Современная семья и ее социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:56, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………...5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Лаб. работа. - копия.docx

— 504.72 Кб (Скачать)

     Своевременно  и в полном объеме предоставляются  меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг более чем 451,7 тыс. семьям, в  том числе более 53,7 тыс. многодетным  семьям и около 25 тыс. семьям, воспитывающим  детей-инвалидов. Существенной поддержкой малообеспеченных семей, воспитывающих  детей школьного возраста, является организация отдыха и оздоровления детей в период школьных каникул. В 2010 году отдыхом и оздоровлением  было охвачено более 10,4 тыс. детей из семей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

     Актуальным  вопросом для молодых семей является устройство детей в детские дошкольные учреждения. С целью подготовки и  рассмотрения данного вопроса была образована рабочая группа, которая  посетила детские дошкольные учреждения Гумбетовского, Дербентского, Кизлярского, Кумторкалинского районов и городов Дагестанские Огни и Кизляр и выявила нарушения в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

     Поддержка молодой семьи в улучшении  жилищных условий является важнейшим  направлением жилищной политики Республики Дагестан. Заместитель директора «ГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ Шамиль Шейхов отметил, что согласно постановлению правительства РД от 3 августа 2006 г. № 155 «Об Основных направлениях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в РД» под молодой семьей понимается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья с детьми, возраст родителя в которой не превышает 35 лет, постоянно проживающая на территории Республики Дагестан и отвечающая определенным условиям.

     Для реализации республиканской целевой  программы «Обеспечение жильем молодых  семей РД на 2003-2010 годы» в РД было создано государственное учреждение «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ». Реализация Программы осуществляется за счет субсидий и предоставляемого государством займа, а также ипотечного кредитования в объеме 60% от стоимости  предоставляемого жилья. Заемные средства распределяются следующим образом: 30% - средства участника Программы (молодой  семьи); 70% - государственные средства, выдаваемые в заем участнику Программы  на срок до 20 лет.

     Важным  элементом стратегии  социальной  защиты  детей  остается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений  социального  обслуживания, своевременно предоставляющих необходимые услуги  семье  и  детям, оказавшимся в  трудной жизненной ситуации.

     В настоящее время в республике функционируют:

  • 15 центров социальной  помощи  семье  и  детям
  • 14 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями
  • 7  социально-реабилитационных  центров для несовершеннолетних
  • 2 центра психолого-педагогической помощи населению
  • Социальный  приют для  детей  и подростков
  • дом-интернат для умственно отсталых  детей  «Забота».

     Кроме того, при комплексных центрах  социального  обслуживания населения  функционируют отделения  социальной  помощи  семьям, женщинам и  детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

     Указанные учреждения в достаточной степени  оснащены необходимым реабилитационным оборудованием, мягким и твердым  инвентарем, автотранспортом. Одновременно продолжается работа по дальнейшему  материально-техническому их оснащению. Только в 2009 году в рамках федеральной  целевой программы « Дети  России»  учреждениями  социального  обслуживания  семьи  и  детей  получено пять микроавтобусов и семь сенсорных  комнат.

     Учреждениями  социального  обслуживания  семьи  и  детей  проводится работа по оказанию квалифицированной и своевременной  поддержки   семьям   с   детьми. Более 450 тыс.  социальных  услуг ежегодно предоставляются  семьям   с   детьми, нуждающимся  в особой заботе государства, в том  числе  социально-бытовые,  социально-медицинские ,  социально-психологические ,  социально-педагогические ,  социально-экономические ,  социально-правовые  услуги. Также более 70 тыс.  детей с ограниченными возможностями, безнадзорных, беспризорных  детей,  детей ,

     В целях улучшения качества и объемов предоставляемых учреждениями  социального обслуживания населения социальных  услуг в республике принят 21 государственный стандарт  социального обслуживания населения, в том числе стандарты социального обслуживания  семьи  и  детей. В настоящее время проводится работа по приведению деятельности учреждений  социального обслуживания населения в соответствие с требованиями утвержденных  государственных стандартов, предъявляемыми к объемам и качеству  социальных  услуг, порядку и условиям их оказания, техническому оснащению учреждений.

     Одним из видов адресной  поддержки   детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, является организация  отдыха и оздоровления  детей  в период школьных каникул. По бесплатным путевкам, выделяемым министерством  управлениям  социальной  защиты населения в муниципальных образованиях, учреждениям  социального  обслуживания  семьи  и  детей, ежегодно, в период школьных каникул, в детских оздоровительных  учреждениях республики получают отдых  и оздоровление около 4 тыс.  детей , находящихся в трудной жизненной ситуации.

     В Республике Дагестан с 26 мая по 1 июня 2010 года во всех муниципальных районах  и городских округах проведены  мероприятия по празднованию Международного дня защиты  детей. Организаторами мероприятий выступили органы  социальной  защиты населения совместно  с администрациями муниципальных  образований, органами образования, здравоохранения, опеки и попечительства и другими  организациями. Так, в большинстве  районов и городов прошли праздничные  концерты с приглашением  детей, развлекательные программы, утренники, смотры-конкурсы, выставки, благотворительные  акции, круглые столы под девизом  «Детство – это праздник!».

     Заключение.

     В результате проделанной работы приходим к следующим выводам.

     Государственная семейная политика представляет собой  целостную систему мер экономического, правового,  социального  характера, адресованных непосредственно  семье . От эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но  и общества в целом.

     Результаты  проведенных исследований свидетельствуют  об углублении долгосрочных тенденций  изменения  семьи   и  влиянии  на положение российских  семей   социально-экономических , политических, социокультурных условий переходного периода. На функционирование  семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран:  семья становится более независимой от  социального окружения, растет доля  семей , простых по структуре, состоящих из двух человек.

     Динамика  числа  семей   и  семейная структура  населения определяется снижением  рождаемости  и  уменьшением числа  детей в  семьях , ростом числа разводов, увеличением доли внебрачных рождений.

     По  таким показателям уровня жизни, как имущественная обеспеченность  и  жилищные условия, российские  семьи  во многом отстают от  семей  развитых стран. Отрицательно влияет на экономический потенциал  семей  растущий уровень безработицы.

     Тем не менее, ценность  семьи   и  семейного образа жизни остается для россиян очень высокой. В  весьма напряженной  социально-психологической  атмосфере, свойственной большинству  семей, стали появляться  и  некоторые  положительные тенденции, в частности  формируется осознанное желание  родителей иметь ребенка независимо от материальных условий.

       Семья  остается ведущим   социальным  институтом в формировании  и  развитии  социально  значимых  ценностей  и  установок  личности, социализации подрастающего  поколения.

     С принятием указа Президента РФ «Об  основных направлениях государственной  семейной политики» впервые в  нашей стране семейная политика получила государственный статус  и  официальное  определение. В ряде регионов разработаны  и  осуществляются целевые программы  семейной политики, расширяется сеть учреждений  социальной  помощи  семье   и  детям.

     Существенным  шагом в сфере регулирования  брачно-семейных отношений явилось  принятие в марте 1996 года Семейного  кодекса РФ, который в большей  степени отражает новые  социально-экономические  реалии.

     Развитие  системы  социального  обслуживания  семей  является необходимым звеном в целостной системе мер, ориентированных  на улучшение сферы  социального  обслуживания населения. Важнейший  шаг в этом направлении - Федеральный  закон РФ «Об основах  социального  обслуживания населения РФ».

     Федеральные мероприятия семейной политики в  России дополняются мерами, принимаемыми  и  реализуемыми на уровне субъектов  РФ  и  органов местного самоуправления.

     Необходимость совершенствования семейной политики на региональном  и  местном уровне обусловлена, прежде всего, общественными  потребностями. По своей природе  и  предназначению  семья  является союзником общества в решении  его коренных проблем, утверждении  нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры  и  экономики. Общество заинтересовано в активно действующей  семье , способной выработать  и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но  и развитие. Однако интересы  и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов  и технологий  ее  реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления  и развития  социального института семьи , соответствующих механизмов  и технологий  ее  реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, вынуждающих сохранять остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи .

     Важнейшей задачей семейной политики должна стать  разработка  и  реализация стратегий  и  механизмов, позволяющих активно  развивать потенциал  семьи  на основе совершенствования  ее  отношений  с государством, более полной реализации институциональных прав  и  потребностей. Семейная политика, дополняя  и  углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи , что имеет особое значение в период проведения реформ.

     Необходимо  разрабатывать такие меры семейной  и  демографической политики, которые  будут адекватными для разрешения существующих демографических проблем. Иначе  семья  как  социальный  институт будет все более  и  более разрушаться, а население  страны - сокращаться в условиях низкой рождаемости.

     Одним из путей совершенствования работы в данной сфере может стать  создание попечительского совета с  включением в его состав представителей не только муниципальных учреждений, но  и   представителей общественных, политических организаций, коммерческих структур. Попечительский совет возьмет  на себя функции по созданию внебюджетного  фонда  социальной  поддержке  семей  района.

     Рассмотренный комплекс мероприятий позволили  бы сделать работу муниципальных  органов по  социальной   защите   семьи  более эффективной, адресной, что, безусловно, способствовало бы более  успешной реализации государственной  социальной  политики в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1.                     Европейская Конвенция о  защите  прав человека  и  основных  свобод [Текст] // СЗ РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1514; № 20. - Ст. 2143.

     2.                     Конституция Российской Федерации  в ред. на 15.02.2004 г. [Текст] // Кодексы  и законы РФ. - СПб: «Весь», 2004.-С. 430-442.

     3.                     Налоговый кодекс Российской  Федерации в ред. от 05.08.2000 г. [Текст] // Кодексы и законы РФ. – СПБ:  «Весь», 2003. - С. 454-617.

     4.                     Семейный кодекс РФ от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря  2006 г.) [Текст] // Кодексы и законы  РФ. - СПБ: «Весь», 2006. - С. 528 – 542.

     5.                     Гражданский кодекс РФ. Часть  первая [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301 - 3302; 1996. - № 9. - Ст. 773; № 34. - Ст. 4026.

Информация о работе Современная семья и ее социальная защита