Территориальные основы МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта в данной работе выступают совокупность правоотношений, складывающихся в процессе реализации общих принципов организации местного самоуправления в сфере правового регулирования реформирования его территориальных основ.
Предметом - являются нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в Российской Федерации, в частности, процессы реформирования территориальных основ местного самоуправления в современный период.

Содержание

Введение

Глава 1. Законодательные основы территориальной организации МСУ
1.1 Становление территориальных основ МСУ
1.2 Законодательные основы местного самоуправления, виды и их характеристика.
Глава 2. Глава 2. Установление и изменение границ муниципальных территорий.
2.1 Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
2.2 Установление и изменение границ муниципальных образований.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 46.86 Кб (Скачать)

 

 

Содержание.

Введение

3

 

Глава 1. Законодательные  основы территориальной организации  МСУ

 

5

1.1  Становление территориальных  основ МСУ

5

1.2 Законодательные основы  местного самоуправления, виды и  их характеристика.

 

12

Глава 2. Глава 2. Установление и изменение границ муниципальных  территорий.

 

22

2.1 Образование, преобразование  и упразднение муниципальных  образований

 

22

2.2  Установление и изменение  границ муниципальных образований.

24

Заключение.

Список литературы.                                                                                                 

28

29


 

Введение

 

  Анализу местного самоуправления как правового института посвящено значительное число вышедших в последние годы научных работ. Однако их авторы обычно рассматривают вопросы организационных, правовых, финансово-экономических основ местного самоуправления и крайне редко затрагивают проблемы, связанные с территориальными основами местного самоуправления. Вместе с тем, недостатки территориальной организации местного самоуправления нередко являются препятствием для целостного и эффективного решения задач местного самоуправления, комплексной реализации государственной политики.

Помимо возможности найти  решения указанных проблем, особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В связи с этим  цель курсовой работы состоит в исследовании территориальных основ местного самоуправления.

В соответствии с указанной  целью поставлены и решаются следующие  задачи:

- анализ литературы по  проблеме исследования;

- исторический анализ  становления института местного  самоуправления;

-  определение сущности  территориальных основ местного  самоуправления;

- выявление характеристик  муниципальных образований, как  территориальных единиц местного  самоуправления;

- выявление условий изменения  границ муниципальных образований.

В качестве объекта в данной работе выступают совокупность правоотношений, складывающихся в процессе реализации общих принципов организации местного самоуправления в сфере правового регулирования реформирования его территориальных основ.

Предметом - являются нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в Российской Федерации, в частности, процессы реформирования территориальных основ местного самоуправления в современный период.

Методы исследования –  анализ, синтез.

Данные работы могут быть использованы студентами в процессе обучения, преподавателями и просто интересующимися лицами для сбора  информации поданной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законодательные основы территориальной организации МСУ

 

 

1.1 Становление территориальных основ МСУ

 

 

В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.

Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече.

Судебник 1550 года усилил государственную  власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.[10]

XVII век положил начало  бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного  самоуправления: губернские и земские  учреждения и воеводская система  управления. Городские реформы Петра  I несли в себе элементы зарождения  земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.

Наиболее значимыми в  историко-правовом аспекте были две  реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Система  земства основывалась на все сословности, но критерием выдвинут, был имущественный ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы земств всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской.[11]

После Февральской революции 1917 года, Временное правительство  расширило полномочия земских органов  власти. Временное правительство  стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне, но в  это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более  энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями.[4]

Ликвидировано земское самоуправление было очень быстро. Заменой земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились Советы. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам подтвердил II съезд Советов. Ликвидация земских органов самоуправления проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 года, в соответствии, с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, которые, в свою очередь, выступали против Советской власти. Остальные же органы самоуправления входили в аппарат местных Советов. Это проводилось для того, чтобы не было двух однородных органов, заведующих одной и той же работой. Таким образом, власть перешла в руки городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию соответствующих губерний и уездов.

В основу организации власти на местах был заложен принцип  единства системы Советов, как органов  государственной власти, где местные  Советы и их исполкомы выступали  как местные органы государственной  власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного аппарата управления. Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.

Задачи местных Советов  состояли в реализации постановлений  высших органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации деятельности Советов в пределах данной территории; проведении мероприятий по хозяйственному, культурному развитию территорий.

На начавшийся процесс  формирования демократических форм управления наложили свой отпечаток годы гражданской войны. В данных условиях сформировалась жесткая централизованная административно-полицейская система управления, которая позволила большевикам выжить в военных условиях. После гражданской войны постепенно стало восстанавливаться право трудящихся на участие в управлении. Допущение в период НЕПа частной собственности и вызванный этим процесс усложнения форм хозяйственной деятельности требовал изменения местных органов власти.

В 1925 году принимается Положение "О городском Совете", по которому городской Совет является высшим органом власти на территории города в пределах своей компетенции. Таким  образом, предоставление местной власти в этот период относительной самостоятельности  в решении вопросов местной жизни  одновременно с допущением частного капитала решило задачу наиболее быстрого восстановления страны после гражданской  войны.

В советском государстве  периода смерти Сталина и после  него каких-либо существенных изменений  в организации управления не произошло.

Период правления Хрущева  ознаменовав собой разделение Советов  структурно на промышленные (городские) и сельские.

Централизованный контроль за колхозно-совхозной системой в  этот период ослаб, происходила реорганизация  управления. Данная реорганизация способствовала улучшению специализации и кооперации регионов, развитию местных предприятий.

Конституция 1977 года закрепила  положение "О развитом социализме" в преамбуле и открыто утвердила  власть партийно-бюрократического аппарата. Согласно данной Конституции, основу местной  власти и управления составили Советы депутатов трудящихся. Формой работы Советов являлись сессии. В своей  работе Советы опирались на постоянные и временные комиссии. Непосредственное управление осуществлялось исполнительными  комитетами. Исполкомы через отделы и управления руководили отраслями  и сферами местной жизни.

Таким образом, организационным  принципом построения и функционирования местных органов являлся демократический  централизм, в соответствии с которым  вышестоящие Советы осуществляли руководство  деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а  их волю, как известно, выполняли  Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэтому можно сделать  вывод о несовершенстве системы  Советов.

Восьмидесятые годы ознаменовали собой период возрождения общественно-территориальных  форм местного самоуправления. В этой связи, решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов  власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года. Данный закон определил  основные направления деятельности местных органов власти, принципы их формирования и деятельности, как  органов самоуправления. С понятием данного закона были сделаны первые шаги а пути утверждения принципиально  новых начал организации управления на местах в отличие от тех, которые  были ранее. Попытка введения местного самоуправления, не реформируя прежнюю  систему управления, не дала положительных  результатов. По сути, местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в организационном, ни в материальном, ни в правовом отношении. И только лишь Конституция Российской Федерации 1993 года признала местное самоуправление, выступив в качестве важнейшей правовой основы становления и развития новой  модели местного самоуправления.

Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято "Положение о  городских Советах". Данное положение  дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и  свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.

Полностью самоуправление не могло вступить в свои права к  началу 1930 года, так как система  местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного  партийного государства.

С начала времен "хрущевской оттепели" местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление народа. Оно было неотделимо от органов  государственной власти.

Интерес к местному самоуправлению вновь возник к началу 80-х годов. Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах  местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил  основные направления местных органов  власти, принципы их формирования и  деятельность как органов самоорганизации  граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как  представительные органы власти.

6 июля 1991 года был принят  Закон РСФСР "О местном самоуправлении  в РСФСР". С принятием этого  Закона в Росси начался процесс  реформирования местных органов  власти и формирования органов  местного самоуправления, а исполнительная  власть получила более широкие  полномочия и могла действовать  независимо, особенно в вопросах  административного управления, представительная  власть стала также иметь более  широкие полномочия. С принятием  данного Закона в российском  законодательстве было проведено  четкое разграничение компетенции  исполнительных и представительных  органов местного самоуправления.

Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации  основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.

Основным моментом становления  современной модели организации  местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции  Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

Информация о работе Территориальные основы МСУ