Современная семья и ее социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:56, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………...5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Лаб. работа. - копия.docx

— 504.72 Кб (Скачать)

     3) оказание   смешанной   (срочной   и   долговременной)    социальной  помощи, которую выполняет, например, геронтологический центр «Жарки»  для пожилых людей или  социальная  гостиница «Родник».

     Специфика оказания  социальной  помощи населению  в системе  социальной   защиты  в ситуации  социального  кризиса  заключается в следующем: во-первых,  социальная   защита  – это  разветвленная комплексная сеть услуг  социального  характера; во-вторых,  социальная   защита  оказывает  услуги бесплатно малообеспеченным гражданам; в-третьих,  социальная   защита  как самодостаточная структура, но в тесном взаимодействии со смежниками, оказывающая адресную  социальную  помощь; в-четвертых,  социальная   защита  обладает уникальными кризисными технологиями, которыми не обладает ни одно ведомство в отдельности.

     Так, например, система диагностики  и  оценки кризисной ситуации, разработка индивидуальных, семейных  и  групповых  программ профилактики  и  реабилитации детей,  семей   и  одиноко проживающих граждан, консультирование населения, релаксация (восстановление энергетических ресурсов человека), тренинги, группы взаимодоверия, взаимоподдержки  и взаимопомощи, реабилитационные  и культурно - досуговые мероприятия и многое другое.

     Во  всех случаях  социальная   защита  исходит из трех принципов:

     1) адресность; 2) комплексность; 3) учет специфики кризиса клиента: его глубина, острота, длительность протекания, характерные черты.

       Социальная   защита  также  учитывает тот факт, что человек  – это субъект городского сообщества  и  носитель тех кризисных  явлений, которые оно испытывает.

     Находясь  в структуре городского сообщества  и  выполняя функции по регулированию  кризисных явлений,  социальная   защита  населения занимает одно из ведущих мест. По крайней мере, так сложилась ситуация в настоящее  время. Безусловно, находясь в системе  муниципальных учреждений города,  социальная   защита  оказывает  адресную социальную помощь гражданам, находящимся в кризисной ситуации. Как механизм регулирования кризисов городского сообщества,  социальная   защита  выполняет несколько специфических  функций,  и  видимо, в обозримом  будущем эта практика будет продолжена:

     1) оказание   превентивных   мер,   включая   пропаганду   достигнутых  результатов, положительного опыта,  а также проведение социальной  политики в пределах своей  компетенции;

     2) выявление нуждающихся граждан  в социальной помощи, диагностика  их проблем;

     3) оказание адресной социальной помощи;

     4) анализ  социально - демографической   ситуации  в  городе,  изучение  потребностей в услугах социального  характера и их реклама;

     5) оказание   помощи   в   момент   кризиса  и  после   его   преодоления, включение  граждан в активную жизнь социума  или оказание требуемых услуг  в зависимости от состояния  здоровья и жизненного кризиса;

     6) накопление   базы   данных   по   социальным   кризисам,   а   также достигнутом положительном  опыте по их предупреждению, разрешению  и снятию кризисных последствий;

     7) внедрение  отечественных   и  зарубежных  научных  достижений  в области управления социальными  кризисами и оказанию адресной  социальной помощи.

     Таким образом, социальная ситуация в обществе существенно не изменилась. Эффективность  ряда направлений  социальной   защиты  (выплата пособий на детей, финансирование программ занятости  и  др.) достигла критического уровня; они перестали оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп  населения, которым были адресованы.

     На  основании проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

     Существенной  проблемой до настоящего времени  продолжает оставаться незавершенность  системы актов законодательной  и  исполнительной власти, а также  создания единых организационных структур управления системой  социальной   защиты  населения на муниципальном уровне. 

          В настоящее время  социальная   защита  населения (СЗН) формируется по фрагментарно - эклектическому принципу.

     СЗН не имеет адекватного теоретико - методологического обоснования на местном уровне.

     Отсутствует система концептуальных подходов к  формированию механизма организации  и  функционирования системы СЗН, организационно-правового, морально-этического и экономического обеспечения дальнейшего  развития.

     СЗН представляет собой систему реактивного  типа, тогда как необходим переход  к прогностическому, опережающему  ее  построению  и  функционированию с учетом многовариантного изменения  и  развития факторов как внешней, так  и  внутренней природы на международном, национальном  и  региональном уровнях.

     Система СЗН обладает недостаточной адаптивностью  к внешним  и  внутренним изменениям, не минимизирует общественные издержки, не учитывает широкого спектра изменений  на всех уровнях (от мирового до регионального)  социально-экономических  отношений, влияющих на определение контингента  населения, нуждающегося в  защите.

     3.3. Меры социальной  поддержки семей,  имеющих детей.

                    

Наименование  пособий  Размер пособий  Категории граждан
Пособие по беременности и родам В размере среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам

В размере 438 руб.

Право имеют женщины, подлежащие обязательному  социальному  страхованию;

Право имеют женщины, уволенные в связи с ликвидацией  организаций, прекращением физическими  лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в  связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья  профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной  регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном  порядке безработными

Право имеют женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях  начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования  и учреждениях послевузовского  профессионального образования;

Право имеют женщины, проходяще военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Единовременное  пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности 438  руб. Право имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности.
Единовременное  пособие при рождении  ребенка 11 703 руб. Право имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Единовременное  пособие при передаче  ребенка  на воспитание в  семью 11 703 руб. Право имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, если родители  ребенка  неизвестны, умерли, объявлены  умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно  отсутствующими, недееспособными (ограниченно  дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать  ребенка , отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; находятся в местах содержания под стражей, уклоняются от воспитания  детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего  ребенка из воспитательных или лечебных учреждений.
Ежемесячное пособие по уходу за  ребенком  (до достижения им возраста 1,5 лет со дня предоставления отпуска по уходу  за  ребенком ) 40% от среднего  заработка по месту работы  за последние 12 календарных месяцев,  предшествовавших месяцу наступления  отпуска по уходу за  ребенком Право имеют:

-             матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие  уход за  ребенком , подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за  ребенком ;

-             матери, проходящие военную службу  по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве  лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел,  Государственной противопожарной  службы, сотрудников учреждений  и органов уголовно-исполнительной  системы, органов по контролю  за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, таможенных  органов и находящиеся в отпуске  по уходу за ребенком;

-             матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие  уход за ребенком, из числа  гражданского персонала воинских  формирований Российской Федерации,  находящихся на территориях иностранных  государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

-           матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие  уход за  ребенком , уволенные в период отпуска по уходу за  ребенком  в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за  ребенком  в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

Ежемесячное пособие по уходу за  ребенком 2194 руб. по уходу  за первым  ребенком  и 4388 руб.  по уходу за вторым и последующими  детьми        матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

-             матери либо отцы, опекуны, фактически  осуществляющие уход за  ребенком  и не подлежащие обязательному   социальному  страхованию (в  том числе обучающиеся по очной  форме обучения в образовательных  учреждениях начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего профессионального образования  и учреждениях послевузовского  профессионального образования  и находящиеся в отпуске по уходу за  ребенком );

-           другие родственники, фактически  осуществляющие уход за  ребенком  и не подлежащие обязательному   социальному  страхованию, в  случае, если мать и (или) отец  умерли, объявлены умершими, лишены  родительских прав, ограничены в  родительских правах, признаны безвестно  отсутствующими, недееспособными (ограниченно  дееспособными), по состоянию здоровья  не могут лично воспитывать  и содержать  ребенка , отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания  детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего  ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений  социальной  защиты населения и других аналогичных учреждений.

Единовременное  пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 18 533 руб.  
Ежемесячное пособие на  ребенка  военнослужащего, проходящего военную службу по призыву   7 942 руб.  
 
 
 
 
 
 

3.4. Социальная поддержка  семей в Республике  Дагестан.

     

     Сегодня повышение эффективности  социальной   поддержки   детей , предупреждение и ослабление негативных тенденций в положении дагестанских  семей , особенно  семей   с   детьми , является одной из ключевых задач современной государственной социальной  политики, конечный результат которой заключается в обеспечении устойчивого общественного развития.  Социальная  защита  семьи   с   детьми, построенная на принципах адресности и дифференцированного подхода к различным категориям  семей с учетом конкретных факторов  социального риска, представляет собой важный элемент стабильности в обществе.

     Дагестан  все годы отличался от регионов Российской Федерации высоким уровнем рождаемости. Так, в 2010 году коэффициент рождаемости  в расчете на 1000 населения составил 18,5 промилле против 12,4 – в среднем  по Российской Федерации. Об этом РИА  «Дагестан» сообщили в министерстве труда и  социального  развития РД.

     В республике делается все возможное, чтобы создать родителям благоприятные  условия для достойного воспитания  детей.

     Особое  внимание органами  социальной  защиты населения  уделяется вопросам обеспечения  полноты и своевременности предоставления  мер   социальной   поддержки   семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В частности, более 30 тысячам неработающих матерей в 2010 году выплачено единовременное пособие при рождении  ребенка , 76 тысячам получателей – ежемесячное пособие по уходу за  ребенком  до достижения им возраста 1,5 лет, 332 тысячам получателей (на 609 тыс.  детей ) – ежемесячное пособие на  ребенка.

     Кроме того, в республике реализуются дополнительные  меры   социальной   поддержки   семей   с   детьми. В частности, только за 2010 год единовременные денежные выплаты при рождении  детей  осуществлены 1502  семьям, в том числе 1 048  семьям  при рождении пятого-девятого  ребенка (в размере по 10 тыс. рублей), 14  семьям  при рождении десятого и последующего  ребенка (в размере по 300 тыс. рублей),  438  семьям  – при рождении одновременно двух  детей (в размере по 20 тыс. рублей), 2  семьям  – при рождении одновременно трех  детей (в размере по 100 тыс. рублей).

     Выплаты  семьям  при рождении одновременно трех  детей, десятых и последующих  детей  осуществляются управлениями  социальной  защиты населения в  муниципальных образованиях, как  правило, в торжественной обстановке, с участием представителей министерства труда и  социального  развития Республики Дагестан, администраций  муниципальных образований и  средств массовой информации.

     Комиссия  при президенте Республики Дагестан по вопросам семьи, женщин и детей  под председательством Государственного секретаря РД Такибат Махмудовой затронула на первом в текущем году заседании ряд вопросов. В частности, о социальной поддержке молодых семей. Госсекретарь Дагестана напомнила, что в Послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 года приоритетом государственной социальной политики были обозначены вопросы материнства, поддержки семьи, стимулирования благоприятных условий для рождения и воспитания детей. Органами госвласти РД осуществляются меры для создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей, поддержки материнства и детства, помощи многодетным семьям.

     Одним из основных направлений работы органов социальной защиты населения республики является социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание им всего комплекса социальных услуг, проведение различных мероприятий, направленных на поддержание и улучшение здоровья, коррекцию их психологического состояния, и их материальная поддержка. Основной категорией семей, находящейся в трудной жизненной ситуации и нуждающейся в поддержке государства, являются малообеспеченные молодые семьи.

     Заместитель министра труда и социального  развития РД Макамагомед Джамаев доложил присутствующим, что в республике проживают более 330 тыс. семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, около 80 тыс. многодетных семей, более 35 тыс. семей, являющихся получателями пенсии по случаю потери кормильца, около 30 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов, более 17 тыс. одиноких матерей, более 6 тыс. опекунских семей.

     Как известно, в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки  семьям, имеющим детей, Указом президента РД от 31 мая 2007г. № 71 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» семьям при рождении пятого и каждого последующего ребенка  установлена единовременная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей, при рождении десятого и каждого последующего ребенка - в размере 300 тыс. рублей, при рождении одновременно двух детей - в размере 20 тыс. рублей, при рождении одновременно трех и более детей - 100 тыс. рублей.

     Получателями  единовременных денежных выплат за период с 2007 г. по 1 ноября 2010 г. стали 5 099 семей, в том числе 3 642 семьи - при рождении пятого и последующих детей, 42 семьи - при рождении десятого и последующих  детей, 1 401 семья - при рождении одновременно двух детей. Эти выплаты осуществляются управлениями социальной защиты населения  в муниципальных образованиях, как  правило, в торжественной обстановке, с участием представителей министерства труда и социального развития РД, администраций муниципальных  образований и СМИ.

Информация о работе Современная семья и ее социальная защита