Формирование научных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены атомисчическая, континуальная и математическая программа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.62 Кб (Скачать)

     3. Учение о необходимости. Демокриту принадлежит фраза о том, что ничего не случается в мире случайно, а только по какому-либо основанию в связи с необходимостью. Необходимостью Демокрит называл «вихрь», вращающий атомы, который является причиной возникновения всего.

     Из  охарактеризованного нами выше взгляда  Демокрита на необходимость вытекало отрицание случайности. Если «случайностью» называть отсутствие причины, то в действительности, по Демокриту, нет и не может быть ничего, что соответствовало бы этому смыслу слова «случайность»: в мире нет ничего беспричинно возникающего и, стало быть, нет ничего случайного. В природе существует только вечное и необходимое движение атомов.

     Роль  атомистов в философии, прежде всего, состояла в том, что: 1) была создана  рационально-эмпирическая программа  исключительно в рамках теории причинности; 2) создана теория атомов, простая, объясняющая  огромное количество явлений и имеющая  неоспоримые преимущества перед  другими теориями материи; 3) сформулирована теория субъективности чувственных  качеств, и. наконец, 4) создана наиболее полная во всей античности система материалистической философии. 

     1.3 Континуальная программа Аристотеля 

     А: Бытие как объективная совокупность вещей

     Аристотель  считает, что подлинным бытием обладает не заоблачный мир идей, а каждая конкретная единичная вещь. Из этого  следуют четыре первопричины бытия:

     1) причина материальная – любая  вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима;

     2) причина формальная – каждая  вещь чем-то отличается от другой  вещи, имеет свою сущность, свое  качество; например, у каждого человека  своя душа – это и есть  формальное, организующее материю  начало;

     3) причина действующая – указывает  на того, кто изготовил эту  вещь или благодаря чему она  появилась

     4) причина финальная – к чему  стремится этот предмет, какова  цель его существования, каков,  для примера, смысл жизни человека

     Например, причинами статуи являются: материальная – то, из чего изготовлена статуя (скажем, медь); формальная – то, каким  образом упорядочена, оформлена  медь (например, статуя представляет собой  война, стреляющего из лука); причина  действующая – это мастер, изготовивший статую; причина финальная – это  то, зачем нужна эта статуя (например, она изготовлена для продажи).

     Б: Оформление понятийного языка науки

     Аристотель  выражает это в десяти всеобщих понятиях: 1.Сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. б. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Обладание. 10. Покой.

     В: Обоснование физики

     "Вторая  философия", по Аристотелю, есть  физика. Она ведет исследование  чувственной субстанции, внутренняя  характеристика которой – движение, в отличие от недвижной субстанции (бога) – объекта метафизики. Важно отметить, что для Аристотеля физика – это наука о формах и сущностях и, сравнивая ее с физикой наших дней, можно сказать, что это, скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира.

     Важнейшей характеристикой чувственного мира – и это отметил уже Гераклит – является изменчивость, возникновение  и уничтожение, т.е. процессы, которые  в философии обозначаются понятием «движение». Поэтому Аристотель прежде всего уделяет большое внимание этому понятию.

     1. Понятие движения. Нам уже известно, что, начиная с элеатов, отвергнувших  движение как иллюзорную видимость,  теория движения стала философской  проблемой. Движение обоснованным  образом было восстановлено в  правах плюралистами. Тем не менее,  никто из философов, включая  Платона, не установил, какова  сущность и онтологический статус  движения. Аристотель предложил  блестящее разрешение этих затруднений.

     Из  метафизики мы знаем, что бытие имеет  множество смыслов и значений. Группа этих смыслов задана парой  – "бытие как возможность" и "бытие как действительность". Относительно бытия-в-действительности бытие-в-возможности выступает как  своего рода небытие. Но ведь ясно, что  это небытие относительное, поскольку  потенция вполне реальна, поскольку  это – реальная способность и  эффективная возможность стать  действием, т.е. актуализироваться. Таким  образом, движение - по Аристотелю, - есть ничто иное, как "актуализация того, что в потенции уже есть" Стало  быть, небытие не есть ничто, но это  – форма бытия, которая раскручивается в русле бытия как перехода от потенциального к актуальному.

     Аристотель  выделяет четыре формы движения:

     1) изменение в субстанции есть  возникновение или разрушение;

     2) изменение в качестве – превращение;

     3) изменение в количестве – возрастание  или убывание;

     4) изменение по месту – перемещение.

     Из  рассмотренного следует, что движение можно определить как изменение вообще.

     2. Понятие пространства и времени

     Объекты движутся не в небытии, которого не существует, но в некоем "где", т.е. месте. По Аристотелю, есть не просто место, но "место природное", к  которому тяготеет всякая вещь, всякий элемент по своей натуре: огонь  и воздух тяготеют "вверх", земля  и вода – "вниз". Пространство – это граница, в котором находится  тело, его вместилище. В принципе не существует пустоты, т.к. пустота  – это пространство, ничем не заполненное. А этого по определению  быть не может. Время также связано  с движением. Это приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. Движение, по общей характеристике, – это процесс, в котором различимы "сначала" и "потом". Но и время  тесно связано с моментами "сначала" и "потом". Отсюда знаменитое определение: "время – это исчисление движения на "сначала" и "потом". Отметим, что у Аристотеля время связано с душой, поскольку восприятие "сначала" и "потом", а, значит, исчисление движения, предполагает необходимым образом душу. "Когда мы мыслим движение крайнее как отличное от среднего, а душа подсказывает, что моментов два, т.е. "сначала" и "потом", то мы говорим, что между двумя моментами есть время, поскольку время представляется тем, что определено мгновением, и это остается как основание". Однако, если душа – это духовное исчисляющее начало, а значит, условие различения сосчитанного и числа, то душа же выступает и непременным условием времени.

     Г: Прояснение сущности научного познания. Всякое познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными. Вторая ступень –  ступень опыта, общая человеку и  некоторым, хотя уже не всем, животным. Опыт возможен благодаря повторяемости  чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель так определяет опыт: это «ряд воспоминаний об одном  и том же предмете». Как и первая ступень – чувственные восприятия, вторая ступень – опыт дает нам  «знание индивидуальных вещей» Следующая ступень восхождения к знанию - ступень «искусства» (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо «искусство» возникает на основе опыта («опыт создал искусство»). Если опыт – знание индивидуальных вещей, то «искусство» – знание общего и причин. Владеющие «искусством» люди являются более мудрыми, чем люди опыта, потому что «они владеют понятием и знают причины». Наконец, следует ступень наук.

     Сущность  научного познания. Как специфический  род бытия научное знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1) доказательность –  всеобщность и необходимость; 2) способность  объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.

     Начнем  с первой черты науки – ее доказательности. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный  доказывать. Само же доказательство состоит  в получении заключения из истинных, необходимых и относящихся к  предмету доказательства начал. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства – это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Из текстов видно, что общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно.

     Способность науки к определению сущности и всеобщность применения усматриваемых  ею положений обусловливает объяснительный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки – в выяснении  причины. Знание предполагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует. В-третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая  причина может быть только сущностью  вещи. В плане познания или в  логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть познание этой причины: «Если тот, кто при наличии доказательства [предмета] не имеет понятия о том, почему [предмет] есть, то он [предмета] не знает». Наконец, в-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.

     Третья  черта знания – его единство, соединенное с подчинением одних  знаний другим.

     Также добавим, что Аристотель утвердил своеобразный канон организации научного исследования, которое должно включать в себя следующие  элементы: история вопроса, постановка проблемы, аргументы "за" и "против", обоснование решения.

     Д: Разработка формальной логики как теории доказательства

     Аристотель  – отец формальной логики как систематизированной  науки о мышлении и его законах. Аристотель занимал двоякую позицию  по отношению к миру: он воспринял  идеализм Платона, а по характеру  был реалистом (т.е. рассматривал в  качестве подлинного бытия чувственно данный мир). Из учения Платона (говорившего, что истинное бытие является идеальным, а истинное знание всеобщим) он воспринял  только половину: сохранил теорию знания, но отбросил теорию бытия. Он отрицал, что существуют идеи вне единичных  вещей; в то же время признавал, что  знание содержится в общих понятиях. Аристотель основывался на том, что  бытие единично, а знание обще.

     Платоновский  дуализм, делящий бытие на два  мира – мир идей и мир вещей, отходит на второй план; вместо него создается новый дуализм –  бытия и знания. Научные исследования разделились по двум направлениям: учение о знании и учение о бытии; логика, подразумевающая всеобщее знание, отделилась от метафизики, направленной на единичное бытие.

     Сам Аристотель называл свою науку о  мышлении аналитикой и его главные  логические работы называются «Первая  аналитика» и «Вторая аналитика». Необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля – не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (вид дедуктивного умозаключения), устанавливает три фигуры силлогизма и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

     Е: Рационалистическая космология

     Основу  естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи  и форме. Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением  материи и формы. Напомним, что материя сама по себе – бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь – соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии». Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это – субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке; который задает структуру Космоса.

     Каждый  первоэлемент имеет свое место. В  центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля  является центром Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во Вселенной является краеугольным в аристотелизме и на много столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны – первого небесного тела. Выше Луны – надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

Информация о работе Формирование научных программ