Конституционно правовые основы МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Реформа местного самоуправления на современном этапе развития, является одной из важнейших задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы основного закона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Местное самоуправление……………………………………..6
1.1 Понятие местного самоуправления………………………………...6
1.2 Положение местного самоуправления в государственном устройстве страны и политической системе общества……………….8
Понятие основных принципов местного самоуправления……….12
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления…………………………………………………………14
2.1 Правовая основа местного самоуправления……………………....14
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………...23

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по муниципальному праву.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

  – местное  самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций; изменение границ таких  территорий

  – допускается  только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

  – органы местного самоуправления имеют самостоятельные  полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной  собственностью, формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

  – местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

  – местному самоуправлению гарантируется компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти;

  – устанавливается  запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

  Правовую (нормативную) основу местного самоуправления в России образуют:

  -  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

  -  обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

  -  основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом;

  -  органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив;

  -  осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;

  -   предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом и т.д.1.

  – федеральные  Конституционные законы и федеральные  законы (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и  доп. от 8 декабря 2003 г.); Федеральный  закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и др.).

  – федеральные  нормативные правовые акты подзаконного характера: Указы и Распоряжения Президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ, ведомственные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти;

  – Конституции (Уставы), законы и иные нормативные  правовые акты  

  1- Костюкова  А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые  отношения. Омск: ОмГУ, 2001.

  субъектов РФ (в настоящее время специальные  законы приняты во всех российских регионах, поскольку в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»);

  – муниципальные  правовые акты: уставы муниципальных  образований, решения, принятые на местных  референдумах и сходах граждан и  др. Муниципальные правовые акты могут  приниматься населением муниципального образования непосредственно органом  местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

  Особые  права законодательство закрепило  за сходами граждан, проживающих  в сельских населенных пунктах и  поселках. Если прежде сходы граждан  действовали наряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы не образуются.

    

 

 
 
 
 

  2.2 Территориальная  и организационная  основа местного  самоуправления

 
 
 

  Федеральный закон 2003 года №131-ФЗ предусматривает  кардинальное изменение принципов  территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. При этом важно отделять понятие «поселение» как самоуправляемая территория от понятия «населенный пункт». Поселение может состоять и из одного, и из нескольких населенных пунктов. Кроме того, введено новое понятие – «межселенная территория». Система муниципальных образований на территории субъекта РФ представлена в Приложении Е.

  Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. В России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов. Не все они  являются муниципальными образованиями, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению в целях качественного и своевременного оказания всем гражданам социальных и бытовых услуг. Вместо 12 тыс. муниципальных образований, существовавших в 2003 г., в 2006 г. уже было более 24 тыс. муниципальных образований, в том числе более 19 тыс. сельских поселений2. Именно территория муниципального образования определяет пространственный предел осуществления местного самоуправления, действия муниципальных правовых актов.

  Закон предусматривает  следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской 

 

2- Сборник Законов  Российской Федерации. 2003. №40. ст.3822 (с изм. и доп.).

 

  округ, внутригородская  территория города федерального значения.

  Границы территорий муниципальных образований, а также основания для их объединения, разделения, изменения статуса устанавливаются  законами субъектов РФ на основе ряда принципов. В статье 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований. Это следующие требования:

  1) территория  субъекта РФ разграничивается  между поселениями;

  2) территории  всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

  3) территорию  поселения составляют исторически  сложившиеся земли населенных  пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

  4) в состав  территории поселения входят  земли независимо от форм собственности  и целевого назначения;

  5) в состав  территории городского поселения  могут входить один город или  один поселок, а также территории, предназначенные для развития  его социальной, транспортной и  иной инфраструктуры;

  6) в состав  территории сельского поселения  могут входить один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый;

  7) сельский  населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

  8) статусом  сельского поселения может наделяться  сельский населенный пункт с  численностью населения менее  1000 человек;

  9) на территориях  с низкой плотностью населения  и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

  10) административным  центром муниципального района  может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа  и расположенный в границах  муниципального района;

  11) границы  сельского поселения устанавливаются  с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав;

  12) территория  населенного пункта должна полностью  входить в состав территории  поселения;

  13) территория  поселения не может входить  в состав территории другого  поселения;

  14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

  15) границы  муниципального района устанавливаются  с учетом необходимости создания  условий для решения вопросов  местного значения межпоселенческого  характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

  16) территория  поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

 
 

Заключение

 
 
 

      Подводя итог я хочу сказать, что в своей  курсовой работе я попыталась провести исследование состояния конституционно-правовой регламентации организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основных направлений и форм взаимоотношений, сложившихся в ходе проведения конституционной реформы и разработать возможные варианты совершенствования конституционно-правового механизма, их взаимодействия с учетом характерных особенностей и специфики, места и роли в системе управления. Задачи, которые были поставлены, я постаралась выполнить.

     Местное самоуправление составляет одну из основ  демократического строя. Создание эффективной  системы местного самоуправления является необходимым условием становления  правового демократического государства в России.

     Местное самоуправление создает условия  для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к  местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

     Местное самоуправление укрепляет основы народовластия, создает условия для обеспечения  жизненных интересов населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения  единства страны. Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.

     Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.

Информация о работе Конституционно правовые основы МСУ