Требования сохраняемости и надёжности потребительских товаров и их оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты надёжности товаров и выявить на каком уровне соответствует надёжность потребительских свойств электрических чайников заявленным в законах, нормативных и технических документах нормам. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретическую литературу касательно надёжности потребительских свойств товаров;
изучить законодательно-документальную базу по этому вопросу;
выявить на примере уровень соответствия показателям надёжности характеристик конкретных электрических чайников.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические аспекты номенклатуры потребительских свойств
6
1.1 Классификация требований к качеству
6
1.2 Характеристика надёжности потребительских свойств
10
1.3 Факторы, влияющие на формирование показателей надёжности
14
2 Оценка надёжности бытовых электронагревательных приборов
16
2.1 Характеристика потребительских свойств электрочайников
16
2.2 Оценка показателей надёжности электрочайников
20
Заключение
26
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

требования сохраняемости и надёжности потребительских товаров и их оценка.docx

— 49.46 Кб (Скачать)

Второй признак классификации  показателей качества служит для  технико-экономического анализа качества, при котором важно знать полезный эффект каждого свойства, выраженный как в натуральных, так и в  стоимостных единицах [5]. При этом количественные характеристики рассматриваемых свойств остаются показателями качества и не являются экономическими показателями (под экономическими показателями товара понимаются суммарные затраты на создание и эксплуатацию или потребление продукции).

Третий признак служит для применения показателей качества в различных методах оценки технического уровня и качества товара [5]. Единичные показатели качества применяются в дифференциальном методе, комплексные показатели качества товара — в комплексном методе, совместно единичные и комплексные показатели качества товара — в смешанном методе оценки качества.

Четвертый признак классификации  показателей качества служит для  выбора базовых образцов товара при  сравнении значений показателей  качества оцениваемого товара и базового образца [5].

Пятый признак классификации  показателей качества товара служит для учета особенностей оценки качества товара на различных стадиях его  жизненного цикла [5].

 

    1. Характеристика надёжности потребительских свойств

 

Номенклатура потребительских  свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, которые  обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути, она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. Одной из них является группа показателей надёжности потребительских свойств.

Согласно ГОСТу 27.003-90 требования по надежности - совокупность количественных и (или) качественных требований к безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, выполнение которых обеспечивает эксплуатацию изделий с заданными показателями эффективности, безопасности, экологичности, живучести и других составляющих качества, зависящими от надежности изделия, или возможность применения данного изделия в качестве составной части другого изделия с заданным уровнем надежности [1].

При задании требований по надежности определяют (выбирают) и  согласовывают между заказчиком (потребителем) и разработчиком (изготовителем) изделия:

  1. типовую модель эксплуатации (или несколько моделей), применительно к которой (которым) задают требования по надежности;
  2. критерии отказов по каждой модели эксплуатации, применительно к которой задают требования по безотказности;
  3. критерии предельных состояний изделий, применительно к которым установлены требования по долговечности и сохраняемости;
  4. понятие "выходной эффект" для изделий, требования по надежности к которым установлены с использованием показателя "коэффициент сохранения эффективности" Kэф;
  5. номенклатуру и значения показателей надежности (ПН), применительно к каждой модели эксплуатации;
  6. методы контроля соответствия изделий заданным требованиям по надежности (контроля надежности);
  7. требования и (или) ограничения по конструктивным, технологическим и эксплуатационным способам обеспечения надежности, при необходимости, с учетом экономических ограничений;
  8. необходимость разработки программы обеспечения надежности [5].

Надёжность постоянно  изменятся вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров. Надёжность не может быть безграничной.

Надежность - способность  товара сохранять функциональное назначение в процессе сохранения или эксплуатации в течении установленного срока. В зависимости от критерия надежности различают такие группы: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, и  сохранение [4].

Долговечность - способность  товаров сохранять работоспособность  до следующего состояния или установленного срока технического обслуживания и  ремонта [4]. Это свойство непродовольственных товаров длительного использования. Это характерно для товаров продовольствия, и непродовольственных товаров, предназначенных для непосредственного использования, по ходу которого они частично или бесповоротно расходуются (например, продукция парфюмерной промышленности). Но нужно помнить, что некоторые товары, владеющие значительной долговечностью, входят в противоречие с социальным назначением, поскольку досрочно выходят из моды, морально устаревают. Это касается одежды, обуви, головных уборов, отдельных сложно-технических товаров. Показателями долговечности могут быть срок эксплуатации изделий, ресурс и т.д.

Безотказность - способность  товаров исполнять функциональное назначение без появления дефектов, которые мешают дальнейшей эксплуатации. Безотказность характеризуется  сроками, в течении которых товары находятся в эксплуатации безотказно с нормой предусмотренных дефектов [4]. Показателями безотказности могут быть - средняя наработка до первой поломки, интенсивность поломок.

Ремонтопригодность - способность  товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функционального  значения, после устранения выявленных дефектов, ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных  товаров, особенно сложно-технических, которые по этому свойству разделяют на ремонтопригодные и ремонтонепригодные [4].

Для восстанавливаемых изделий, как правило, задают комплексный  ПН или определяющий его набор  единичных показателей безотказности  и ремонтопригодности, причем первый вариант задания требований является предпочтительным. По требованию заказчика  в дополнение к комплексному показателю может быть задан один из определяющих его показателей безотказности  или ремонтопригодности [5]. Не допускается одновременное задание комплексного и всех определяющих его единичных показателей. Для показателей ремонтопригодности должны быть определены и учтены условия и виды восстановления, ремонта и технического обслуживания, применительно к которым задают указанные показатели.

Ремонтопригодность тесно  связана с долговечностью, благодаря  чему увеличивается срок эксплуатации товара. Это потребительское свойство вместе с долговечностью может быть положена в основу формирования преимуществ  для того сегмента потребителей, которые  бережливы или не располагают  материальными средствами для частого  повтора покупок товара аналогичного назначения [6]. Показателями ремонтопригодности являются параметр потока неисправностей, гарантийные наработки, наработки на отказ, сроки ремонта.

Сохранность - способность товара поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных затрат на протяжении определенного срока; если же они происходят, то это должно быть экономически оправданным [4]. Сберегание начинается с момента изготовления товара и продолжается до его утилизации. Этап сберегания разделяют на два периода: складское хранение у изготовителя, оптовой и розничной торговле и домашнее сберегание у потребителя. Показателями сохранения потребительских свойств есть затраты, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Хранение тесно связано с безопасностью многих товаров, особенно тех, которые быстро портятся.

В паспортах, формулярах, инструкциях  и другой эксплуатационной документации требования по надежности (показатели надежности) указывают по

согласованию между заказчиком (потребителем) и разработчиком (изготовителем) в качестве справочных. Требования по надежности могут включаться в  договоры на разработку и поставку изделий.

 

    1. Факторы влияющие на формирование показателей надёжности

 

Все возможные факторы, непосредственно  влияющие на формирование надёжности потребительских свойств, можно разделить на три группы:

1) сырье, конструктивные  особенности изделия и качество  технологических процессов;

2) факторы, стимулирующие  потребительские свойства — материальная  заинтересованность работников, эффективность  производства, санкции за выпуск  некачественной продукции;

3) факторы, обеспечивающие  сохранение потребительских свойств  при соблюдении надлежащих условий  хранения, транспортировки и реализации  товаров [6].

Факторы, влияющие на качество товаров, можно разделить на факторы, формирующие качество товара, и факторы, влияющие на сохранение качества товаров. Качество товаров формируется на стадиях их разработки и изготовления. На стадиях товарного оборота  и потребления, в частности при  транспортировке, сохранении, реализации и потреблении, необходимое влияние  на товар факторов, обеспечивающих сохранение сформированного качества [5].

К факторам, формирующих  качество товаров, относятся исходные материалы и сырье, конструкция  изделия и технологическая обработка. Материалы разделяют на основные, вспомогательные и комплектующие. Главную роль играют основные материалы, качество которых определяет качество изделия. Они по происхождению могут быть природными и химическими (искусственные и синтетические). По химическому составу различают органические и неорганические материалы.

Конструкция прибора должна исключать появление в процессе испытаний и эксплуатации пламени, дыма, расплавленного металла, размягчения  и оплавления конструкционных материалов. Температура на конструкционных  элементах приборов не должна быть выше критической [6].

Эффективность производства, как категория, выражает качество хозяйствования, которое характеризуется соотношениями  между результатами, полученными  в процессе производства и затратами  труда и средств, связанных с  их достижением.

Проблема эффективности производства является актуальной в настоящее время, так как производственная деятельность характеризуется и оценивается достигнутой экономической эффективностью, качеством и надёжностью произведённого товара.

Сформированное качество необходимо сохранить на стадиях  распределения и потребления.

К факторам, способствующим сохранению качества, относят факторы, влияющих на товар при транспортировке, хранении и потреблении товаров.

К упаковке принадлежат тара и упаковочные материалы.

Различают внутреннюю упаковку, или потребительскую тару, и внешнюю  транспортную тару. Потребительская  тара: коробки, бутылки, флаконы, банки, тубусы, пакеты. Она должна быть художественной, потому что формирует товарный вид  изделий. Внешнюю тару разделяют  на жесткую (ящики, бочки, бидоны); полужесткую (корзины, коробы, картонные ящики) и мягкую (мешки, пакеты, кипы) [6].

Маркировка товара - это  обязательная информация, нанесенная на товар или упаковку в виде символов, знаков, меток, рисунков, клейма.

Транспортировка товаров осуществляется с помощью автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и гужевого транспорта. При транспортировке наблюдаются наибольшие затраты (до 50 % всех затрат и порчи товара). На сохранение качества во время транспортировки товара влияют такие факторы: выбор соответствующего вида транспорта, техническое состояние транспортных средств (вагона, авто, прицепа, судна, самолета), способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, способ укладки на транспортное средство, условия транспортировки, продолжительность перевозки [5]. При выборе транспортного средства стоит учитывать его специфические характеристики: вместимость, возможную скорость движения, механическое и климатическое влияние на товар.

 

  1. Оценка надёжности бытовых электронагревательных приборов

 

    1. Характеристика потребительских свойств электрочайников

 

Электрический чайник один из часто используемых бытовых приборов на кухне. Его отличает экономичность  в сопоставлении с электрической  плитой, простота использования - нажатие  всего одной кнопки, а так же скорость нагрева питьевой воды. Различия между чайниками разных производителей носят в основном дизайнерский характер. Естественно существует ряд небольших  технических различий, к которым  можно отнести объем воды, скорость нагрева, максимальную температуру  нагрева и другие. И один из основных отличий - цена.

Различия потребительских  показателей между разными моделями чайников состоят в основном из следующих  составляющих - литраж, мощность нагрева, возможность регулировки нагрева (не во всех моделях), автоматика отключения и защита от работы чайника без воды и т.д. Литраж чайника выбирается индивидуально покупателем.

Мощность — самая главная  характеристика электрочайника. И это  понятно. Чем больше мощность, тем  быстрее закипает вода. Мощность электрочайников  колеблется от 1000 Вт до3000 Вт. Модели с  закрытым нагревательным элементом  имеют большую мощность. Это обусловлено  тем, что нагревательный элемент  спрятан за пластиной, и для того, чтобы не увеличилось время нагрева  воды, нужна более высокая мощность. Новые модели электрических чайников имеют мощность 3000 Вт. Если объем  воды в таком чайнике два литра, то он закипит за полторы минуты. Но при этом очень возрастает нагрузка на электрическую сеть. Поэтому, если старая проводка, могут автоматически  отключиться пробки, особенно, если в это время включены еще и  другие электроприборы. Время закипания  уменьшается непропорционально  увеличению мощности. Иными словами, если чайник мощностью 1000 Ватт кипятит 1 литр воды за 8 минут, то чайник мощностью 2000 Ватт нагреет тот же 1 литр воды не за 4 минуты, а за 3,5 или за 3 минуты.

Следующая важная характеристика — объем. Практически любой производитель  предлагает самый широкий спектр чайников самого разного объема.  Обычно, от 0,8 л до 2 литров. Чаще всего  встречаются чайники, рассчитанные на 1,5 - 1,7 л воды. Чем больше объем  чайника, тем больше электроэнергии нужно для того, чтобы он закипел, т. е тем большей должна быть и  мощность.

Еще один показатель, который  заслуживает внимания, - минимальное  количество воды, которое можно кипятить в чайнике. Вода должна покрывать  нагревательный элемент. Поэтому для  чайников с открытой спиралью минимальное  количество воды больше, чем для  моделей с закрытой спиралью. У  них данный показатель - 0,3 -0,5 литров. Для чайников с закрытой спиралью данный показатель снижен до стакана воды. Так что выбирайте, что для вас важнее.

Информация о работе Требования сохраняемости и надёжности потребительских товаров и их оценка