Теория этногинеза Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Воззрения Л. Н. Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральный идеей творчества Л. Н. Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности. Создавая теорию этногенеза, Л. Н. Гумилев выступил не только как историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог. Он – один из тех, кто

Содержание

Введение 3
I. Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева 4
1. Этнос как системная целостность 4
2. Этническая иерархия 5
II. Пассионарность – движущая сила этногенеза 6
1. Понятие «пассионарность» 6
2. Градации пассионарности 7
3. Пусковой момент этногенеза 8
III. Фазы этногенеза 9
1. Фаза подъема 9
2. Акматическая фаза 9
3. Фаза надлома 10
4. Фаза инерции 10
5. Фаза обскурации 11
6. Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса 12
7. Обрывы этногенеза 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

ксе 1 вариант.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

3. Пусковой момент этногенеза

     «Пусковой момент» этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при  этом разваливаются, а новые активно развиваются. Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или  по параллелям, или под углом к ним, но всегда – прямые. Самым важным Гумилев считает образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской  империи, где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной тому было ощущение «чуждости» их склада и поведения всем другим «языцем».

     Пусковой  момент этногенеза можно считать подобием толчка, сообщившего этнической системе инерцию, утрачиваемую при сопротивлении среды. Схема: быстрый подъем пассионарности и медленная ее утрата – действительна для всех известных этносов. Следовательно, этногенез – инерционный процесс, более или менее интенсивная утрата пассионарности системы, иными словами, гибель пассииоонариев и их генов; это особенно касается войн, в которых пассионарии гибнут первыми.

     Пассионарный  толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки. На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой.

     Пассионарный  толчок знаменует рождение нового организма – этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подьема – быстрое  увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в этносе максимально; фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей. Эту этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем  примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков. Пассионарность – обязательный элемент этногенеза, без которого его нет и не может быть.

III. Фазы этногенеза

1. Фаза подъема

 

     В начале протекает инкубационный период формирования нового этноса (в среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных  следов в истории. Это «пусковой  механизм», не всегда приводящий к возникновению нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Первые из них гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то момент на исторической арене появляется исторически установимая группа людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует конец инкубационного периода фазы подьема.

     Ведущая часть  населения толкает всю  систему по пути этнического развития, накапливает материальные и духовные ценности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков, к которому он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение к прожитому, которое живет в человеке.

     Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна. Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.

     Фаза  подъема, как правило, связана с внешней экспансией, расширением территории.

2. Акматическая фаза

 

     Биохимическая энергия достигает таких значений, что пассионариев в популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они начинают воевать друг с другом. Соподчиненность элементов структуры этноса нарушается. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в жертву своим собственным. Как правило, при этом обильно льется кровь. Крестьяне устремляются в города, а те, кто остается на земле, устраивают «жакерии». Новые политические, социальные, религиозные водоразделы возникают один за другим. Акматическая фаза часто является весьма пестрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности протекающих этнических процессов. По утверждению Гумилева, если 10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация

     При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей.

3. Фаза надлома

 

     Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих» определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников. Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные пассионарии легко могли навербовать себе бродяг-солдат из числа субпассионариев. Раньше их самовластное поведение наталкивалось на сопротивление других пассионариев. Теперь же, когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели большой  размах и стоили еще больших жертв. В эпоху Возрождения человекоубийство было повседневным занятием обитателей западной Европы, причем имело массовые масштабы.

4. Фаза инерции

 

     Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать ее можно, изменив общественный императив. «Будь таким, как я», - девиз инерционной фазы. Посредственность становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными.

     Инерционная фаза– период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов первой и всех последующих степеней необходимости – в достатке. Л.Н.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса.

     В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзиями о неисчерпаемости природных богатств. Но это – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, роковой фазовый переход.

     Люди  нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными

требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов выжить, в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии начинают размножаться без ограничений, и поскольку являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Следует переход к фазе обскурации.

5. Фаза обскурации

 

     Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское наследие растрачено, таланты не  рождаются, инициатива пропала, этнос не способен себя защитить. Примером может служить Западная часть Римской империи. В то время, как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в Западной, и в Восточной империях был один социальный строй, одна религия, один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с  равной силой. Но Восток отбился, а Запад пал под их ударами, ибо находился в фазе обскурации.

     Субпассионарии  выдвигают императив: «Будь таким, как  мы», т.е. живи только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и  убивать своих соратников. В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях, группы, только отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их отсутствие, не знания, а невежество, не принципы, а беспринципность. Правящая группа не способна ничего ни создать, ни сохранить, она способна только паразитировать, разъедать тело народа, и потому победа субпассионариев ведет их к гибели. Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос гибнет как системная целостность. Носители обскурации исчезают, как дым, и остаются уцелевшие после всех передряг носители первоначального статического состоянияю.

6. Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса

 

     После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не  люди,  а системная целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди  не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей.

     Дальнейшая  судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память.       Этнография  знает довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или «дикие» народы – не  дети, а старички. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные связи (симбиоз).

     Когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные.

     Итак, даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность, хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, так как для него куда важнее дата его нового рождения.

     Смерть  этноса – это распад системной  целостности, а не поголовное истребление людей.

7. Обрывы этногенеза

 

     Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов  в самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность. Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и не покорим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен.

     Новорожденный этнос, еще не набравшийся сил, может  разбиться о сильное сопротивление соседей.

Информация о работе Теория этногинеза Гумилева