История местного управления в России

Автор: Татьяна Баранова, 17 Октября 2010 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории России и их сосуществование с элементами государственного управления на основании анализа территориальных и финансовых основ самоуправления на разных этапах развития государства, начиная с реформ второй половины девятнадцатого века.

Содержание

Введение
1. Формирование органов местного самоуправления
2. Система земского самоуправления на основании реформ второй половины XIX века
2.1.Место земского самоуправления в политической системе Российского государства второй половины XIX века
2.2 Материально-финансовая база земского самоуправления
3. Советы – органы государственной власти
3.1. Место местных Советов в системе органов государственной власти
3.2. Материально-финансовая база деятельности местных органов государственной власти
4. Система местного самоуправления на основании конституции РФ 1993г. и Федерального закона от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4.1.Территориальные основы местного самоуправления в Российской Федерации
4.2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Заключение

Работа содержит 1 файл

История местного управления в России.doc

— 153.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3

1. Формирование  органов местного самоуправления……………………………..6

2. Система  земского самоуправления на основании  реформ второй половины XIX века……………………………………………………………………………..10

2.1.Место  земского самоуправления в политической системе Российского государства второй половины XIX века…………………………………………..10

2.2 Материально-финансовая  база земского самоуправления…………………..14

3. Советы  – органы государственной власти………………………………..……17

3.1. Место  местных Советов в системе органов государственной власти………………………………………………………………………….…….17

3.2.  Материально-финансовая база деятельности  местных органов государственной  власти………………………………………………..…………..22

4. Система  местного самоуправления на основании  конституции РФ 1993г. и Федерального закона от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»………………………………..……..25

4.1.Территориальные  основы местного самоуправления  в Российской Федерации……………………………………………………………………..……25

4.2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления……………..29

Заключение……………………………………………………………………….…33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Важнейшей составной частью процесса совершенствования  политической системы в России является реорганизация механизма государственной  власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны  демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым, стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

    Российское  государство традиционно отличалось высокой степенью централизации  управления. Но ни один из периодов в  истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. Но даже в периоды наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах.

    Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам местного самоуправления. Однако, как верно указывает  И.И. Овчинников, та проблема, которая сегодня обсуждается под названием «местное самоуправление», - это проблема не организации систем управления на местном уровне. Это гораздо больше: это вопрос организации всей системы государственного управления, который не может быть решен отдельно от вопроса организации государственного управления, как в субъекте Федерации, так и в стране в целом. Но данная работа не сможет, конечно же, охватить все аспекты данной проблемы.

    Предметом исследования станет процесс становления  и развития местного самоуправления в России. А рамки исследования будут ограничены исследованием  двух базовых основ местного самоуправления, а именно территориальной и финансовой.

    Бесспорно, что вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны  с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных  органов власти осуществляется в  границах определенных территориальных  единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства. Территориальная же основа местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность правовых норм, .закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления, формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

    Кроме того, реальность и эффективность  местного самоуправления определяется материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных  образований и составляющими  в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления. Как институт муниципального права, финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные сформированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образовании.

Вопросы территориальных и материально-финансовых основ местного самоуправления по-разному  решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России.

    Таким образом, цель исследования состоит  в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории  России и их сосуществование с  элементами государственного управления на основании анализа территориальных и финансовых основ самоуправления на разных этапах развития государства, начиная с реформ второй половины девятнадцатого века.

1. Формирование органов местного самоуправления.

    В системе демократических преобразований современного общества в Российской Федерации важнейшая роль принадлежит реформе местного самоуправления.

    Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения  вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, поселках и на других территориях.

    Правовую  основу организации местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.

    Экономическую основу местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир); движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности; средства местного бюджета; государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций; иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующих территорий.

    Финансовую  основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных и валютного фондов;  средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; получаемые кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов государственной власти, а также средства органов территориального общественного самоуправления.

        Основными принципами организации местного самоуправления являются [5]:

  • принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территорий и их ассоциаций;
  • наличие достаточных собственных материально-финансовых ресурсов;
  • организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
  • законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  • многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
  • выборность органов местного самоуправления;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций.

    Сущность  отношений органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности состоит в следующем:

  • Органы  местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности; осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги); утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, заслуживают отчеты об их деятельности.
  • Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрастной основе в соответствии с трудовым законодательством.

    Постоянно действующим исполнительным органом  местного самоуправления является администрация муниципального образования.

    В структуре исполнительных органов  самоуправления важное значение занимают коллегии администрации.

    Коллегия  – это консультативный совещательный  орган, который образуется при главе  местной администрации в составе  руководителей структурных подразделений или ином составе. Они созываются для обсуждения и утверждения долгосрочных или целевых программ по важнейшим вопросам местной жизни.

    Организующей  основой деятельности администрации  являются планы работы. Они разрабатываются  всеми структурными подразделениями администрации на квартал с учетом комплексного решения проблем жизнедеятельности муниципального образования.

    Администрацию муниципального образования возглавляет  глава администрации.

    Глава администрации (глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного муниципального образования.

    Функциональным  органом местной администрации  является ее аппарат.

    Основными структурными подразделениями аппарата администрации, как правило, являются [1]:

  • общий отдел;
  • организационный отдел;
  • контрольный отдел;
  • юридический отдел;
  • межведомственный архив;
  • управление ЗАГС.

    В систему органов местного самоуправления кроме исполнительных органов входят и представительные органы.

    Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при голосовании.

    Наименование, численный состав и полномочия представительного  органа местного самоуправления устанавливаются  уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Представительными органами местного самоуправления в городах, районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) депутатов. В отдельных поселениях уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

    Контроль  над исполнением постановлений  и распоряжений местной администрации осуществляют глава администрации, его заместители, технические секретари приемных, руководители структурных подразделений администрации и уполномоченные ими лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система земского самоуправления на основании реформ второй половины XIX века.

2.1.Место  земского самоуправления  в политической  системе Российского  государства второй  половины XIX века.

    а) Земское самоуправление на основании  Положения о земских и уездных  земских учреждениях от 1 января 1864

Информация о работе История местного управления в России