Концепции современного естествознания

Автор: Света Барушева, 08 Декабря 2010 в 01:56, доклад

Описание работы

Задача обеспечения жизнедеятельности человека со стороны его участия в экономическом действии сводится прежде всего, как и в любом другом научном действии, связанном с изучением материальных процессов, к выявлению в экономическом явлении более глубокой причинно-следственной связи, т.е. к раскрытию ее основного содержания. Но любое исследовательское действие в области экономики — это прежде всего действие, которое происходит на основе изначально имеющегося замысла, который неразрывно связан с основными концепциями науки.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 13.71 Кб (Скачать)

1.1. Концепции  современного естествознания

естественно-научная  и гуманитарная культуры; научный метод; история  естествознания; панорама современного естествознания, тенденции развития; порядок и беспорядок в природе, хаос

Приступая к  изучению экономической теории, следует  иметь в виду, что экономическая  теория как таковая представляет собой комплекс знаний, взглядов и  идей, ставящих перед собой задачу объяснения изменений в поведении  рынка. При этом принимается во внимание, что отношения экономики определяют поведение единого целого и основных ее совокупных величин, в которых  фиксируются ее наиболее общие и  частные параметры,

Задача обеспечения  жизнедеятельности человека со стороны  его участия в экономическом  действии сводится прежде всего, как  и в любом другом научном действии, связанном с изучением материальных процессов, к выявлению в экономическом  явлении более глубокой причинно-следственной связи, т.е. к раскрытию ее основного  содержания. Но любое исследовательское  действие в области экономики  — это прежде всего действие, которое происходит на основе изначально имеющегося замысла, который неразрывно связан с основными концепциями  науки. Постольку, поскольку экономическая  наука в ее современном виде зарождалась  позднее основных современных наук, то она в своем изначальном  образовании использовала все достижения предшествующих ей естественных и гуманитарных наук, и, следовательно, изучение содержания экономической науки целесообразно  начинать с ознакомления с достижениями естественно-научной и гуманитарной культуры. 

При изложении  данного раздела использован  базисный материал по теме «Концепции современного естествознания» из следующей  учебной литературы:

Рузавин Г.И. Концепции  современного естествознания: Учебник  для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997; Карпенков С.Х. Концепции  современного естествознания: Учебник  для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997;

Карташкин БА. Современные  концепции естествознания. — М.: ТОО "Люкс-арт", 1997.

Естественно-научная  и гуманитарная культуры

В методологии науки  под этими терминами понимают две различные традиции, которые  сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной  стороны, и исследовании явлений  духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках - с другой. Это различие обусловлено  самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

В то время как  в природе действуют слепые, стихийные  и не зависимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается  без сознательных целей, интересов  и мотиваций. На этом основании естественно-научную  культуру нередко противопоставляют  культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные  попытки перенести их целиком  и полностью, без соответствующих  изменений и уточнений, в гуманитарные науки.

Такие попытки не могли не встретить сопротивления  и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни  и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и в связи с возникновением новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Мы являемся свидетелями  того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии  начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому представляется весьма важным познакомиться с основными концепциями современного естествознания, во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности, во-вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает сегодняшнее естествознание.

Информация о работе Концепции современного естествознания