Современная семья и ее социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:56, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………...5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Лаб. работа. - копия.docx

— 504.72 Кб (Скачать)

     В этих целях предусмотрено реализовать  первоочередные меры в области поддержки  семьи, детей и молодежи [14; С. 57], в том числе:

     - совершенствование  системы  государственных   социальных   гарантий поддержки благосостояния  семей  с детьми;

     - государственное  стимулирование  малого,  в  том  числе   семейного, предпринимательства,  различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей   и   семей , имеющих несовершеннолетних детей;

     - развитие новых форм  социальных  технологий поддержки  семьи , детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных , в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций,  социально-психологической адаптации к новым условиям;

     - стимулирование развития видов  добровольного страхования, особенно  детей  и  молодежи, направленных  на создание дополнительных возможностей  поддержки  семьи  на ответственных  этапах  ее  жизненного цикла;  реализация мер по обеспечению  устойчивости  и  надежности  страховых систем в выполнении  страховых обязательств;

     - увеличение в федеральном бюджете  целевых расходов на мероприятия  по  социальной  поддержке   семьи , женщин  и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;

     - повышение эффективности использования  выделяемых средств, в том числе  за счет объединения ранее  принятых программ в этой сфере,  концентрации усилий на наиболее  важных  и  приоритетных направлений  этих программ;

     - создание  внебюджетного  фонда   поддержки  материнства   и   детства, определение источников  его финансового пополнения  и   основных направлений расходования;

     - создание  благоприятных  условий   для  более  полного использования  возможностей негосударственного  сектора для решения проблем  улучшения положения  семьи, женщин, детей и молодежи;

     - закрепление  норм  по  обеспечению   жизненно  важных   социальных  гарантий  семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти  и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

     - совершенствование  законодательства  в  области   защиты   прав   и  интересов  семьи, женщин, детей и молодежи.

     В семейной политике заметно влияние  двух теорий: одна подчеркивает роль  социально-экономических  факторов в развитии  семьи , другая - роль конфликтов участников общественно - политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности.  Социально-экономическая   и демографическая среды обитания  семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих  семей , тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки  семьи  [23; С. 109]. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам  семьи  и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке  семьи . Политика, по определению Э. Гидденса – «это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении объекта политики -  семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата [23; С. 110].

     Анализ  отечественной  и  зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам  семьи  показывает, что семейная политика в разных государствах имеет  различные главные цели. В то время  как во Франции например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав  и возможностей мужчин  и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило «политику однодетной  семьи ». Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная  семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату [37; С. 134].

     В России  современная  семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер  по  защите  матери  и  ребенка  и направленного в сторону  комплексной деятельности государства  по поддержке института  семьи  в целом. В истории государственной семейной политики нашей страны можно выделить три этапа:

     1-й  этап (1917 - 1930 г), характеризующийся созданием  работающим женщинам условий  для сочетания материнства с  трудом в условиях общественного  производства. Для них были установлены  отпуск по беременности (1,5 мес. - 2 мес.), пособие по беременности, оплачиваемые перерывы на кормление  ребенка (1,3 перерыва по 20 мин.) в  течение рабочего дня, был запрещен  труд женщины в шахтах.

     2-й  этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся  ориентацией на высокую рождаемость  и многодетность. В 1940 - 1944 гг. был  принят закон о выплате пособий  многодетным матерям, начиная  с 4-го ребенка, установлены  специальные награды; в 1944 г.  введен статус матери-героини;  с 1944 г. были введены пособия  одиноким матерям; в 1936 г. запрещены  аборты; с 1939 г. увеличились алименты  на детей.

     3-й  этап (1970 – 1980 гг.), был ориентирован  на преодоление малообеспеченности семьи с детьми. В 1985 г. было принято постановление правительства № 235 по увеличению пособия на детей во всех семьях, благодаря которому выросли пособия на территориях, где рождаемость была низкой (Вологодская, Владимирская и др. обл.). В 1970 г. увеличилось пособие инвалидам, а к 1986 г. - пособие вдовам на детей (ежегодно около 40 тыс. мужчин в трудоспособном возрасте уходят из жизни). В результате неполных  семей в 1996 г. было 13,6 %, в 2003 г. их стало 20 - 25 % [28; С. 58].

     В 1985 г. был создан «алиментный фонд»  в собесах для выплат пособии  семьям, родители детей которых находятся в розыске.

     В 1981 г. увеличено пособие одиноким матерям. В 1987 г. появились положительные  результаты: в этом году была самая  высокая рождаемость в стране - 2,5 млн. граждан (в том числе в  РФ родилось 1600 тыс. детей).

     С началом 90-х гг. XX в. (период так называемых реформ) рождаемость резко падает: в год рождается примерно 800 - 900 тыс. младенцев. Вместе с тем возрастает младенческая смерть. По данным ВОЗ (Всемирной  организации здравоохранения), допускается 10 % детской смертности от количества новорожденных. В нашей стране этот порог был превышен [55; С. 255].

     Рубежным  документом по увеличению пособий  семьям  с детьми стало постановление  Верховного Совета РФ от 10 апреля 1990 г. № 1420 «О неотложных мерах по улучшению положения  семьи, женщин, охраны материнства». С этого момента начала формироваться структура управления семейной политикой. В Верховном Совете РФ был создан комитет по проблемам материнства и детства. Позже в Государственной думе  и Совете Федерации возникли комитеты по  семье   и детям. В 1990 г. при президенте РФ стала работать координационная комиссия по « семье , женщинам  и демографии». В настоящее время эта комиссия ликвидирована, теперь  она работает при Совете Федерации. Создаются центры  социального обслуживания  семьи в регионах страны. В настоящее время уже более 2 тыс.[30; С. 7].

     В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления  государственной семейной политики». В них дано определение государственной  семейной политики, которая является составной частью государственной  политики  и  представляет собой  целостную систему принципов, оценок  и  мер организационного, экономического, правового, научного, информационного  и  кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей.

     Основные  направления государственной семейной политики включают:

     а) обеспечение   условий   для   преодоления   негативных   тенденций бедности  и  стабилизации материального положения  семей , уменьшение бедности  и увеличение помощи малоимущим  семьям ;

     б) обеспечение работникам, имеющим  детей, благоприятных условий для  сочетания трудовой деятельности с  выполнением семейных обязанностей;

     в) кардинальное улучшение охраны здоровья  семьи ;

     г) усиление помощи  семье  в воспитании детей.

     В Российской Федерации основными  принципами государственной семейной политики провозглашены:

     а) самостоятельность   и   автономность   семьи   в  принятии  решений  относительно своего развития;

     б) равенство  семей   и  всех  их членов в праве на поддержку  независимо от  социального  положения, национальности, места жительства и  религиозных убеждений;

     в) приоритет интересов каждого  ребенка;

     г) равноправие между мужчинами  и  женщинами в достижении более  справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере  и  в общественной деятельности;

     д) единство  семейной  политики  на  федеральном   и   региональном уровнях;

     е) партнерство   семьи    и  государства, разделение ответственности за  семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

     ж) принятие  на  себя  государством обязательств по безусловной  защите   семьи  от нищеты  и  лишений, связанных  с вынужденной миграцией, чрезвычайными  ситуациями природного  и  техногенного характера, войнами  и  вооруженными конфликтами;

     з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов  семьи   и создание экономически активным членам  семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

       и) преемственность   и   стабильность  мер государственной семейной политики.

     Таким образом, семейная политика является часть  социальной  политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения  семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности  семей, профилактику бедности  и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения  и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей.  Социальные  условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип  социальной  политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой  социальной   защиты  к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в  современных  условиях.

     В условиях демократических реформ особенно важно через образование, помогая, таким образом  семье ориентировать молодое поколение на понимание проблем нового этапа развития России, вытекающих из них требований к уровню духовности, культуры, образованности, профессиональной компетентности  и   социальной  активности.

     2.2. Нормативно-правовые  основы семейной  политики в России.

     Семейному законодательству в России отводится  важное место в обеспечении прав  и  интересов членов  семьи . Оно исходит из необходимости:

     - укрепления  семьи;

     - построения  семейных  отношений   на  чувствах  взаимной  любви,  уважения  и  взаимопомощи;

     - ответственности перед  семьей  всех  ее  членов;

     - недопустимости произвольного вмешательства  в дела  семьи ;

     - обеспечения беспрепятственного  осуществления семейных прав;

     - возможности судебной  защиты  семейных прав.

     Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:

Информация о работе Современная семья и ее социальная защита