Территориальные основы МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта в данной работе выступают совокупность правоотношений, складывающихся в процессе реализации общих принципов организации местного самоуправления в сфере правового регулирования реформирования его территориальных основ.
Предметом - являются нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в Российской Федерации, в частности, процессы реформирования территориальных основ местного самоуправления в современный период.

Содержание

Введение

Глава 1. Законодательные основы территориальной организации МСУ
1.1 Становление территориальных основ МСУ
1.2 Законодательные основы местного самоуправления, виды и их характеристика.
Глава 2. Глава 2. Установление и изменение границ муниципальных территорий.
2.1 Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
2.2 Установление и изменение границ муниципальных образований.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 46.86 Кб (Скачать)

Надо различать понятия  «муниципальная территория» и «муниципальные земли», законом определен их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления всего множества полномочий местного самоуправления конкретных сообществ жителей.[7]

Муниципальная территория —  это и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собраний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муниципальная территория — объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные земли - гражданского и земельного права.

В закреплении границ муниципальных  образований действуют три основных правила:

1) в случае, если муниципальное  образование наделяется территорией,  совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административнотерриториальной единицы (населенного пункта);

2) в случае, если муниципальное  образование наделяется территорией,  совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов);

3) в случае, если муниципальное  образование наделяется территорией,  частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капитальные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).[2]

Границы территорий муниципальных  образований устанавливаются и  изменяются законами субъектов федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных  районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений  и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Последнее выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6

октября 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований.

Изменение границ муниципальных  районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

На основании изложенного  можно заключить, что для успешного  осуществления органами МСУ своих  полномочий необходимо наличие территории и четко установленных границ. И тут, как и везде, нужен порядок, поэтому возникла необходимость  разработки документов регулирующих процесс  изменения, образования и установления границ МСУ. 

 

   
Заключение

 

Первый этап проведения реформы, связанный с установлением (изменением) границ, территорий и нового статуса  муниципальных образований имеет  важнейшее, если не определяющее, значение для достижения положительных результатов  всей реформы местного самоуправления. Правильно «заложенные» территориальные  основы организации местной власти во многом предопределят эффективность  реформирования компетенционных, организационных  и финансовых основ местного самоуправления. Ошибки, допущенные на этом этапе, будут  проявляться в течение длительного  времени.

Процесс территориальных  изменений затронет не только существующие муниципальные образования, но и  скажется на сложившейся системе  взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с  федеральными территориальными органами исполнительной власти. И, самое главное, — реформа территориальной организации  местной власти прямо или косвенно затронет все население. Поэтому  новой редакцией Федерального закона предусмотрены гарантии участия  населения в этом процессе. Основной из таких гарантий, которая является прямым следствием конституционных  положений, является недопустимость изменения  границ и территорий существующих муниципальных  образований, изменение их статуса  без согласия населения.

Законом предусматривается, что с инициативой об изменении  границ могут выступить как население, так и органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, федеральные  органы власти. Однако в переходный период основным субъектом выдвижения инициативы об изменении границ и  преобразовании муниципальных образований  выступят органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому  необходимо обеспечить открытость принятия решений по вопросам установления и  изменения границ, территорий и статуса  муниципальных образований.

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» // Российская газета. 2003. 10 октября. 

2. Васильев А. А. Муниципальное  управление: Курс лекций. Изд. 4-е,  испр. и доп.- Н. Новгород:, Издатель: Гладкова  О. В., 2004. 454 с. 

3. Вобленко С. Ф. Основы  местного самоуправления: Учебное  пособие, Обнинск, 1997

4. Говоренкова Т.М., Жуков   А. И. Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление  и муниципальное устройство субъектов  Российской Федерации. / Справочник и комментарий. - М., 2000.

5. Концепции разграничения  полномочий органов публичной  власти по вертикали. / Аналитический  вестник № 1(194) ,М. 2003

 6. Подготовка рекомендаций по реализации требований новой редакции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формированию территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления.-  М., 2004.

7. Проблемы и перспективы  развития территориальных основ  местного самоуправления. //«Круглый стол» Совета Федерации 25 апреля 2001 года. Выпуск 14.

8. Реформирование территориальных  основ местного самоуправления: анализ Переходных положений  новой редакции Федерального  закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации») // Аналитический  вестник. 2004. № 7 (227).

9. СССР. Административно-территориальное  деление союзных республик на 1 января 1987 года. М., 1987.

10. Уткин Э.А., Денисов   А. Ф. Государственное и муниципальное  управление. М.: Ассоциация авторов  и издателей «Тандем». Издательство  «ЭКМОС», 2001 г. 304 с. 

11. Широков А. Н. Местное  самоуправление в политической  системе современной России: особенности  и проблемы становления. - Обнинск, 1997.

12. Шугрина Е. С. Проблемы  формирования территориальных основ  местного самоуправления // Муниципальное  управление. 2004. № 4.


Информация о работе Территориальные основы МСУ