Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.)  и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства.

     В настоящее время конституционный принцип  защиты   семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ  и   ее  субъектов, включая не только семейное законодательство, но  и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном  обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство  и т. д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы  защиты  интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства России.

     Комплексным актом, в котором наряду с другими  нормами содержатся нормы, относящиеся  к праву  социального  обеспечения  семьи , являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006).

     Основы  закрепляют понятие охраны здоровья граждан  и   ее  важнейшие  принципы, права граждан в области  охраны здоровья. Впервые, в источнике  права такого высокого уровня нашло  конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики  субъектов – его носителей. В  частности, в нем отдельно предусмотрены  права на охрану здоровья  семьи , беременных женщин  и матерей.

     Право  социального  обеспечения России – одна из немногих отраслей права, не имеющих кодифицированного нормативного акта.

     Важное  значение в реализации прав ребенка имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004), однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией  и  субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения.

     В частности, в его новой редакции установление государственных минимальных  социальных  стандартов основных показателей  качества жизни детей передано на уровень субъектов федерации; в  Законе практически не закреплены гарантии прав детей в области  социального  обеспечения.

     Отраслевые  федеральные законы, касающиеся  социального  обеспечения  семьи   и  детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.

     1. Федеральные   законы,   устанавливающие   порядок    и    условия  предоставления того или иного  вида  социального  обеспечения  в отношении всех граждан, в  том числе детей. Это, в первую  очередь, законы, регулирующие пенсионное  обеспечение. Согласно Федеральному  закону от 17 декабря 2001 г. «О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации» устанавливаются пенсии  по случаю потери кормильца  детям, отнесенным к числу нетрудоспособных  членов  семьи  умершего кормильца;  размеры пенсий по старости  и  инвалидности определяются  также с учетом нетрудоспособных  членов  семьи , в том числе детей. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) регулирует установление  социальных  пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений  социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям  с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах  социального  обслуживания населения в Российской Федерации».

     2. Федеральные  законы,  согласно  которым   социальное   обеспечение,  меры  социальной  поддержки предоставляются  определенным категориям граждан,  в том числе детям (Законы  РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»  от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.08.2004), «О вынужденных  переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред.  от 22.08.2004)  и  др.).

     Так, в соответствии с Федеральным  законом «О  социальной   защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 02.02.2006) увеличивается  на 100 % размер пособий на детей, предоставляется  бесплатное питание для детей  до трех лет с молочной кухни (при  ее  отсутствии выплачивается ежемесячная  денежная компенсация).

     Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на  социальное  обеспечение, закреплен в Федеральном  законе о «О  социальной   защите  инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).

     3. Федеральные    законы,    регулирующие    вопросы    социального  обеспечения только  в связи с материнством  и   детством. Например, Федеральный закон  «Об основах системы профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних» от 24.06.1999 №  120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) устанавливает  основы правового регулирования  отношений, возникающих в связи  с деятельностью по профилактике  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних, в том числе  предоставления услуг учреждениями  социального  обслуживания, которые  в силу данного закона входят в систему профилактики.

     Сюда  же относятся Федеральный закон  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 22.12.2005), а также вступивший в  силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон  от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах  государственной поддержки  семей , имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:

     а) пособие по беременности  и  родам;

     б) единовременное    пособие    женщинам,    вставшим    на    учет    в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности;

     в) единовременное пособие при рождении ребенка;

     г) единовременное  пособие  при  передаче  ребенка  на  воспитание  в  семью;

     д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

     Государственные пособия назначаются  и  выплачиваются  следующим гражданам Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации; постоянно проживающим  на территории Российской Федерации  иностранным гражданам и лицам  без гражданства, а также беженцам; временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному  социальному  страхованию  иностранные граждане и лица без  гражданства.

     Государство вводит ограничение на категории  граждан получающих пособия, так  пособия лишаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане  и  лица без гражданства, дети которых  находятся на полном государственном  обеспечении, граждане Российской Федерации, иностранные граждане  и  лица без гражданства, лишенные родительских прав, граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

     Весьма  существенно, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 23.03.2007) , эти пособия не подлежат налогообложению [3; С. 487]. Тем не менее, с точки зрения прожиточного минимума эти меры не достаточны для нормального и полного обеспечения матери  и новорожденного. 

     Вопросы  социального  обеспечения  семей  с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных актов, которые регламентируют  социальное  обеспечение как  семей  с детьми, так  и  других категорий граждан, причем в большей степени это  характерно для нормативных правовых актов, издаваемых Российской Федерацией. Так, законодательством о труде, в частности Трудовой кодекс РФ (в ред. от 30.12.2006) [7; С. 764] в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей в виде предоставления женщинам отпусков по беременности  и  родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней. Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы  и командировки. Законом запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей.

     Нормы, направленные на  защиту  прав  и  законных интересов детей, других членов  семьи, содержатся в гражданском и жилищном законодательстве: например, о сохранении жилого помещения за детьми, утратившими попечение родителей, на все время пребывания в воспитательном учреждении.

     Жилищным  кодексом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005) предусмотрено, что  жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих  совершеннолетних членов  семьи , а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

     Необходимо  учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют  законное право на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное  отсутствие нанимателя жилого помещения  по договору  социального  найма, кого-либо из проживающих совместно  с ним членов его  семьи  или  всех этих граждан, не влечет за собой  изменение их прав  и  обязанностей по договору  социального  найма.

     Согласно  п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении  которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право  собственности на жилое помещение  или право пользования жилым  помещением, а также сохраняет  имущественные права, основанные на факте родства с родителями и  другими родственниками, в том  числе право на получение наследства.

     Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении  «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г. № 8 (ред. от 25 октября 1996 г.) указал следующее: «Учитывая, что в соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов» [30; С. 45].

Информация о работе Современная семья и ее социальная защита