Человек и техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:58, реферат

Описание работы

Экономисты и социологи именуют наше столетие веком научно-технической или

второй промышленной революции. Физики - веком атома и космоса. Химики - веком

синтетики. Кибернетики и техники - веком автоматики.

Содержание

Введение.......................................................................2

1 Развитие системы “Человек – техника”.........................................5

2 Проблема “человек – техника” на современном этапе............................8

2.1 Современное понимание термина "техника”....................................8

2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического

детерминизма”..................................................................9

2.3 Влияние техники на человека...............................................11

2.4 Перспективы развития системы "человек - техника”..........................14

Заключение....................................................................17

Список использованных источников..............................................18

Работа содержит 1 файл

Реферат по естествознанию.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

Реферат: Человек  и техника   

                                     РЕФЕРАТ                                    

                    по философии на тему: "Человек  и техника"                   

    

    

                                Содержание                               

Введение.......................................................................2

1 Развитие системы  “Человек – техника”.........................................5

2 Проблема “человек  – техника” на современном  этапе............................8

2.1 Современное понимание  термина "техника”....................................8

2.2 "Человек - техника"  с точки зрения "технологического

детерминизма”..................................................................9

2.3 Влияние техники  на человека...............................................11

2.4 Перспективы развития  системы "человек - техника”..........................14

Заключение....................................................................17

Список использованных источников..............................................18

                                 Введение                                

Экономисты и социологи  именуют наше столетие веком научно-технической или

второй промышленной революции. Физики - веком атома и  космоса. Химики - веком

синтетики. Кибернетики  и техники - веком автоматики.

Когда-то алхимики тщетно пытались найти философский камень, а социальные

пророки и предсказатели  на протяжении целых веков были заняты поисками

надежного ключа  к предсказаниям будущего.

Ныне для многих исследователей в области общественных наук, представителей

многих философских  течений становится ясно, что таким  ключом является анализ

экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения

произойдут в жизни  человеческого общества в ближайшие  годы, десятилетия,

пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса,

характер его социальных последствий.

Атомная и термоядерная энергия, начало космической эры, автоматизация  и

кибернетизация производства, компьютеризация повседневной жизни - это такие

достижения современной  науки, которые говорят об оправданности  ее претензий

оказывать огромное и все возрастающее влияние на все сферы общественной

жизни. Если раньше область  техники ограничивалась сферой производства

материальных благ, то ныне она пронизывает всю ткань  общественной жизни.

Техника, основанная на современной науке, революционизировала  транспорт, она

властно вторглась  в нашу культуру, быт, отдых.

Ныне нет такой  крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было

бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции.

Но этого мало. Она оказывает все более заметное влияние на политику,

идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.

Произошел резкий, качественный скачек в развитии науки и техники, который

заставляет по-новому осмыслить как весь предшествующий ход научно-

технического прогресса, так и возможные перспективы  в будущем. Кибернетика и

бионика разрабатывают  такие принципы техники будущего (безмашинная техника,

например, или устройство, представляющее собой симбиоз живого организма с

техникой), которые  не укладываются в привычные представления. Революция в

технике сопровождается и обуславливается революцией в  науке, в инженерно-

техническом мышлении. Техника оказывает влияние на общественные отношения, на

идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом.

     1 Развитие  системы “человек – техника”

Рассмотрение проблемы “человек – техника” тесно связано  с определением самого

понятия техника.

Тайна техники скрыта в труде, сущность ее может быть понята лишь в связи с

сущностью труда. К. Маркс определяет труд как "процесс, в котором человек

своей собственной  деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен

веществ между собой  и природой"/1/. В труде участвуют  три компонента:

человек, средство труда  и предмет труда. Средство труда  играет роль

посредующего звена между человеком (обществом) и предметом труда (природой)

это промежуточное  положение техники обуславливает  и соответствующий

методологический  подход к ее рассмотрению.

В социологическом  анализе ее развитие должно быть соотнесенного не только с

предметом труда, но и с человеком. Естественная сила человека, или, иначе

говоря его собственные  работающие органы, орудия труда с  самого начала

образуют единую работающую систему. "Труд - как отмечает Ф. Энгельс,

начинается с изготовления орудий"/1/. Только в единстве человека и техники

возможен труд. Это  единство основывается, во-первых, на том, что назначение

естественных работающих органов человека и его искусственных  органов, т.е.

орудий труда, в  принципе совпадает (и те и другие служат средствами

преобразования природы), а во-вторых, на том, что они друг друга дополняют.

Прежде всего человек создает ударные, режущие инструменты, так как его

естественные режущие  органы – зубы и ногти – меньше всего приспособлены для

обработки жесткого материала природы. Паровой а затем электрический двигатели

позволили многократно  увеличить движущую энергию человеческого  организма и

заменить ее как  двигательную силу. Исторически техника  формируется именно как

дополнение естественных человеческих органов труда, а не как их копия. Однако

не только техника  дополняет и удлиняет несовершенные  человеческие органы в

процессе труда, но и сам человек в известной степени дополняет орудия труда

своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. Он дополняет  их в силу

того, что сами по себе эти орудия слишком несовершенны, чтобы автоматически

осуществлять трудовые функции. Он дополняет их ровно на столько, чтобы такое

функционирование  стало возможным.

К. Маркс неоднократно подчеркивает аналогию между техникой и естественными

органами деятельности человека и животных. Он сравнивает процесс

возникновения и  совершенствования технических  орудий с "историей естественной

технологии" по Ч. Дарвину, то есть с "образованием растительных и животных

органов, которые  играют роль орудий производства в  жизни растений и

животных"/1/. Прирученные  человеком животные наряду с обработанным камнем,

деревом, костями  и раковинами, по мысли Маркса, являются основными средствами

труда на первых ступенях общественной истории. Более того, при  известных

общественных условиях сам человек, подобно прирученному животному, выполняет

роль средства, орудия труда.

Такое соотношение  К. Марксом развития искусственных  органов с естественными

работающими органами не случайно. Анализ "Капитала" различными авторами

показывает, что методологический подход К. Маркса к исследованию техники

строится именно на рассмотрении диалектики вещных и  личных элементов

производства. В отличие  от предшествующих экономистов К. Маркс  анализирует

развитие орудий труда не как самостоятельный  процесс, протекающий наряду с

процессами социальными, а как такой, который включен в целесообразную

человеческую деятельность и вне ее не может быть понят. Он рассматривает

развитие техники  как исторический процесс последовательной передачи трудовых

функций человека техническим  средствам, процесс их овеществления. На всех

этапах истории  техники орудия труда вместе с  человеком составляют совокупный

рабочий механизм. Этот механизм можно рассматривать по сути дела как своего

рода автомат, т.е. автоматическую систему в широком, "кибернетическом" смысле

этого слова. Особенность  такой системы, в отличие от электронного автомата,

заключается только в том, что сам человек (а не те или иные технические,

электронные) своим телом, руками, своей энергией, мозгом, нервной системой

дополняют орудия труда  до уровня автоматически действующего устройства.

Древний человек, обрабатывающий с помощью топора какой-либо предмет, делает

примерно то же самое, что и современный станок с  числовым программным

управлением. Однако древнему человеку в силу не развитости технического

орудия приходится самому выполнять роль и источника энергии, и двигательной

силы, и держателя  инструмента, и контролирующего  и программного устройства. В

сущности, этот первобытный  ремесленник вместе со своим каменным топором

образует автоматически  действующий рабочий механизм. В  известной мере эта

аналогия с автоматом  относится и к рабочему капиталистического общества. К.

Маркс не раз обращает внимание в "Капитале" на тот факт, что рабочий является

по сути дела, "живым  автоматом", что в мануфактуре  он превращает свое тело в

"автоматически  односторонний орган", "в автоматическое  орудие данной

частичной работы"/1/. Чем более развитыми в техническом  отношении становятся

орудия труда, превращаясь  из простых орудий в машины, а  из этих машин в

устройства с различной  степенью автоматичности, тем большую  роль играет в

совокупном рабочем механизме вещный элемент, соответственно, меньшую роль -

личный элемент.

Эта характеристика Маркса определяет существо техники  в ее развитии, в ее

соотношении, с одной  стороны к природе(природный материал, превращенный в

органы власти человеческой воли над природой), а с другой стороны, человеку

(созданные человеческой  рукой органы человеческого мозга,  овеществленная сила

знания).

Среди технических  средств важнейшая роль принадлежит  орудиям производства.

Именно они прежде всего составляют материальную основу общества, являются

показателем тех  общественных отношений, при которых  совершается труд/2/.

Навыки, трудовой опыт, умение, т.е. то, что в некоторых  определениях

называется техникой в соответствии с энтомологическим значением этого слова -

все это может  быть названо потенциальной техникой. Тот трудовой навык,

который рабочим отработан до автоматизма, рано или поздно, как показывает

история техники, передается специально для этого созданному механизму,

овеществляется в  нем.

Трудовые функции  рабочего, которые вследствие разделения труда выполняются

Информация о работе Человек и техника